Центральный Дом Знаний - Айхенвальд Юлий Исаевич

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2690

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Айхенвальд Юлий Исаевич

Айхенвальд Юлий Исаевич (12 (24).01.1872, Балта Подольской губернии — 17.12.1928, Берлин), рус. литер. критик, пользовавшийся большой популярностью и влиянием в 1905—1917, в период расцвета русского модернизма. Свои этюды «критик-имперессионист» Айхенвальд посвятил не только современникам, но и русским писателям XIX—XX вв. (широко известная книга «Силуэты русских писателей»).

А. родился в Балте, закончил Ришельевскую гимназию в Одессе, где его отец был назначен раввином. А. окончилНовороссийский университет, написал диссертацию о Локке и Лейбнице, в которой выступил с позиций идеализма; переехав в Москву стал секретарём философского общества и сотрудником идеалистического журнала «Вопросы философии и психологии», одно время — помощникомредактора «Русской мысли» при В. А. Гольцеве. Опубликовал ряд философских работ. Перевёл все основные сочинения Шопенгауэра.

Известность А. приобрёл, когда от философии перешёл к литературной критике и стал печатать критические фельетоны в «Русских ведомостях», «Речи», «Русской мысли» и других кадетских изданиях. Эти статьи были собраны в ряде сборников под общим названием «Силуэты русских писателей», «Этюды о западных писателях» и т. п.

А. — критик-импрессионист. Он отвергает какую бы то ни было закономерность литературных явлений, возможность построенияисторико-литературной науки и называет литературу «беззаконной кометой в кругу расчисленных светил». Среда, социальные условия, не имеют никакого влияния на то, что представляется А. самым существенным в художественном произведении — на творческуюиндивидуальность. Художник «продолжает дело бога, воплощает его первоосновную мысль. Творение ещё не кончилось, и поэт, священникискусства, облечён великой миссией вести его дальше, развивать предварительные наброски и планы божества, контуры природы. Наместникбога на земле, так сплетает он своё творчество с творчеством вселенной».

Избрав исходной точкой зрения мистико-религиозное представление о художнике, А. совершенно отвергает всякую связь писателя с исторической обстановкой, с социальной борьбой:

«Естественно рассматривать сущность писателя вне исторического пространства и времени». 

Отвергает А. и психологическое изучение литературы, хотя и утверждает, что «от психологии должна ожидать себе откровений история литературы», как будто уступая научным требованиям, но он затем указывает, что личность писателя иррациональна, что «всякие старания объяснить писателя безнадёжны» и т. д.

Не интересуют А. и литературные направления и школы. Писатель одинок, ни на кого не похож, неповторим. «Нет направлений: есть писатели. Нет общества: есть личности». Стремясь подтвердить свои представления об изолированности личность писателя от всего мира А. утверждает: «писатель — дух, его бытие идеально и неосязаемо; писатель — явление спиритуалистического, даже астрального порядка, …начало движущееся и движущее…» и т. д.

По мнению многих современников (Ф. Степуна, Б. К. Зайцева, С. Франка), у А. нередко встречаются меткие характеристики и эстетические оценки художественных произведений. В. Ф. Ходасевич, расходясь с эстетическо-философскими установками А., считал его «в высшей степени объективным» критиком текущей литературы.

Октябрьская революция с её воинствующим материализмом, с её отрицанием эстетического созерцания, отрыва искусства и его творцов от действительности, была чужда критику. А. видел в революции силу, разрушившую идеалы кадетской интеллигенции. 

В сентябре 1922 после ареста и содержания в заключении был выслан за границу вместе со многими учёными и писателями. В Берлине (с декабря1922) читал курс «Философские мотивы русской литературы» в Русской Религиозно-Философской академии; выступал с лекциями и докладами. В конце 1922 выступил одним из учредителей литературного общества «Клуб писателей», принимал активное участие в деятельности созданного в 1924 Кружка друзей русской литературы, член Союза русских журналистов и литераторов в Германии. Сотрудничал в журнале «Новая русская книга», в рижской газете «Сегодня», вёл литературно-критический отдел в берлинской газете «Руль». Выступал с критикой советского режима.

Погиб в результате несчастного случая, попав под трамвай.

Семья:

  • Дочери — Наталия Юльевна Шведова (1916—2009), лингвист-русист, и Татьяна Юльевна Айхенвальд (1900—1963), математик, ученица Н. Н. Лузина

  • Сын — Александр Айхенвальд (1899—1941) — экономист бухаринского направления, с 1933 году находился в заключении, в 1941 году расстрелян

  • Внук — Юрий Айхенвальд (1928—1993) — диссидент, поэт, переводчик, театровед, историк русской культуры http://antology.igrunov.ru/authors/aihenwald/

  • Правнучка — Александра Айхенвальд (род. 1957) — лингвист

  • Брат - Айхенвальд Лев Исаевич (1873, Балта - 1954,Одесса) — психиатр.

Литература:

  1. Айхенвальд Ю. И. Силуэты русских писателей, выпуск III. — М. 1907—1910, выпуск I, изд. 5-е. — М. 1917. Все три выпуска впервые объединены в издании «Силуэты русских писателей» — М., Республика, 1994.

  2. Айхенвальд Ю. И. Этюды о западных писателях. — М. 1910.

  3. Айхенвальд Ю. И. Отдельные страницы. — М. 1910—1911.

  4. Айхенвальд Ю. И. Посмертные произведения Толстого. — М. 1912.

  5. Айхенвальд Ю. И. Спор о Белинском. — М. 1914.

  6. Айхенвальд Ю. И. Пушкин, изд. 2-е. — М. 1916.

  7. Айхенвальд Ю. И. Слова о словах. — П. 1917.

  8. Айхенвальд Ю. И. Похвала праздности. — М. 1922

  9. Айхенвальд Ю. И. Поэты и поэтессы. — М., 1922.

  10. Венгеров С. А. Критик-импрессионист. «Речь». 26 июля 1909.

  11. Кранихфельд В. О критике и критиках. «Современный мир». Ї 8. — М. 1911.

  12. Грифцов Б. Метод Айхенвальда, «Русская мысль». Ї 11. 1913.

  13. Иванов-Разумник. Правда или кривда. «Заветы». Ї 12. 1913.

  14. Бродский Н. Развенчан ли Белинский. «Вестник воспитания». Ї 1. 1914.

  15. Ляцкий Е. Господин Айхенвальд около Белинского. «Современник». Ї 1. 1914.

  16. Марковский М. И. С. Тургенев с современной точки зрения. «Педагогический сборник». Ї 5. 1914.

  17. Неведомский М. «Зигзаги нашей критики». сборник «Зачинатели и продолжатели». — П. 1919.

  18. Полянский В. Бессмертная пошлость и похвала праздности. «Под знаменем марксизма». Ї 1. 1922.

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24