Трагедия личности, семьи, народа в поэме А. А. Ахматовой "Реквием"
Трагедия личности, семьи, народа в поэме А. А. Ахматовой "Реквием"
1937 год. Страшная страница
нашей истории. Вспоминаются имена: О.
Мандельштам, В. Шаламов, А. Солженицын...
Десятки, тысячи имен. А за ними искалеченные
судьбы, безысходное горе, страх, отчаяние,
забвение. Но память
человека странно устроена. Она хранит
самое сокровенное, дорогое. И страшное...
"Белые одежды" В. Дудинцева, "Дети
Арбата" А. Рыбакова, "По праву
памяти" А. Твардовского, "Проблема
хлеба" В. Подмогильного, "Архипелаг
ГУЛАГ" А. Солженицына — эти и другие
произведения о трагических 30—40-х гг.
XX века стали достоянием нашего поколения,
совсем недавно перевернули наше сознание,
наше понимание истории и
современности. Поэма
А. Ахматовой "Реквием" — особое
произведение в этом ряду. Поэтесса
смогла в нем талантливо, ярко отразить
трагедию личности, семьи, народа. Сама
она прошла через ужасы сталинских
репрессий: был арестован и семнадцать
месяцев провел в сталинских застенках
сын Лев, под арестом находился и муж Н.
Пунин; погибли близкие и дорогие ей О.
Мандельштам, Б. Пильняк; с 1925 г. ни единой
ахматовской строчки не было опубликовано,
поэта словно вычеркнули из жизни. Эти
события и легли в основу поэмы
"Реквием".
Нет, и
не под чуждым небосводом, И
не под защитой чуждых крыл - Я
была тогда с моим народом, Там,
где мой народ, к несчастью,
был...
Семнадцать месяцев
кричу, Зову тебя
домой... Ты сын и ужас мой.
Узнала
я, как опадают лица, Как
из-под век выглядывает страх, Как
клинописи жесткие страницы Страдание
выводит на щеках...
Меня
поражает глубина и яркость переживаний
автора. Я забываю о том, что передо мной
художественное произведение. Я вижу
надломленную горем женщину, мать, жену,
которая сама не верит в возможность
пережить такое:
Нет,
это не я, это кто-то другой страдает. Я
бы, так не могла...
А
ведь когда-то была "насмешницей и
любимицей всех друзей, царскосельской
веселой грешницей..." Был любимый
муж., сын, радость творчества. Была
обычная человеческая жизнь с минутами
счастья и огорчений. А
теперь? Разве те огорчения могут
сравниться с происходящим
сейчас?! Картины, одна
страшнее другой, возникают при чтении
поэмы. Вот "уводили тебя на рассвете,
за тобой, как на выносе, шла..." А вот
"трехсотая, с передачею, под Крестами"
стояла, прожигая новогодний лед горячею
слезою. Вот "кидалась в ноги палачу"
и ждала казни. А когда "упало каменное
слово", училась убивать в себе память,
душу, училась жить снова. Мотив
смерти, окаменелого страдания звучит
в стихах поэтессы. Но,
несмотря на личное горе, лирическая
героиня сумела подняться над личным и
вобрать в себя горе других матерей, жен,
трагедию целого поколения, перед которой
"гнутся горы". И
снова страшные картины. Ленинград,
болтающийся "ненужным привеском",
"осужденных полки", "песня
разлуки". А "высокие звезды с душами
милых" стали теперь звездами смерти,
смотрят "ястребиным жарким оком".
Поэтесса размышляет о любимой родине,
о России, которая безвинно корчилась в
страданиях, о своих подругах по несчастью,
которые седели и старились в бесконечных
очередях. Ей бы хотелось всех вспомнить,
назвать поименно. Даже в новом горе и
накануне смерти не забудет она о них. И
памятник себе она хотела бы иметь не у
моря, где родилась, не в царскосельском
саду, где подружилась с музой, а у той
страшной стены, где стояла триста
часов. Устами лирической
героини поэтесса взывает к нашей памяти,
памяти своих современников и будущих
поколений. Поэма Анны
Ахматовой "Реквием" — это осуждение
насилия над личностью, приговор любому
тоталитарному режиму, который базируется
на крови, страданиях, унижениях как
отдельной личности, так и целого народа.
Став жертвой такого режима, поэтесса
взяла на себя право и обязанность
говорить от имени пострадавшего
многомиллионного народа. Передать
свою боль, выстраданные в несчастье
мысли помогли Ахматовой ее многогранный
талант художника слова, ее умение вести
диалог с читателем, доносить до него
самое сокровенное. Поэтому поэма
"Реквием" волнует читателей,
заставляет их задуматься о происходящем
вокруг. Это не только
надгробный плач, но и суровое предостережение
человечеству.