За всю историю человечества
война не увеличивала количество людей,
а наоборот сопровождалась большим
количеством жертв. Таким образом, война
может определяться следующим понятием:
совокупность различных жертв. Возможно,
именно поэтому многие личности не
принимают войну, несмотря на то, что та
является необходимым элементом в
историческом процессе. Например, в своем
произведении «Война и мир» Лев Толстой
не считает войну необходимым процессом,
кроме той, которая носит освободительный
характер. «Война есть противное всему
человеческому разуму и всей человеческой
природе событие» Так как любая война –
это жертвы, кровь, слезы, страдания, то
гражданская война, будучи войной, между
гражданами одного государства, будет
являться характерным примером того,
где будет нарушаться извечный закон
бытия – «не пролей крови ближнего
своего».
На примере
некоторых рассказов Бабеля мы можем
убедиться в правдивости этих страшных
особенностей гражданских войн, но, тем
не менее, это факт, когда ради одной идеи
люди, близкие друг другу, люди одной
крови идут на убийство друг друга.
Толстой в произведении «Война и мир»
указывает нам на то, что война – это
ужасное и необъяснимое явление, в котором
участвуют все по непонятной им причине.
«Почему происходит война или революция?
Мы не знаем; мы знаем только, что для
совершения того или иного действия люди
складываются в известные соединения и
участвуют все; и мы говорим, что это так
есть, потому что немыслимо иначе, что
это закон».
В рассказе
Бабеля «Письмо» мальчик Василий Курдюков
пишет матери о воюющих, как и он, за
красных, братьях. Одного из них, Федора,
попавшего в плен, убил папаша-белогвардеец,
командир роты у Денкина, «стражник при
старом режиме». Он резал сына до темноты,
«говоря – шкура, красная собака, сукин
сын и разно», «пока брат Федор Тимофеевич
не кончился». А спустя некоторое время
сам «папаша», пытавшийся спрятаться,
нахально перекрасив бороду, попадается
в руки другого сына, Степана, и тот, услав
со двора братишку Васю, в свою очередь
кончает «папашу».
Это во время гражданской войны, которая
разделила народ на две воюющие стороны,
происходили такие страшные вещи, что
вместо того, чтобы жить мирно с семьей
и защищать друг друга, «папаша» режет
сына, а другой сын режет «папашу». Во
время войн не работают традиционные и
общественные правила поведения.
Гражданская война все запутывает,
выжигает, уничтожает и нарушает извечные
законы бытия.
Предельно
мощные последствия гражданской войны
показаны в рассказе Исаака Бабеля
«Прищепа». У молодого кубанца Прищепы,
бежавшего от белых, в отместку убивают
его родителей. Имущество расхитили
соседи. Когда белых прогнали, Прищепа
возвращается в родную станицу. Он берет
телегу и идет по домам собирать свои
граммофоны, жбаны для квасов и расшитые
матерью полотенца. В тех хатах, где он
находит вещи матери и отца, Прищепа
оставляет «подколотых старух, собак,
повешенных над колодцем, иконы, загаженные
пометом». Расставив собранные вещи по
местам, он запирается в отчем доме и
двое суток пьет, плачет, поет и рубит
шашкой столы. На третью ночь пламя
занимается над его хатой.
Война сама по себе, кроме как историческим
процессом, также является страшным
явлением, связанным с жертвами, кровью,
болью, страданием. Гражданская война
тем страшнее, что проливается не кровь
чуждого человека, а что «кровь ближнего
своего проливают». Настолько эта война
уничтожает, запутывает и выжигает.
В гражданских войнах нарушается извечный закон бытия - "Не пролей крови ближнего своего" (по рассказам И. Бабеля)