Любознательный читатель, взяв
в руки эту книгу, непременно задумается
над тем, почему она так названа. Малахитовую
шкатулку — ларчик из красивейшего
уральского камня, наполненный украшениями
из других самоцветных камней, подарила
на свадьбу рудобою Степану и его жене
Насте Хозяйка Медной горы. Этот волшебный
подарок имеет важный смысл для понимания
не только одноименного сказа, но и всей
книги. Шкатулка из зеленого "веселого"
камня, которую берегут и передают из
поколения в поколение, напоминает о
тяжелом труде и упорстве добытчиков
уральских подземных богатств, о большом
искусстве народных мастеров, гранильщиков
и камнерезов. Уральские рабочие, мастера
горного дела — герои сказов П. П.
Бажова. Название книги
оказалось удачным еще и потому, что
писатель постепенно "складывал"
в этот сборник, как в шкатулку, все новые
и новые произведения. Сказы, как
драгоценные камушки, сверкали и перели
вались народной выдумкой, фантазией и
были огранены, обработаны жовым с большим
писательским мастерством. Первой
книгой Бажова стали исторические очерки
"Уральские были" затем последовали
документальные очерки об истории
революционног движения на Урале, о
коллективизации. Однако его писательская
известность связана с публикацией
первых сказов — "Дорогое имячко",
"Медной горы Хозяйка", "Про
великого Полоза" и "Приказчиковы
подошвы" Успех первых сказов побудил
Бажова продолжить работу. Так он наи
себя как писатель. На
I съезде советских писателей А. М. Горький
говорил об общественном значении и
ценности фольклора. Он призывал собирать,
изучать и использовать фольклор как
один из источников литературного
творчества. Эти мысли великого писателя
утвердили Бажова в необходимости донести
до читателей все богатство фантазии,
всю занимательность сюжетов поэтического
творчества уральских рабочих. И за два
года до войны свет увидела книга
"Малахитовая шкатулка". Расцвет
творчества писателя пришелся на годы
Великой Отечественной войны. Он обращается
к историческому прошлому Урала, его
лучшим профессиональным традициям,
преемственности рабочих династий.
Особенно много в эти годы он встречается
и беседует со старыми рабочими, записывает
их рассказы. Бажовская "Шкатулка"
пополняется новыми сказами. В
годину народной борьбы за победу книга
оказалась особенно близкой людям,
находившимся вдали от дома. Бойцы в
письмах с фронта писали Бажову, что
книга о народной мудрости и мастерстве
учит гордиться вековой славой уральцев,
крепче любить Родину и защищать ее от
посягательств врагов. Обращаясь
к воинам во фронтовых газетах, Павел
Петрович Бажов подписывался так: "Ваш
старый уральский сказочник".