Бальмонту суждено было стать
одним из значительных представителей
нового символического искусства в
России. Однако у него была своя позиция
понимания символизма как поэзии, которая
помимо конкретного смысла имеет
содержание скрытое, выражаемое с помощью
намеков, настроения, музыкального
звучания. Из всех символистов Бальмонт
наиболее последовательно разрабатывал
импрессионизм — поэзию впечатлений.
Его поэтический мир — это мир тончайших
мимолетных наблюдений, по-детски хрупких
чувствований. Мне, как читателю, нравится
его детскость. В этом есть чистота.
Я
не знаю мудрости, годной для других,
Только
мимолетности я влагаю в стих.
В
каждой мимолетности вижу я миры,
Полные
изменчивой, радужной игры.
Думается,
в этих стихах — поэтическая программа
Бальмонта. Его лирический герой — вечно
юный, вечно вольный, живущий в «ненасытной
тревоге» «владыка» собственного
«несказанного» мира. Его явно повышенное
внимание к звуковой форме я ощутил в
стихах «Камыши», «Воспоминание о вечере
в Амстердаме». Это как бы дает ему право
заявить:
Я — изысканность русской
медлительной речи,
Предо мною
другие поэты — предтечи,
Я впервые
открыл в этой речи уклоны,
Перепевные,
гневные, нежные звоны.
Предтечами
самого Бальмонта были и Жуковский,
Шелли, и Эдгар По.
Как у всякого
настоящего поэта, у Бальмонта были свои
особенно любимые стихии. Во-первых,
огонь. Именно с огнем поэт связывал
идеал Красоты, Гармонии, Творчества.
Один из своих лучших сборников стихов
он назвал «Будем как солнце» и включил
в него восторженный «Гимн Огню»:
Огонь
очистительный,
Огонь
роковой,
Красивый,
властительный,
Блестящий,
живой!
Другая его любимая стихия
— вода. Она прочно соединяется в
поэтической системе Бальмонта с
таинственной силой любви. Его обвиняли
в крайнем эротизме, но он отвечал
так:
Чем хочешь будь: будь добрый,
злой,
Но будь же честен за
игрой,
Явись — самим собой.
Наивная
и привлекательная тональность лирики
Бальмонта, его возвышенное отношение
к природе и к человеческой жизни —.все
это принесло его книгам «Будем как
солнце» и «Только любовь» настоящую
славу в России. О его творчестве тепло
отзывались А. Чехов, М. Горький, И.
Анненский, А. Блок. Горький
писал:
«Дьявольски
интересен и талантлив. Настраиваю его
на демократический лад».
Перед
революцией Бальмонт выпускает еще два
сильнъхх сборника: «Ясень» и «Сонеты
солнца, меда и луны». В них он стремился
проникнуть воображением в тайны
мироздания. Он призывал:
«Люди
Солнце разлюбили, надо Солнцу их вернуть».
Но вскоре душа поэта издает горестный
стон:
Возьми меня, развей, как
снег метельный,
Мой дух, считая
зимы, поседел,
Мой дух пропел
весь полдень свой свирельный.
Поэт
находит себя в небольших произведениях,
написанных в форме сонета: «Скажите
вы», «Звездные звуки», «Сонеты солнца».
Это блестящие, полные изящества лирические
миниатюры.
Насилие революции,
естественно, испугало детскую душу
Бальмонта. Он оказывается в эмиграции.
Долго не пишет, но в конце концов Париж
растопил его тоску: своим дождем он
напомнил Бальмонту детство, и вот
родилось стихотворение «Ночной
дождь»:
Я вспоминал.
Младенческие годы.
Деревья,
где родился я и рос.
Мой старый
сад. Речонки малой воды,
В огнях
цветов береговой откос.
Россия
навсегда осталась в дали пространства,
но всегда жила в его сердце:
Узнай
все страны в мире,
Измерь пути
морские,
Но нет вольней и шире,
Но
нет нежней — России.
Словно
заклинание поэт повторял эти строки до
конца своих дней.
В историю
литературы Бальмонт вошел как один из
видных поэтов символизма, с которым
связан расцвет русской поэзии на рубеже
XIX—XX столетий, ее серебряный век.