Автосцепка,
устройство для автоматического сцепления
железнодорожного подвижного состава,
передачи и смягчения действия продольных
усилий, развиваемых при движении и
остановке поезда, а также при маневровой
работе. Обеспечивает автоматическое
сцепление подвижного состава при
соударении, автоматическое возвращение
деталей механизма в положение готовности
к сцеплению после разведения подвижного
состава и возможность работы «на
буфер»,
когда при соударении А. их
сцепления не требуется. Расцепление
производится вручную (при этом человек
не заходит между вагонами).
На рис. показана А. и её расположение на вагоне. В корпусе А. 13 размещаются детали механизма сцепления. Тяговый хомут 6 с помощью клина 8, закрепленного болтами, упорной плиты 7, переднего 9 и заднего 1 упоров передаёт через поглощающий аппарат 5 продольные растягивающие и сжимающие усилия от корпуса А. на раму вагона. Маятниковые подвески 11 и центрирующая балка 12возвращают в центральное положение отклоненный корпус А. Расцепной рычаг 3, удерживаемый кронштейном2 и державкой 10, и цепь 14 предназначены для расцепления А. и установки механизма в выключенное положение при необходимости работы "на буфер"; поддерживающая планка 4 служит для удержания тягового хомута с поглощающим аппаратом и упорной плитой. Корпус сцепки имеет два зуба — большой и малый, между которыми образован зев. При сцеплении малый зуб одной сцепки входит в зев другой, а расположенные в корпусе А. замки нажимают один на другой и входят в карманы корпусов 13, обеспечивая сцепление. В сцепленном состоянии замкодержатель препятствует саморасцеплению А. в пути под влиянием ударов и толчков. Для расцепления А. необходимо поворотом валика подъёмника любой из сцепок сначала отпереть соответствующий замкодержатель, а затем отвести замок назад. В положение готовности к новому сцеплению замки приводятся при выводе малого зуба из зева или без разведения А. (при ошибочном расцеплении) — поднятием замкодержателя.