|
Курт Левин. Динамическая психология: избранные трудыКурт Левин. Год выпуска: 2001 Издательство: «Смысл» ISBN: 5-89357-092-8 Курт Левин — методолог научной психологии Если попытаться построить нечто вроде рейтинга психологов по степени их влияния на развитие психологической науки, как при жизни, так и после своей смерти, мало сомнений, что Курт Левин войдет, по меньшй мере, в первую десятку. Гордон Олпорт в статье с выразительным названием «Гений Курта Левина» назвал его «возможно, самым оригинальным мыслителем XX века»1 . Курт Левин не прожил и шестидесяти лет, но мало кто оказал столь мощное и одновременно широкое влияние на очень многие направления и разделы психологии, как он. Он не только внес вклад в психологическое знание — он во многом определил сами пути, которыми оно развивалось, и формы, которые оно принимало. Кроме того, для российских психологов имя Левина несет в себе не только научное значение, но и специфический личностный смысл. Хотя до 2000 года работы Левина (за исключением отдельных статей) не выходили на русском языке, исторически сложилось так, что этот автор воспринимался у нас как в наибольшей степени «свой» из всех зарубежных классиков. В тридцатые годы Левин бывал в Москве, общался и переписывался с Л.С.Выготским и А.Р.Лурия, которые планировали перевод работ Левина на русский2. Тогда же некоторые берлинские ученики Левина приехали в Советский Союз и стали работать у нас, привнося его идеи и подходы в становившуюся советскую психологию. Наиболее известна из них Блюма Вульфовна Зейгарник, которая долгие годы была одним из ведущих профессоров факультета психологии МГУ. Ниже мы коснемся конкретного влияния идей Левина на деятельностный подход и теоретических перекличек между ними, во многом благодаря которым подход Левина в той мере, в которой он был известен в нашей стране, воспринимался у нас с симпатией и даже в период наиболее жесткой нормативной идеологической критики в адрес всех без исключения направлений «буржуазной» психологии его «ругали» более чем мягко. Известность же Левина в нашей стране долгие годы ограничивалась посвященной ему небольшой книгой Б.В.Зейгарник3, в которой излагались преимущественно его конкретно-теоретические положения и экспериментальные подходы первого — берлинского — периода его деятельности, а также сокращенными переводами некоторых статей, включенных в хрестоматии по истории психологии. Только в 2000 году началось полноценное знакомство российских читателей со взглядами Левина по первоисточникам. Это знакомство началось «с конца» — с двух последних книг Левина, вышедших в свет уже после его смерти и включавших избранные статьи американского периода его деятельности4. В российское издание одной из них был включен, в частности, весьма объемистый и содержательный очерк жизни и творчества Левина, написанный Н.В.Гришиной5, что отчасти облегчает нашу задачу и позволяет в данном издании обойтись без изложения многих биографических обстоятельств жизни Левина. Его внешняя научная биография выглядит довольно простой (чего не скажешь о его интеллектуальной биографии): родился в 1890 году, в 1920-е годы работал в Берлинском университете и создал школу экспериментального исследования действий и аффективных процессов, по своим теоретическим взглядам был близок к гештальтпсихологам, с приходом Гитлера к . власти эмигрировал в США, где его теории приобрели утонченно формализованный оттенок, а экспериментальные интересы сдвинулись в сторону исследования групповых и вообще социальных процессов; умер в 1947 году. В очерке Н.В.Гришиной весьма подробно проанализированы работы Левина американского периода, более ранним же трудам уделено значительно меньше внимания. Для психологии XXI в. значение и актуальность многого из созданного Леви-ном 50—80 лет тому назад определяется, на наш взгляд, прежде всего тем, что Левин принадлежал к числу не столь уж многих психологов двадцатого века, работавших методологически осознанно и осмысленно. С самого начала его работы в области психологии проблема методологии, то есть вопрос о том, каким должно быть научное психологическое мышление, оказывается в центре его интересов и занимает это место до самого конца. Благодаря этому Левину удалось не только резко расширить сферу экспериментальной психологии, включив в нее целые области, которые ранее считались недоступными строго научному изучению — процессы эмоций и образования намерения, волю и постановку целей, стиль лидерства и групповую атмосферу, проблемы власти и социальных изменений и т.д. (этот перечень можно продолжать очень долго), — но и создать к концу жизни такой способ психологического мышления, который еще далеко не полностью освоен современной психологией и до сих пор не исчерпал своих эвристических возможностей. Поэтому задача составителей данного издания и авторов вступительной статьи — представить Курта Левина по возможности системно — как мыслителя, взгляды которого охватывали разные области и уровни психологического знания и развивались с течением времени, — сохранив при этом в центре внимания фигуру Левина-методолога. Мы до сих пор находим у него полезные ответы на многие психологические задачи, с которыми сталкиваемся, но самое ценное в его работах — не эти ответы, а способы решения. Ученые охотно делятся с нами своими мыслями, но многие ли способны, как Левин, поделиться мышлением? Содержание Курт Левин — методолог научной психологии Д.А.Леонтьев, Е.Ю.Патяева..............................................................................3 МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Закон и эксперимент в психологии........................................................................23 Переход от аристотелевского к галилеевскому СПОСОБУ МЫШЛЕНИЯ в БИОЛОГИИ и психологии ............................................54 ДИНАМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ДЕЙСТВИЯ Военный ландшафт...................................................................................................87 Намерение, воля и потребность..............................................................................94 Психологическая ситуация награды и наказания...............................................165 Влияние сил окружающей среды на поведение и развитие ребенка.................206 ТЕОРИЯ ПОЛЯ В СОЦИАЛЬНЫХ НАУКАХ Определение «поля в данный момент времени»..................................................239 Теория поля и научение.........................................................................................251 Регрессия, ретрогрессия и развитие......................................................................271 Теория поля и эксперимент в социальной психологии......................................303 Проблемы социально-психологического исследования.....................................321 Передовые рубежи в исследовании групповой динамики...................................332 Поведение и развитие ребенка как функция от ситуации в целом................372 ШКОЛА ЛЕВИНА Блюма Зейгарник Запоминание законченных и незаконченных действий..........................427 Анитра Карстен Психическое насыщение.............................................................................496 Тамара Дембо Гнев как динамическая проблема...............................................................534 |
Loading
|