Анализ стихотворения Бальмонта "Я мечтою ловил уходящие тени ... "
Анализ стихотворения Бальмонта "Я мечтою ловил уходящие тени ... "
Стихотворение Бальмонта " Я
мечтою ловил уходящие тени … " было
написано в 1895 году. Я
считаю, что это стихотворение наиболее
ярко отражает творчество Бальмонта и
является гимном символизма. В
стихотворении "Я мечтою ловил уходящие
тени…”, как легко убедиться, есть и
"очевидная красота” и иной, скрытый
смысл: гимн вечному устремлению
человеческого духа от тьмы к свету. Вся
образная структура стихотворения
Бальмонта построена на контрастах:
между верхом («И чем выше я шел…»), и
низом («А в низу подо мною...»), небесами
и землей (оба эти слова в тексте пишутся
с большой буквы - значит, им придается
исключительно весомое символическое
значение), днем (светом) и тьмой (угасанием).
Лирический сюжет заключается в движении
героя, снимающем указанные контрасты.
Восходя на башню, герой покидает привычный
земной мир в погоне за новыми никем не
изведанными прежде ощущениями. Он
мечтает («Я мечтою ловил …»), остановить
ход времени, приблизится к вечности, в
которой обитают «уходящие тени». Это
ему вполне удается: в то время как «для
уснувшей Земли» наступает ночь - пора
забвения и смерти для героя продолжает
сиять «огневое светило», приносящее
обновление и духовный подъем, а далекие
очертания «выси дремлющих гор» становятся
все более зримыми. Наверху героя ждет
неясная симфония звуков («И какие-то
звуки вокруг раздавались...»), что
знаменует его полное слияние с высшим
миром. Величественная
картина, воссозданная в стихотворении,
уходит корнями в романтические
представления о гордом одиночке,
бросающем вызов земным установлениям.
Но здесь лирический герой вступает в
противоборство уже не с обществом, а со
вселенскими, космическими законами и
выходит победителем ( «Я узнал, как
ловить уходящие тени...»). Тем самым
Бальмонт намекает на богоизбранность
своего героя (а в конечном счете и на
свою собственную богоизбранность, ведь
для старших символистов, к которым он
принадлежал, была важна мысль о высоком,
«жреческом» предназначении
поэта). Однако
стихотворение покоряет главным образом
не своей идеей, а чарующей пластикой,
музыкальностью, которая создается
волнообразным движением интонационных
подъемов и спадов, трепетными переливами
звуковой структуры (особую нагрузку
несут шипящие и свистящие согласные, а
так же сонорные « р» и « л »), наконец,
завораживающим ритмом четырехстопного
анапеста (в нечетных строках он утяжелен
цезурным наращиванием). Это что касается
языка. Что же касается содержания
стихотворения - оно наполнено глубоким
смыслом. Человек идет по жизни все выше
и выше, ближе и ближе к своей цели.