Сказы "Малахитовой шкатулки"
объединяются в группы, связанные общими
героями, как главными, так и второстепенными.
Эта связь писателем специально
продумывалась для придания книге большей
цельности. Иногда сказы объединяет
указание на одно и то же время и место
действия. Часто в сказах дается как бы
история одной рабочей семьи: Степана и
Насти, их дочери; Катерины и ее мужа
мастера Данилы, а затем и их детей;
старателя Леонтия и его сыновей Пантелея
и Кости. Такие семейные истории
существовали да и сейчас существуют на
Урале. Общие в сказах
и волшебные персонажи, главные из которых
— Хозяйка, или Малахитница, и Полоз.
Интересно их происхождение. Еще в
глубокой древности сложились у людей
представления о том, что подземные
богатства охраняют чудесные существа.
В фольклоре хранители недр выступают
в облике или Хозяина, старика, горного
духа, или Хозяйки, девки Азовки. Действия
их могут быть враждебны или доброжелательны
по отношению к людям. Такие
фантастические предания были широко
распространены среди уральских рабочих,
многие поколения которых трудились в
тяжелейших условиях на "подземной
каторге", в рудниках и шахтах. Стремление
объяснить непонятные явления природы
вызвало их к жизни, жажда справедливости,
желание видеть удачу труженика и
наказание угнетателя определили их
содержание. Бажов
использует, развивает и дополняет
фольклорные традиционные мотивы. Хозяйка
Медной горы не только хранительница
сокровищ, но и покровительница смелых,
мужественных, творчески одаренных
людей. Писатель наделяет ее необыкновенной
внешностью. Детали красочного портрета
намекают на связь ее с миром природы.
Многое роднит эту героиню со сказочной
царевной. Не только необыкновенная
красота, но и чудесные помощники,
выполняющие все ее распоряжения, —
разноцветные яшерки. Живет она в
прекрасном подземном дворце, куда можно
попасть, только преодолев многие
испытания, похожие на те, которые проходит
и герой волшебной сказки. Отношения
Медной горы Хозяйки с людьми определяются
особыми условиями, так называемыми
запретами. Одним из них был запрет
женщине спускаться в шахту, во владения
Хозяйки. Другим — не жениться молодцу,
который хочет обрести ее покровительство.
Не случайно рабочие побаивались Хозяйку,
избегали встреч с ней. Творчеству
народных умельцев, истинных художников
принадлежит одно из важных мест в сказах
Бажова. Неутомимый поиск характеризует,
например, мастера Данилу и его сына
Митю, стремяшихся раскрыть красоту
камня, чтоб "сердце радовалось" у
людей при взгляде на их работу. Но
не всем дано оценить мастерство умельца.
Для барина главное — "сколько камни
стоят". Узнав, что использован недорогой
материал, разгневанный барин раздавил
и в пыль растоптал Митину "дорогую
выдумку". Как и Данила, исчез
Митя. Историческое
прошлое Урала вплетается в сказы Бажова
не только эпизодами освоения горных
богатств, постройки и расширения заводов,
но и все более сильного закрепощения
народа и появления в его среде отдельных
смельчаков, народных мстителей. Народ
всегда приписывал своим любимым героям
особую удачливость и неуязвимость от
пуль, а иногда и бессмертие. Следует
этому и Бажов. Чудесные силы природы,
не только Хозяйка Медной горы, но и
волшебная кошка с горящими ушами, как
в сказке, помогают смельчакам. Но та же
волшебная кошка губит незадачливых
добытчиков, барских прихвостней. Другими
чудесными персонажами, связанными с
золотыми месторождениями, являются
Огневушка-поскакушка и бабка Синюшка,
способная девицей обернуться. К таким
же персонажам принадлежат и козлик
Серебряное копытце, и чудесные мураши
(муравьи), и голубая змейка. Эти произведения
Бажова ближе к сказкам, он и сам их так
иногда называл. Произведения
уральского сказочника, основанные на
фольклоре, общенародные по содержанию,
гуманные по идеям, глубоко народным и
по языку, и по стилю. Не одно поколение
читателей радовали и увлекали сказы
Павла Петровича Бажова. И жизнь им
предстоит долгая-предолгая.