Я — изысканность русской
медлительной речи... К.
Бальмонт
Бальмонту
суждено было стать одним из значительных
представителей нового символического
искусства в России. Однако у него была
своя позиция понимания символизма как
поэзии, которая помимо конкретного
смысла имеет содержание скрытое,
выражаемое с помощью намеков, настроения,
музыкального звучания. Из всех символистов
Бальмонт наиболее последовательно
разрабатывал импрессионизм — поэзию
впечатлений. Его поэтический мир — это
мир тончайших мимолетных наблюдений,
по-детски хрупких чувствований. Мне,
как читателю, нравится его детскость.
В этом есть чистота.
Я
не знаю мудрости, годной для
других, Только
мимолетности я влагаю в стих. В
каждой мимолетности вижу я миры, Полные
изменчивой, радужной игры.
Думается,
в этих стихах — поэтическая программа
Бальмонта. Его лирический герой — вечно
юный, вечно вольный, живущий в "ненасытной
тревоге” "владыка” собственного
"несказанного” мира. Его явно повышенное
внимание к звуковой форме я ощутил в
стихах "Камыши”, "Воспоминание о
вечере в Амстердаме”. Это как бы дает
ему право заявить:
Я —
изысканность русской медлительной
речи, Предо мною другие
поэты — предтечи, Я
впервые открыл в этой речи
уклоны, Перепевные,
гневные, нежные звоны.
Предтечами
самого Бальмонта были и Жуковский,
Шелли, и Эдгар По. Как
у всякого настоящего поэта, у Бальмонта
были свои особенно любимые стихии.
Во-первых, огонь. Именно с огнем поэт
связывал идеал Красоты, Гармонии,
Творчества. Один из своих лучших сборников
стихов он назвал "Будем как солнце” и
включил в него восторженный "Гимн
Огню”:
Огонь
очистительный, Огонь
роковой, Красивый,
властительный, Блестящий,
живой!
Другая его
любимая стихия — вода. Она прочно
соединяется в поэтической системе
Бальмонта с таинственной силой любви.
Его обвиняли в крайнем эротизме, но он
отвечал так:
Чем хочешь
будь: будь добрый, злой, Но
будь же честен за игрой, Явись
— самим собой.
Наивная
и привлекательная тональность лирики
Бальмонта, его возвышенное отношение
к природе и к человеческой жизни —.все
это принесло его книгам "Будем как
солнце” и "Только любовь” настоящую
славу в России. О его творчестве тепло
отзывались А. Чехов, М. Горький, И.
Анненский, А. Блок. Горький
писал: "Дьявольски
интересен и талантлив. Настраиваю его
на демократический лад”. Перед
революцией Бальмонт выпускает еще два
сильных сборника: "Ясень” и "Сонеты
солнца, меда и луны”. В них он стремился
проникнуть воображением в тайны
мироздания. Он призывал: "Люди
Солнце разлюбили, надо Солнцу их вернуть”.
Но вскоре душа поэта издает горестный
стон:
Возьми меня,
развей, как снег метельный, Мой
дух, считая зимы, поседел, Мой
дух пропел весь полдень свой
свирельный.
Поэт находит
себя в небольших произведениях, написанных
в форме сонета: "Скажите вы”, "Звездные
звуки”, "Сонеты солнца”. Это блестящие,
полные изящества лирические
миниатюры. Насилие
революции, естественно, испугало детскую
душу Бальмонта. Он оказывается в
эмиграции. Долго не пишет, но в конце
концов Париж растопил его тоску: своим
дождем он напомнил Бальмонту детство,
и вот родилось стихотворение "Ночной
дождь”:
Я вспоминал.
Младенческие годы. Деревья,
где родился я и рос. Мой
старый сад. Речонки малой воды, В
огнях цветов береговой откос.
Россия
навсегда осталась в дали пространства,
но всегда жила в его сердце:
Узнай
все страны в мире, Измерь
пути морские, Но нет
вольней и шире, Но нет
нежней — России.
Словно
заклинание поэт повторял эти строки до
конца своих дней. В
историю литературы Бальмонт вошел как
один из видных поэтов символизма, с
которым связан расцвет русской поэзии
на рубеже XIX—XX столетий, ее серебряный
век.