Состоит из пяти разделов,
каждый из которых рассматривается как
полная Араньяка. Первый раздел в основном
посвящён маха-врате, описания которой
имеют ритуалистический характер. Второй
раздел состоит из шести глав, из которых
первые три описывают прана-видью — где
«прана» означает «жизненный воздух»
который является не только жизненной
энергией тела, но и живым духом всех мантр и
всех Вед. В этой части Араньяки
содержаться специфические описания
того, как следуя ведическим предписаниям
и совершая определённые яджны, можно
в следующей жизни родится одним
из дев — Агни (богом
огня), Сурьей (богом Солнца)
или Ваю (богом ветра), или, в случае
нарушения ведических предписаний,
воплотится среди низших форм жизни,
таких как птицы или рептилии.
Четвёртая, пятая и шестая главы второго
раздела «А.-а.» составляют
«Айтарея-упанишаду». Третий раздел
данной «А.-а.» также известен как
«Самхита-упанишада». В ней обстоятельно
излагаются различные темы — такие как
пада-патха, крама-патха, и др. — от
повторения гимнов Вед, до ньансов свар.
Четвёртый и пятый разделы по своему
содержанию чисто технические и ритуальные
— соответственно они посвящены мантрам,
называемым «Маханамни» и яджне «Мадхьяндина».
Именно в «А.-а.» рекомендуется
поклонятся олицетворённой пране в форме
различных дев и риши. Олицетворением
праны выступает Вишвамитра —
потому что всяВселенная (вишва)
является объектом опыта этого пранического
бога. Прана это также Вамадева —
потому что слово «вама» указывает на
уважение и на обладание позиции, достойной
поклонения и служения. Она также и Атри,
потому что слово траяте в атри указывает
на прану как на защиту от грехов. Прана
входит в тело и поддерживает его, поэтому
она Бхарадваджа — где слово бхара означает
«поддерживать», а слово ваджа —
бренное материальное тело, которое
приводится в движение праной. Васиштха —
тоже Прана, потому что слово вас указывает
на присутствующие в теле благодаря
пране же чувства.