Роман «Последний шуан, или
Бретань в 1799 году» (в следующих изданиях
Бальзак назвал его короче — «Шуаны»)
вышел в свет в марте 1829 г. Это произведение
Бальзак выпустил под своим настоящим
именем. Он сумел передать в этом романе
и воздух эпохи, и краски местности.
Писатель нашел себя, вступил в пору
творческой зрелости. В 1830 г. выходит
сборник новелл Бальзака «Сцены частной
жизни». Современный Париж — место
действия новелл. Герои их — жители
«города контрастов», неприметные на
первый взгляд люди: коммерсанты и
художники, чиновники и ростовщики,
швейки и светские дамы.
Вглядываясь
в их жизнь, дела, судьбы, Бальзак
обнаруживает, что в современном буржуазном
человеке гнездятся страсти, не уступающие
по силе и драматизму страстям прославленных
героев древности. Но страсти эти
эгоистические, разрушительные, и самая
чудовищная из них — страсть к деньгам.
Это она выжгла все человеческие чувства
в душе ростовщика Гобсека, героя одной
из наиболее значительных новелл сборника.
Сухопарый старикашка с пискливым
голоском, с маленькими, желтыми, как у
хорька, глазами без ресниц, Гобсек живет
в нищенской каморке и целый день бегает
по Парижу на своих тонких йогах, взыскивая
с должников деньги по чекселям. Можно
ли подумать, что этот человек держит в
сухоньких ручках судьбы сотен
людей—лазочников и герцогов, бедных
ремесленников и владельцев звонких
имен и родовых поместий!
Гобсек
обладает железной хваткой, безошибочным
деловым чутьем, неиссякаемой энергией.
И все это служит одной цели — накоплению.
Сознание тайного могущества, которое
дает ему золото, для Гобсека дороже всех
наслаждений мира. Нищий-богач сохнет и
чахнет среди сокровищ. Должники
расплачиваются с Гобсеком и деньгами,
и натурой; они тащат ему столовое серебро
и шкатулки с фамильными драгоценностями,
корзины со свежей рыбой и паштеты. Он
мог бы продать эти припасы какому-нибудь
владельцу лавки, но опасается, что тот
даст цену меньше рыночной. И припасы
гниют. Смрад, разложение, мертвые груды
добра под замком, и среди них умирающий
старикашка, трясущийся над своими
сокровищами. Для чего, для кого собирал
он эти богатства? Накопление превратилось
у Гобсека в самоцель. Алчная страсть
пожрала его.
В новелле «Гобсек»
впервые прозвучала одна из главных тем
всего творчества Бальзака — извращающая
сила денег в буржуазном мире.