Бальмонт – выдающийся
поэт-символист Серебряного века. Одно
из его произведений – стихотворение
«Фантазия», написанное в 1893 году. Поэт
описывает в нём спящий зимний лес, вложив
в описание всю игру лирического
воображения, все оттенки собственных
мимолётных впечатлений. За быстро
меняющимися образами лесной ночи –
ничем не скованная творческая натура
поэта. Лирический
герой в большей части стихотворения –
лишь наблюдатель. Только в конце второй
строфы он становится активнее, следует
череда риторических вопросов. Здесь
появляется и мистический подтекст
произведения: за «тихими стонами»
деревьев поэт различает «духов ночи»,
их «жажду веры, жажду бога». Лирический
герой чувствует в чуть трепещущих
очертаниях леса что-то таинственное,
неземное, недоступное пониманию
человека. Лирический
сюжет стихотворения – тишина, спокойствие,
дрема, сменяющийся движением («это
мчатся духи ночи») и оттенком тревоги,
печали («чьё-то скорбное моленье», «что
их мучит, что тревожит?»), нарастающим
с каждым мгновением («всё сильней звучит
их пенье, всё слышнее в нём томленье»).
Потом вновь наступает спокойная дремота
«без муки, без страданья». Природные
стихии – ветер, метель, лес – оживлены
олицетворением. В стихотворении всё
движется, чувствует, живёт: «живые
изваянья», лес «спокойно дремлет»,
«роптанью ветра внемлет», «исполнен
тайных грёз»; «стон метели», «шепчут
сосны, шепчут ели» и так далее. Образы
Бальмонта расплывчаты, лишены чётких
очертаний, воздушны: «чуть трепещут
очертанья», «роптанья ветра», «светлый
дождь струится», «искры лунного
сиянья». «Фантазия»
пронизана радужной игрой света. Всё
утопает в «искрах лунного сиянья»,
«светлом дожде»; даже сны – ясные и
светлые. «Фантазии»,
как и многим произведениям Бальмонта,
присуща музыкальность. Поток звуков
создаёт впечатление нежного журчания,
плескания. Часто повторяются шипящие
ж-ш-щ-ч, свистящие с-з, согласные л-р-м-н.
Музыкальность достигается и повторением
некоторых слов: луна, сиянье, пенье,
трепещут, вещих, дремлют, внемлют, стон.
Рифмы используются даже внутри строки:
изваянья – сиянья, дремлет – внемлет,
метели – ели, вспоминая – проклиная.
Бальмонт часто прибегает к анафорам:
шепчут – шепчут, чьи-то – чьё-то, точно
– точно, это – это, что – что, всё – всё,
жажда – жажда, мчатся – мчатся. Чтобы
подчеркнуть таинственность, певучую
сонливость, романтичность, а иногда и
тревожность, Бальмонт использует
выразительные средства языка. Стихотворение
начинается с оксюморона «живые изваянья»,
сразу настраивая читателя на нужное
восприятие. Стихотворение насыщено
эпитетами (дремлет – спокойно, сладко,
чрез – тайных, стон – тихий, ветви –
стройные, моленье – скорбное, стволы –
вещие и сказочные, сны – ясные и светлые)
и сравнительными оборотами («как живые
изваянья», «точно искрится звезда»,
«точно светлый дождь струится», «как
червь»). Очень часто Бальмонт использует
олицетворения, а во второй строфе –
риторические вопросы. Общее
впечатление – его непосредственность
в восприятии окружающего мира, умение
лирически выразить едва уловимые оттенки
душевного настроя. Читая «Фантазию»,
получаешь удовольствие от музыкальности
стиха, глубокой художественной
выразительности, рисующей в воображении
чудесные, необыкновенные картины.