Анализ стихотворения К.Д.Бальмонта «Я не знаю мудрости»
Анализ стихотворения К.Д.Бальмонта «Я не знаю мудрости»
Стихотворение К.Д.Бальмонта
«Я не знаю мудрости» написано в 1902 году.
Оно входит в сборник «Только любовь»
(1903 год), который наряду с другими книгами
(«Горящие здания», «Будем как солнце»)
упрочил авторитет К.Д.Бальмонта как
одного из ведущих поэтов символистского
направления. В стихах
поэта преобладают мотивы неприятия
мира, меланхолия, скорбь, но для него
характерны и черты импрессионизма:
способность передать мгновение,
утверждение мимолетности жизни,
изменчивость настроений. Все эти черты
и мотивы мы можем проследить в данном
стихотворении: «В каждой мимолетности
вижу я миры,/Полные изменчивой радужной
игры». Данное
стихотворение состоит из двух
четверостиший. В зависимости от окончания
– мужская рифма, по расположению строках
– смежная рифма. Также в этом стихотворении
используется анафора – во втором
четверостишии используется местоимение
«я»-«я ведь только», «я ведь только», «я
зову». В первом четверостишии во второй
и третьей строках повторяется слово
«мимолетность», а во втором четверостишии
во второй и третьей строках – фраза: «я
ведь только облачко». В стихотворении
используются вопросительные и
восклицательные предложения и
психологическая пауза – умолчание,
причем все эти приемы находятся во
втором четверостишии. Также используются
метафоры: «облачко, полное огня» и
эпитеты: «изменчивый радужной игры».
Все перечисленные приемы придают
стихотворению особую музыкальность,
легкость. «Вслушиваясь долго и пристально
в разные звуки, - писал Бальмонт, -
всматриваясь любовно в отдельные буквы,
я не могу не подходить к известным
угадываниям, я строю из звуков, слогов
родной своей речи заветную часовню, где
все исполнено углубленного смысла и
проникновения». Теперь удивительно,
почему данный поэт больше других
символистов музыкален.
Стихотворение «Я не знаю мудрости» не
столько передает мысли и чувства автора,
сколько пробуждает в читателе его
собственные. Но оно обращено не ко всем,
не к читателю-потребителю, а читателю
– творцу, соавтору, мечтателю, который
сможет продолжить то, что недосказал
автор, например, продолжить фразу «Я
зову мечтателей».