Землю целую и неустанно, ненасытно
люби, всех люби, ищи
восторга и исступления
сего. Ф.М.
Достоевский.
Этот эпиграф к своему стихотворению «В
безбрежности» поэт взял далеко не
случайно. Значит, разговор пойдёт о
сверхлюбви, в понимании житейской и
настоящей любви, восторженного
поэта: Я мечтою ловил
уходящие тени, Уходящие
тени погасавшего дня, Я
на башню всходил, и дрожали ступени, И
дрожали ступени под ногой у меня. Как
истинный символист, Бальмонт строит
форму на символах, создавая гиперболический
образ героя. «Тени» - это прошлое, которое
выступает по воле поэта в роли будущего.
В поэзии, оказывается, это возможно. И
чем выше я шёл, тем сильнее рисовались, Тем
ясней рисовались очертанья вдали, И
какие-то звуки вдали раздавались, Вокруг
меня раздавались от Небес и
Земли. Рефреном идущие
слова – «рисовались», «вдали»,
«раздавались» - создают двойной эффект
действия: музыку и ритм движения. Это
подтверждает пристрастное отношение
Бальмонта – символиста к звуку и
музыкальности стиха. Есть третья
особенность, достигаемая рефреном:
близкое становится далёким, а далёкое
близки, и в постоянном чередовании
пространств – гармония. Поэтому не
страшно отдаляться от чего-то дорогого
сердцу, потому что впереди – мир ещё
прекраснее высвечивает это же самое,
оставшееся вовсе не в прошлом
пространстве… Чем я
выше всходил, тем светлее сверкали, Тем
светлее сверкали выси дремлющих
гор, И сияньем прощальным
как будто ласкали, Словно
нежно ласкали отуманенный взор. Повинуясь
новым ощущениям и принимая их как
откровение, поэт, а вернее – лирический
герой делает ещё одно открытие: всё
встречное и вызывающее в его душе восторг
одновременно и прощается с ним. Восторг
встречи и грусть прощанья сливаются в
божественное чувство блаженства со
слезами на глазах. Это высшее состояние
человеческого духа, но до следующего
шага ввысь… И внизу
подо мною уже ночь наступила, Уже
ночь наступила для уснувшей Земли, Для
меня же блистало дневное светило, Огневое
светило догорало вдали. Лирический
герой переводит дух и в этот момент
оценивает реальное своё положение в
мире. Куда он зашёл? Первое сомнение
вкралось в душу, потеснив восторг
новизны. А зашёл он туда, где уже нет его
Оберега – Земли, нет рядом Бога – Нового,
нет вечного приюта душе человека.
Замешательство усиливает момент
догорания солнца, исчезает и последних
между Богом и Землёй. Я
узнал, как ловить уходящие тени, Уходящие
тени потускневшего дня, И
всё выше я шёл, и дрожали ступени, И
дрожали ступени под ногой у
меня. Лирический герой
начинает оправдывать целесообразность
восхождения. Как бы ни было, он узнал,
прикоснулся к тайне высшей любви, ко
всему сущему, но он опередил события.
Тени уже обгоняют его, те самые, которые
несколько мгновений назад он научился
«ловить». Но лирическому
герою не хочется возвращаться в исходную
точку, хотя он уже в этом не волен. Ему
осталось только сохранять позу, что он
и делает: имитирует движение вверх. Но
это – самообман. Это уже – память о
чудных мгновениях. И снова, чтобы войти
в состояние блаженства, надо, как советует
Достоевский, целовать землю, всех
любить. Таков лирический
герой Бальмонта в им же созданном мире.
Он не может смириться с тем, что восторг
зависит от необъятности мирового
пространства, и этим приближает новые
и новые открытия для человеческой
души. Бальмонту суждено
было стать одним из значительных
представителей нового символического
искусства в России. Однако у него была
своя позиция понимания символизма как
поэзии, которая, помимо конкретного
смысла, имеет содержание скрытое,
выражаемое с помощью намёков, настроения,
музыкального звучания. Из всех символистов
Бальмонт наиболее последовательно
разрабатывал импрессионизм – поэзию
впечатлений.