|
Конспект и презентация к уроку литературы по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"Конспект и презентация к уроку литературы по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"Слайд №1 В Петербурге Достоевского или «лик мира сего» (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание", 10-й класс) Цели и задачи: 1) Актуализировать знания учащихся о Петербурге в русской литературе XIX века; 2) Показать особенности города «униженных и оскорбленных» в романе «Преступление и наказание», средства его изображения, сходство и отличие образа Петербурга Достоевского с образами Петербурга в произведениях 1810-1860-х годов; 3) Подвести к осмыслению главного конфликта романа – конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым; 4) Продолжать развивать умение учащихся внимательно читать текст, комментировать и анализировать его, умение сопоставлять, размышлять, высказывать свои суждения; 5) Продолжать развивать навыки учащихся воспринимать и интерпретировать художественное произведение.
Оборудование: 1) компьютер, видеопроектор, экран; 2)Презентация (слайды к уроку) Слайд №2. Эпиграфы к уроку:
О Петербург, проклятый Петербург!
Город пышный, город бедный, Ход урока Приветствие, орг. момент.
Актуализация знаний учащихся Слайд №3. Да, сегодня на уроке мы будем говорить о Петербурге, Петербурге Достоевского. Но прежде, чем мы перейдем к теме, вспомните, каким предстает Петербург в известных вам произведениях 1-ой половины XIX века. (Учащиеся отмечают, что тема Петербурга в русской литературе была положена еще в XVIII веке М.В. Ломоносовым, а в XIX веке продолжена А.С. Пушкиным в петербургской повести «Медный всадник» и романе в стихах «Евгений Онегин». У Пушкина в «Медном всаднике» Петербург приобретает возвышенный образ, в поэме он пишет, что любит этот город, Петербург грандиозен, красив и противопоставлен Москве. Пушкин постоянно повторяет слово «люблю», он гордится этим городом. В романе в стихах «Евгений Онегин» Пушкин показывает картины петербургской жизни начала XIX века. Для него это город больших надежд, благородных стремлений. Он пытается воссоздать атмосферу, которая была присуща Петербургу тех лет. На это указывают имена, слова, связанные с конкретными ассоциациями. Но учащиеся отметят, что Петербург Пушкина двойственен. Пушкин показывает в своих произведениях противоречивый город, одиночество человека в Петербурге, город даже сводит с ума героя. Слово учителя: На протяжении полутора столетий образ города Петербурга менялся, менялись и чувства авторов к этому городу – от восхищения к презрению. Посмотрим сегодня на северную столицу глазами Ф.М. Достоевского. Описываемые в романе события происходят в Петербурге в 60-е годы XIX века. Писатель считал Петербург «самым фантастическим городом на земле», поэтому неслучайно «самый фантастический роман» был создан на петербургском материале. Интерес к теме Петербурга начал развиваться с самого основания города. На протяжении столетий Петербург являлся центром живого взаимодействия России с Европой и всем миром, своего рода лабораторией, где русская национальная культура разрабатывала связи и взаимодействия с иноязычными культурами. Даже в самом имени города соединились три языка: санкт – латинское слово, что в переводе означает «святой», Петер – греческое слово и в переводе означает «камень, скала», бург – слово немецкое и имеет значение «замок, крепость». Почти со времени основания Петербурга сосуществовали две противоречивые тенденции в его оценке и роли в судьбе России. С одной стороны, «Северная Пальмира», «чудотворный град», победитель стихии, с другой – проклятый город с нерусским именем, народное пророчество «Петербургу быть пусту». Каким же увидел город Достоевский? -Сегодня мы с вами совершим экскурсию по Петербургу Достоевского и постараемся понять, в чем же особенности этого города, какими средствами и приемами изображает этот город Достоевский, как Петербург влияет на жизнь героев романа «Преступление и наказание», найдем сходство и отличие Петербурга Достоевского от Петербурга, изображенного писателями в 18 и 1-й половине XIX века. Запись темы урока и эпиграфов к нему. Объяснение нового материала
Обратите внимание на эпиграфы. Каким
видит Петербург Жуковский, и каким он
предстает у Пушкина.
На каком приеме строит свое описание
Петербурга Пушкин? Какие ассоциации вызывает у вас слово Петербург, когда вы слышите его? (Учащиеся высказывают противоположные точки зрения. Для одних этот город ассоциируется с серостью, грязью, для других – с праздником, ажурностью) Достоевский описывает Петербург в своем романе при помощи городского пейзажа, сцен уличной жизни и интерьеров. Слайд № 4.
Что такое пейзаж? А городской пейзаж?
Что такое интерьер? Слайд № 5 Начертите себе схему.
-Каковы ваши первые впечатления от Петербурга, изображенного Достоевским? -Соотносятся ли ваши впечатления с вашими ассоциациями со словом Петербург? Итак, Раскольников выходит из своей каморки на улицы города. Какая атмосфера царит на них? Подтвердите свои ответы цитатами из текста. («На улице жара стояла страшная… грустный колорит картины» ч.1 гл.1; «На улице опять жара стояла страшная…грустный колорит картины» ч.2 гл.1; «Был уже поздний вечер… пылью, стоячей водой» гл.6) Выявите закономерность в этих описаниях.(Все описания построены на одних и тех же деталях – страшная жара, пыль, дурные запахи, пестрая толпа)
-Как эта атмосфера влияет на
Раскольникова?
-Расскажите о внешнем облике людей,
которые встречаются Раскольникову на
этих улицах.
-Каков сам Раскольников?
-Какие впечатления произвели на вас
эти люди и почему? -Итак, одним из средств изображения Петербурга Достоевский выбирает городской пейзаж.
-Какие сцены уличной жизни вас наиболее
потрясли?
-Что отражают эти сцены?
-Для чего Достоевский показывает эти
сцены? Зачем он так часто выносит действие
романа на улицу, площадь, в распивочные?
-К какому выводу приводят нас сцены
уличной жизни? -Подведем небольшой итог. Еще одним средством изображения Петербурга являются уличные сцены. Перейдем к интерьерам, в которых обитают жители Петербурга. Что мы в них увидим?
-Найдите описание каморки Раскольникова.
-Как ощущает себя герой в этом
жилище?
-Найдите описания комнаты Мармеладовых
и Сони, а также описание номера в
гостинице, в котором останавливается
Свидригайлов. Зачитайте их.
-Какие повторяющиеся детали обращают
на себя внимание?
-Что есть общего между обликом комнат
и судьбой живших в них людей? -Обратите внимание, что у героев вообще нет дома как такового, это временное пристанище, в котором они чувствуют себя крайне дискомфортно. Но это лучше, чем вообще без крыши над головой.
-Описание каких помещений помимо квартир
мы наблюдаем в романе? -Что мы видим в этих помещениях?
-Какими предстают перед нами лестницы
домов? Приведите примеры из текста. -Итак, третье средство изображения Петербурга Достоевским – это интерьеры.
-Подумайте, какова символика цвета в
изображении Петербурга? Какой цвет
преобладает в романе? Приведите
примеры.
-Случайно ли это? Почему именно этот
цвет?
-Можем ли мы назвать город соучастником
скрытых преступлений?
-В начале урока мы сказали, что Петербург
в своих произведениях изображали многие
писатели. Что же общего имеет Петербург
Достоевского с изображаемым Петербургом
его предшественников? -Вернемся к эпиграфу урока. У Пушкина образ Петербурга строится на приеме антитезы. А есть ли у Достоевского «другой» Петербург? (Есть. Раскольников идет к Разумихину и видит совсем другой пейзаж, отличный от того, что он видит обычно на улицах Петербурга. «Таким образом пошел он… прежде, чем они скрывались из глаз» ч.1 гл.5; «Он зажал двугривенный в руку…для него эта пышная картина» ч.2гл.2)
Как влияет этот Петербург на
Раскольникова? -Какие еще черты говорят о противоречивости Петербурга Достоевского? (Голодный студент и разряженные женщины, богатые особняки, широкие проспекты и распивочные, трущобные гостиницы, закоулки и глухие дворы, прекрасный, но холодный фасад города и улицы, прилегающие к Сенной площади, на которых творится зло) Слайд № 6.
-Какой вывод мы можем сделать? Каким
предстает Петербург Достоевского в
романе «Преступление и наказание»? -Нужно отметить, что Достоевский считал, что «большой город –дьявольское создание цивилизации – имеет на душу пагубное влияние». -Запишите вывод в тетрадь, продолжив фразу «Петербург Достоевского – это…» Закрепление изученного материала. Слайд №7 Домашнее задание. Напишите сочинение - миниатюру по одной из предложенных тем: 1.Трущобы Достоевского 2.Прогулка по Петербургу Достоевского. 3. Почему Петербург Достоевского желтый? |
Loading
|