Год: 2003
Издательство: Академия
ISBN:
5-7695-1341-1
Серия: Высшее образование
Язык:
Русский
Формат: PDF
Качество:
Отсканированные страницы + слой
распознанного текста
Количество
страниц: 174
Учебное пособие
посвящено проблеме развития детей в
период перехода от дошкольного к младшему
школьному возрасту. Представлены
основные подходы отечественных
исследователей к рассмотрению
психологического содержания кризиса
7 лет. Предлагаются диагностические
методики, позволяющие определить
доминирующее содержание детско-родительского
общения, а также программа групповой
развивающей работы педагога-психолога
с детьми 6-7 лет.
Может быть полезно
широкому кругу читателей, интересующихся
вопросами детского развития.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИИ.......................................................................................................6
Сива 1. РАННЕЕ ДЕТСТВО (теоретическая справка)
Периодизации детского возраста........................................................8
Физическое развитие детей раннего возраста......................................13
Темперамент...............................................................................................17
Предпосылки развития личности............................................................21
Общение со взрослыми.............................................................................23
Общение со сверстниками.......................................................................25
Игра............................................................................................................28
1 Ьзнавательные процессы.......................................................................32
Эмоциональное развитие..........................................................................37
Кризис трех лет..........................................................................................40
Глава 2. KOPPHKIЩОННО-ДИЛГПОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ
Игровая терапия.......................................................................................44
Коррекпиоппая работа с агрессивными детьми...................................46
Коррекпиоппая работа с гиперактивными детьми...............................50
Коррекционная работа с аушчными детьми........................................54
Коррекциониая работа с тревожными детьми.....................................57
Диагностика..............................................................................................61
Работа с родителями.................................................................................67
Работа в команде........................................................................................70
Глава 3. ОПИСАНИИ ТРЕНИНГА
День первый................................................................................................73
День второй................................................................................................87
День третий...............................................................................................103
День четвертый........................................................................................112
Дополнительные шры и упражнения...................................................121
Упражнение «Игры па развитие навыков общения детей раннего
возраста со взрослыми»....................................................................121
Упражнение «Развитие ребенка раннего возраста»....................122
Упражнение «Что осталось 'за кадром»........................................122 Упражнение «Новогодний набор» (модификация упражнения К. Фопеля( 1999) «Горни яблоко»).................................................123 Упражнение «Приему психолога».................................................124 Глата 4. ИГРЫ Игры в детском саду..............................................................................125 Игра «Липучки».................................................................................126 Игра «Карусели» (ШинииынаЛ. М., СПб.. 1998)..........................126 Игра «Конуру»..................................................................................127 И гра «11 аро вози к».............................................................................127 Игра «Черепаха»................................................................................128 Игра «Ищудруга»..............................................................................128 Игра «Только вместе».......................................................................129 Игра «Самолеты» (модификация игры С.Я.Аииитс, М.. 1978).....................................................................129 Игра «Помоги Тане».........................................................................130 Игра «Это я. Уэнай меня » (известная игра)..................................131 Игра «Постарайся отгадать»..........................................................131 Игра «Мишка и мышка»....................................:..............................132 Игра «Лакомство для друга»...........................................................132 Игра «Улитка»...................................................................................134 Игра «Добрый бегемотик»..............................................................135 Игра «Самолет летит по небу».......................................................135 Игра «Мой хороший попугай».........................................................136 Игра «Паучки и комары»..................................................................136 Игра «Поймай зайчика» (Смирнова О. II., 2000)...........................137 Игра «Зеркало» (Ко-шкО. И., 1999)...............................................137 Игра «Волшебное зеркало» (Филиппам А. Д., М.. 1963)............138 Игра «Том и Джерри» (модификация известной шры)...............138 Игра «Пузырь» (известная игра)....................................................139 Игра «Пушинка» (КозакО. К, 1999)..............................................139 Игра «Черепахи»...............................................................................140 Игра «Живаякартинка»...................................................................140 Игра «Колокольчик»........................................................................141 Игра «Покажи нос» (Васильева Е. А.)...........................................141 Игра «Л я ганки».................................................................................142 Игра «Зайчик»....................................................................................143 Игра «Коршун» (модификация игры Килышо П. П.. М., 1965).. 143 Игра «Дождик» (НИМ Калининского района).............................J44 Игра «Ежики дождик» (модификация игры Л. Дыкман (1998), Е. Ларечипой)....................................................................................145 Игра «Утреннее приветствие» (модифнкацияЛаречииой Е.).....146 ПРИЛОЖЕНИЕ 18 Таблица «Динамика развития речи па разных этапах раннего детства»................. ........................................ 163 ПРИЛОЖЕНИЕ В Список высказываний к упражнению «Опять опоздал»............................163 ПРИЛОЖЕНИЕ 20 Список ситуаций для проведения упражнения «Горячо, утюг».................164 ПРИЛОЖИ НИ К 21 Карточки с вопросами для упражнения « Телефон доверия».....................165 приложи ни К 22 Предметы и материалы, рекомендуемые для детей от 1,5 до 2 лет (по Б. Уайту)____________________________________________________________________________________________166 ПРИЛОЖЕНИЕ 23 Игры яля детей раннего возраста различных типов темперамента...........166 ПРИЛОЖЕНИЕ 24 Образцы самодельных книг ятя детей......................................................167 приложи ни и: и Список положительных и отрицательных черт детей трех лет, сое га влеппый роди гелям и.........................................................................170 ПРИЛОЖЕНИЕ 26 Таблица ятя упражнения «Хорошо и плохо»...........................................171 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ........................................................................ ПРИЛОЖЕНИЕ1 Анкета участника международного симпозиума (к упражнению «Международный симпозиум»)................................................................147 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Вопросы к упражнению «Международный симпозиум»...........................147 ПРИЛОЖКНИК.1 Наклейка на конверт к упражнению «Письмо самому себе»....................149 11РИЛОЖКНИН4 Психологи и педагоги о периоде раннего детства (цитаты)........................149 ПРИЛОЖЕНИЕ 5 К упражнению «I [сиходогический порфст ребенка pai и ic го нозрас1'а»....................................................................................151 ПРИЛОЖЕНИЕ и Цикличность настроения и поведения детей.............................................152 [ 1РИЛОЖКНИ К 7 Возрастная шкала психического развития ребенка...................................152 [ 1РИЛОЖКНИК 8 Анкета для родителей...............................................................................153 ПРИЛОЖЕНИЕ') Карточки для проведения упражнения «Учимся наблюдать».....................154 ПРИЛОЖЕНИЕ 10 Рекомендации по проведению консультаций с родителями (обратной связи) но результатам наблюдения за ребенком...................................................155 ПРИЛОЖЕНИЕ 11 Тип темперамента взрослых (анкет)........................................................156 ПРИЛОЖЕНИЕ 12 Определение типа темперамента ребенка................................................158 ПРИЛОЖЕНИЕ 13 Карточки для упражнения «Уронили мишку на пол»................................159 ПРИЛОЖЕНИИ 14 Список трудностей взаимодействия с детьми раннего возраста................160 ПРИЛОЖЕНИЕ 15 Бланк для упражнения «Работа в команде»........................................161 ПРИЛОЖЕНИЕ 10 Карточки с ситуациями для проведения упражнения «Работа в команде»...............................................................................................162 ПРИЛОЖЕНИЕ 17 Картинка к упражнению «Трудно быть гиперактивным»..........................162
Введение
Именно в первые три года жизни дети научаются тому, что будут использовать в течение всей дальнейшей жизни. Если взрослые на протяжении этого возрастного периода оказывают поддержку ребенку, он будет гораздо быстрее развиваться, Кроме того, результатом искреннего и доброжелательного общения взрослого и ребенка окажутся сформированные у малыша чувство доверия к миру, привязанность к родителям и другим близким людям. И мы, взрослые, несем ответственность за то, какими вырастут дети.
В настоящее время в нашей стране проводится ряд мероприятий, направленных на улучшение положения детей. Как отмечает А. И. Захаров (1997), «общество начинает все больше и больше понимать, что его основы закладываются вдетстве и психическое здоровье — одно из наиболее ценных приобретений» (с. 6). Однако меры эти недостаточны.
В предисловии к книге «Конвенция о правах ребенка и реальности детства в России» (1993) Е. Ф. Л ахова, советник президента России по вопросам семьи, материнства и детства, отмечает, что в нашей стране растет уровень детской смертности, ухудшается состояние здоровья детей, увеличивается число детей-сирот, инвалидов, растет детская и подростковая преступность. Цифры, приведенные в государственном докладе «О положении детей в Российской Федерации» (1993) свидетельствуют о тяжелом положении и состоянии здоровья детей, в том числе детей от 0 до 3 лет.
Р. Ж. Мухамедрахимов (1999) приводит следующие данные экспертов: «При сохранении наблюдаемых тенденций к 2015 году в России доля здоровых детей среди новорожденных может сократиться до 15—20%» (с. 190).
С целью улучшения сложившегося положения целесообразно осуществить:
- разработку и внедрение специальных программ для детей от 0 до 3 лет;
- организацию комплекса скоординированных служб (социальных, педагогических, психологических, медицинских и др.) для младенцев групп риска и их семей;
- подготовку специалистов для работы с детьми от 0 до 3 лет.
Проведенный Р. Ж. Мухамедрахимовым опрос матерей младенцев и детей раннего возраста, проживающих в Санкт-Петербурге, выявил острую потребность родителей в информации отом, как растут и развиваются дети, как учить детей, как играть с ними, как разговаривать с малышами.
Таким образом, выявленные потребности еще раз свидетельствуют о недостаточном уровне обслуживания, социальной поддержки и информирования родителей детей этих возрастных категорий. Именно поэтому необходимо уделять внимание созданию специальных программ для детей от 0 до 3 лет, подготовке специалистов для работы с ними, повышению уровня информационно-профилактической работы с родителями детей раннего возрастай с будущими родителями.
Данная книга является обобщением многолетнего опыта работы авторов с детьми раннего возраста.
Книга имеет следующую структуру: в главах 1 и 2 собран теоретический материал, которым тренер может пользоваться при подготовке к занятиям, а также при проведении семинаров и встреч просветительского характера. В главе 3 представлены примерный план и программа проведения семинара-тренинга. Данный тренинг рассчитан на 4 встречи, его участниками могут быть педагога, медики, родители, психологи, начинающие работать в области психологии раннего возраста. Для тренеров, которые любят экспериментировать, приводятся дополнительные игры и упражнения, не включенные в данный вариант, но используемые нами. Глава 4 содержит авторские и уже известные игры для работы с детьми раннего возраста. Эта глава выполняет двоякую функцию — с одной стороны, подборка игр может быть использована в тренинге для проведения некоторых упражнений, с другой стороны — данные игры помогут тренеру в осуществлении коррекционной работы, педагогам (логопедам, дефектологам, воспитателям) — при проведении индивидуальных и групповых занятий. В завершение даны приложения. Это раздаточный материал для тренинга. Мы надеемся, что он поможет сэкономить драгоценное время наших коллег тренеров. И наконец, для тех, кто захочет почерпнуть более развернутые сведения о периоде раннего детства, приводится список литературы.
В работе надданной книгой авторам помогали коллеги — психологи и педагоги, которым выражается глубокая признательность.
Психологи М. В. Луткина (ДОУ№ 17) и О. А. Орехова (ДОУ № 12), старший воспитатель М. В. Лебедева (ДОУ № 1) принимали участие в диагностическом обследовании детей, студентка института Управления и Экономики Н. С. Васькова участвовала в подготовке рукописи.
Логопеды-дефектологи Г. Д. Черпанова и А А. Слухова, психолог ДОУ № 52 С. М. Гребнева, психолог дома ребенка г. Мурманска Л. В. Левчук, сотрудники Центра психолого-медико-социального сопровождения Калининского района СПб., а также коллега из США Анастасия Иваненко любезно предоставили свои практические наработки.