"Счастье не в счастье, а в его достижении..." Ф.М.Достоевский. (По произведению Бажова "Ма
"Счастье не в счастье, а в его достижении..." Ф.М.Достоевский. (По произведению Бажова "Малахитовая шкатулка")
Поиски счастья — основная
тема многих произведений русских
писателей Весьма своеобразно рассказано
об этом в переработанных Бажовым
преданиях уральских мастеров Уральцы
не приняли официального, чуждого им
Бога, лицемерную и агрессивную политику
византийских "святош". Их языческие
поклонения были гораздо ближе простому
народу. Например,
Хозяйка Медной горы не только хранительница
сокровищ, но и покровительница смелых,
мужественных, творчески одаренных
людей. Детали красочного
портрета намекают на связь героини с
миром природы. "Девка небольшого
росту, из себя ладная, и уж такое крутое
колесо — на месте не посидит... Коса не
как у наших девок болтается, а ровно
прилипла к спине. На конце — ленты не
то красные, не то зеленые. Сквозь светеют
и тонко этак позванивают, будто листовая
медь". Отношения
Медной горы Хозяйки с людьми определяются
особыми условиями, так называемыми
запретами. Одним из них был запрет
женщине спускаться в шахту, во впадения
Хозяйки. Другой — не жениться молодцу,
который хочет обрести ее покровительство.
Не случайно рабочие побаивались Хозяйку,
избегали встреч с ней. Вот
как описывается Бажовым встреча Степана
с Хозяйкой: "Парень хотел было слово
молвить, вдруг его как по затылку стукнуло
— "Мать ты моя, да ведь это сама
Хозяйка! Ее одежа-то. Как я сразу не
приметил? Отвела глаза косой-то своей...
Вот, — думает парень, — беда! Как бы
только ноги унести, пока не
заметила". Творчеству
народных умельцев, истинных художников
принадлежит одно из важных мест в сказах
Бажова. Неутомимый поиск характеризует
мастера Данилу и его сына Митю, стремящихся
раскрыть красоту камня, чтоб "сердце
радовалось" у людей при взгляде на
их работу — в этом они видят истинное
счастье. Непрост путь
к овладению мастерством. Настоящему
художнику неинтересно работать по
бездушному барскому чертежу, вырезать
узор, не считаясь со свойствами камня:
"А где, спрашиваю, красота камня? Тут
прожилка прошла, а ты на ней дырки
сверлишь да цветочки режешь. На что тут
они? Порча ведь это камня А камень-то
какой! Первый камень!" Не приносит
удовлетворения и копирование
дурман-цветка. Трудный
путь Данилы продолжает Митюнька,
отданный, как в свое время и отец, в
учение к опытному мастеру. "Митюнька
весь этот установ перенять перенял, а
нет-нет и придумает по-своему". Успех
приносит тонкая ювелирная обработка
простого материала — змеевика да шлака.
Не застывшая, а живая красота "хрупкой
веточки" передана в его изделии: "В
каждойягодке ровно зернышки видно и
листочки живые, даже маленько с изъянами:
на одном дырки жучком будто проколоты,
на другом опять ржавые пятнышки
пришлись". Но не
всем дано оценить мастерство умельца.
Для барина главное — "сколько камни
стоят". Узнав, что недорог материал,
разгневанный барин раздавил и в пыль
растоптал Митину "дорогую выдумку".
Как и Данила, исчез Митя: "Так и найти
не могли, а поделку его и потом люди
видали. Кто понимающи, те узнавали
ее". Историческое
прошлое Урала вплетается в сказы Бажова
не только эпизодами освоения горных
богатств, постройки и расширения заводов.
Поэтическая история "Ермаковы лебеди"
дает уральскую версию предания о
покорении Сибири Ермаком. Она насыщена
местными поверьями, одно из них — о
неприкосновенности лебедей, якобы
когда-то указавших богатые ископаемыми
места. Народ всегда
приписывал своим любимым героям особую
удачливость и неуязвимость от пуль, а
иногда и бессмертие. Следует этому и
Бажов. Чудесные силы природы, не только
Хозяйка Медной горы, но и волшебная
кошка с горящими ушами, как в сказке,
помогают смельчакам. "Стреляли,
конечно, в Дуняху не один раз, да она,
видно, на это счастливая уродилась, а в
народе еще сказывали, будто перед
стрелком кошачьи уши огнями замелькают,
и Дуняхи не видно станет". Но
та же волшебная кошка губит незадачливого
добытчика, барского прихвостня Ваньку
Сочня. Посмеялась над ним и Хозяйка
Медной горы, пообещав, что он "на всю
жизнь будет доволен" ее подарком.
"Наградил" его приказчик из своих
рук зуботычиной, а "от казны"
прибавили розгами, после того как зеленые
камешки обратились в прах в руках барина.
Не помогают чудесные помощники ни Яшке
Зорко, ни Кузьке Двоерыл-ко, жадным и
корыстным людям. Все их усилия овладеть
секретами добычи горных богатств, найти
"ходок" или "травяную западенку"
тщетны. Неспроста, видно, сказы-то были
"тайными"! Их хранили в тайне от
барских прислужников, передавали из
поколения в поколение только в семьях
потомственных рабочих. Не
умея объяснить местонахождение и
расположение природных богатств, в
особенности золота, его форму — от
крупинок до больших самородков-"лапотков",
люди населили подземное царство, кроме
Хозяйки, живущей в юрах, другими
могущественными существами. В сказах
Бажова владыкой сокровищ является
Золотой Полоз, отец золотокосой дочери
по имени Золотой Волос. Башкирский
охотник Айлып, увидав ее однажды, потерял
покой: "Глядит, а за кустом на белом
камешке девица сидит красоты невиданной,
неслыханной, косу через плечо перекинула
и по воде конец пустила. А коса-то у ней
золотая и длиной десять сажен. Речка от
той косы так горит, что глаза не терпят"
. Другими чудесными
персонажами, связанными с золотыми
месторождениями, являются Огневушка-поскакушка
и бабка Синюшка, способная девицей
обернуться. К таким же персонажам
принадлежит и козлик Серебряное копытце,
и чудесные мураши (муравьи), и голубая
змейка. Эти сказы Бажова ближе сказкам,
он и сам их так иногда называл. В этих
сказах золото и дорогие камни часто
открываются детям, в особенности сиротам,
обездоленным, тем, кому издавна сочувствует
народная сказка. Дети
бескорыстны, им свойственны любознательность,
стремление увидеть невиданное, узнать
новое и неведомое, испытать свои силы,
приобщиться к труду. С достоинством
отвечает Дениска испытывающему его
Жабрею: "Милостину не собираю. Вырос
— свой хлеб ем". Когда же раззадоренный
его упорством Жабрей бросил ему под
ноги золотой самородок, Дениска поглядел
только да сказал: "Такой бы лапоток
самому добыть лестно, а чужого мне не
надо". Подросший Денис отправляется
по следам Жабрея на добычу золота. Путь
ему указывают муравьи-мураши. Подвели
они его к ходку, два камня лежат — ни
дать ли взять губы. Старателю нужны и
смелость, и смекалка, умение не только
найти, но и добыть: "Денис живо
привесился, очистил место и давай из
песка золотые лапотки выковыривать.
Много нарыл и больших и маленьких. Только
глядит — темней да темней стает, губы
закрываются. Денис и смекает: "Видно,
я пожадничал, куда мне столько? Возьму
две штуки. Одну Никите на помин, а другую
себе — и хватит". Надумался так —
губы и раскрылись: выходи, дескать. С
каелкой по какому хочешь скату вылезти
просто" . И в сказе
"Голубая змейка" волшебница Змейка
помогает ребятишкам не только добыть
золото, но и понять мудрые законы
справедливости, взаимной выручки и
поддержки. Доброта и бескорыстие в
сказах, как и в сказках, всегда
вознаграждаются. Произведения
Павла Петровича Бажова, основанные на
фольклоре, общенародные по содержанию,
гуманные по идеям, глубоко народны и по
языку, и по стилю. Положительные герои
фольклора, добрый молодец и красная
девица, должны быть обязательно красивы,
а красота их описывается в соответствии
с представлениями народа. Сходные
красочные описания находим в сказах
Бажова: "Глаза звездой, брови дугой,
губы — малина, и руса коса трубчатая
через плечо перекинута, а в косе лента
синяя". Сказка с ее
мудростью не принадлежит одному человеку
и одному народу. Она не знает границ во
времени и не знает границ между странами
и языками. Сказка всегда нравственна,
ее дидактика не выпячивается в назидание,
она учит в игре. Главные
герои сказов — простые люди. Люди, для
которых счастье в мастерстве И божественные
существа, помогающие этим людям в
достижении счастья, не требуют от них
аскезы или фанатичного поклонения
Напротив, только честность, добросовестность
и умелость открывают тайники Медной
горы.