Это стихотворение
называется «Творчество», и взято оно
из цикла А.Ахматовой «Тайны ремесла».
Конечно же, здесь Ахматова рассказывает
о самом творчестве, а в самом первом
стихотворении этого цикла о том, как к
поэту приходит вдохновение. На мой
взгляд, это стихотворение можно разделить
на три части. В первой части говорится
о самом начале создания нового поэтического
произведения. Поэт ещё не знает, что
выйдет из-под его пера:
Бывает так: какая-то истома;
В ушах не умолкает бой часов;
Вдали раскат стихающего грома.
Неузнанных и пленных голосов
Мне чудятся и жалобы и стоны,
Сужается какой-то тайный круг…
Далее можно заметить, что у поэта
возникает основная мысль, вокруг которой
он будет строить всё своё стихотворение:
Но в этой бездне шепотов и звонов
Встает один, все победивший звук.
А в конце стихотворения мы видим, как
поэт находит слова и рифму, чтобы выразить
свои мысли. Вдохновение пришло к писателю,
и из-под его руки уже выходит законченное
произведение: Но вот
уже послышались слова
И легких рифм сигнальные звоночки,—
Тогда я начинаю понимать,
И просто продиктованные строчки
Ложатся в белоснежную тетрадь.
Можно заметить, что лексика на протяжении
всего стихотворения меняется. В первой
половине произведения Цветаева словами
старается всячески подчеркнуть шум,
суету окружающего мира: «бой часов»,
«раскат стихающего грома», «и жалобы и
стоны», «бездна шёпотов и звонов». Однако
во второй половине стихотворения всё
стихает, поэтому и лексика разительно
меняется. Теперь становится «непоправимо
тихо», тихо до такой степени, что даже
слышно, как «в лесу растёт трава», как
«по земле идёт с котомкой лихо». Всё это
далеко не случайно. Таким способом
поэтесса как бы делит своё стихотворение
на две части, в которых противопоставляет
друг другу два абсолютно разных «образных
мира». Первый мир – это мир обычный,
реальный, который окружает поэтессу, а
второй – это внутренний мир Ахматовой,
её духовное состояние в момент творчества.
В этом случае, на мой взгляд, роль
композиционного рубежа выполняет
строчка: «Встаёт один всё победивший
звук», – то есть к поэту приходит основная
мысль, вокруг которой он будет строить
своё стихотворение.
Однако это произведение А.Ахматовой
можно рассмотреть и с другой позиции.
Мне кажется, что здесь также прослеживается
связь с такими пушкинскими стихотворениями,
как «Пророк», «Эхо», «Стихи, сочинённые
ночью во время бессонницы…» и «Осень».
В таком случае стихотворение Ахматовой
делится на две другие части, на два
других «образных мира». Первая часть
заканчивается строчкой «Как по земле
идёт с котомкой лихо…». Здесь поэтесса
рисует окружающий её мир звуков: это
«бой часов», «раскат стихающего грома»,
различные голоса, «жалобы и стоны»,
«шёпоты и звоны», поэт даже слышит, «как
в лесу растёт трава» (это явный намёк
на строки Пушкина из его стихотворения
«Пророк»: «И внял я неба содроганье,/ И
горний ангелов полёт,/ И гад морских
подводный ход,/ И дальней лозы прозябанье»).
Вторая же часть рисует мир творчества,
стихию слова. Здесь и лексика меняется,
остаются только слова, имеющие
непосредственное отношение к творческой
работе поэта: это сами слова, «лёгкие
рифмы» и строчки, которые «ложатся в
белоснежную тетрадь».
В таком ракурсе и строчка «…Но в этой
бездне шёпотов и звонов / Встаёт один
всё победивший звук» принимает более
глубокое значение. Здесь слышен намёк
на строку Пушкина (также из стихотворения
«Пророк») «И бога глас ко мне воззвал»,
то есть можно сказать, что и Ахматова,
и Пушкин выражали одну и ту же мысль:
поэт творит по воле Бога. Именно Бог
даёт поэту вдохновение и водит его рукой
по бумаге. В этом, на мой взгляд, и
заключается художественная идея
стихотворения А.Ахматовой.
Само стихотворение близко, на мой взгляд,
символизму и романтизму. Символизму –
так как все образы в стихотворении
многозначны; нельзя точно сказать, что
значили для Ахматовой «неузнанные и
пленные голоса», «жалобы и стоны»,
«какой-то тайный круг». А к романтизму
это стихотворение можно отнести потому,
что в нём воссоздаётся атмосфера чего-то
чудесного, таинственного и фантастического.
Ахматова специально выбирает эти
литературные направления, потому что
именно они позволяют ей наиболее глубоко
выразить свои мысли и быть при этом
понятой читателями.
У В.Брюсова есть одноимённое стихотворение.
В нём, как и в ахматовском, описывается
состояние поэта в момент поэтического
вдохновения, в момент творчества. Однако
нужно заметить, что у стихотворений
есть довольно существенные различия.
Хоть они и относятся к одной литературной
эпохе, ахматовские стихи более понятны,
на мой взгляд, для читателя. Она пишет
всё достаточно ясно, не вдаваясь сильно
в настоящий символизм. Брюсов же наоборот
запечатлевает всё в символах (не зря
его называли «отцом русского символизма»),
не выражая свои мысли прямо, а лишь
намекая на них и рассчитывая, что читатель
сможет домыслить всё сам.
И, конечно же, существуют стихотворения,
родственные произведению А.Ахматовой
«Творчество» по сюжету и тематике. На
мой взгляд, к ним относятся стихотворения
А.С.Пушкина – «Пророк», «Эхо», «Осень»,
«Стихи, сочинённые ночью во время
бессонницы…», Н.Гумилёва – «Творчество»,
А.Блока – цикл «Ямбы», С.Есенина – «Мы
теперь уходим понемногу…» и В.Маяковского
– «Во весь голос».