|
Конспект и презентация к уроку окружающего мира"Песок и глина". 3 классКонспект и презентация к уроку окружающего мира"Песок и глина. 3 классУрок окружающего мира 3 класс. УМК «Школа России». Учитель начальных классов ГОУ ЦО №1456 г. Москвы Климанова В. Н. Тема урока: «Песок и глина. Сравнение свойств (практическое занятие-проект)» Цель урока:
Оборудование урока:
Ход урока. I. Организационный момент. II. Актуализация знаний. Учитель: -Сегодня мы продолжаем изучать полезные ископаемые нашего края, но сначала вспомним, что мы уже знаем об этом природном богатстве. -Отгадайте и заполните клетки кроссворда:
- Прочитать названия еще двух новых п/ и, о которых мы сегодня будем говорить. (Песок, глина) III. Объяснение нового материала. - Тема урока: Песок и глина. (слайд №1) - Сегодня мы подробно познакомимся , пожалуй, с самыми распространенными на территории нашей Родины п/ и – песком и глиной. - Наше знакомство будет проходить по плану (читают уч-ся): 1) Образование в природе; 2) Выявление основных свойств и их сравнение; 3) Добыча и охрана песка и глины; 4) Применение в народном хозяйстве, основанное на их свойствах; 5) Практическое использование в жизни. А) Рассказ учителя об образовании песка и глины в природе. - Вы знаете, что горы состоят из прочных камней. Когда хотят построить крепкий дом, мост или памятник - их делают из камня, в частности из гранита. Проходят десятки и сотни лет, люди рождаются , живут и умирают, а постройки из камня стоят. Каменные горы кажутся вечными. Но как ни прочны камни и состоящие из них горы, они не вечны. (слайд №2) Горы постепенно, хотя и медленно разрушаются. Нам хорошо известны разрушители горных пород. Мы встречаемся с ними ежедневно и совсем не считаем их могущественными, способными разрушить камни: это- высокая и низкая температура воздуха; дождь и снег; вода и ветер; растения. Вот так с их помощью, постепенно разрушаются крепкие горы. (слайд №3) - Горные водные потоки несут с собой крупные камни, по дороге они ударяются друг об друга и о берега. Камни сглаживаются, превращаются в валуны. Но многие обломки горных пород под действием воды измельчаются так сильно, что из них в конце концов образуется песок. И глина. Из более прочных зерен кварца образуется песок. А из слюды и шпата – глина. Вода несет песок, камни, глину. Там, где река выходит на равнину, вода течет медленно и откладывает песок и глину. А дальше к морю вода уже несет частицы ила, которые оседают на дне и в течение тысячелетий образуется толстый слой. (слайд №4) Но не только вода переносит песок и глину. Им помогает и ветер. Слабый ветер переносит мельчайшие частицы глины, а сильный подхватывает песчинки. Там, где ветер затихает, все, что он нес с собой, откладывается. Так и накапливаются толщи песка и глины, которые затем добывают и используют в народном хозяйстве. IV. Практическая работа по выявлению свойств песка и глины. Их сравнение. - У вас на тарелочках лежат эти полезные ископаемые, рассмотрите их. # Определите какого цвета песок, глина (вывешиваю таблички)
(Цвет зависит от того, какой минерал преобладает. Зависит от характера пленки, покрывающей отдельные частицы) # Видите ли вы дно тарелки? (Нет) -Что можно сказать о прозрачности песка и глины?
# Рассмотрите под лупой, из чего состоит песок, глина.
# Чем отличаются частицы?
Слегка смочите глину и помните ее. Удивительно! Сухая глина очень прочная при высыхании сохраняет приданную форму. -Какое свойство вы обнаружили?
- В сухом состоянии глина обладает высокой прочностью , с трудом разрушается при высыхании сохраняет приданную форму. # Понюхайте песок и глину. Имеют ли они запах?
# Опустите комочек глины и немного песка в стакан. Что можно сказать о песке, о глине по отношению к воде?
- Попробуем определить, способны ли песок и глина пропускать воду. Учитель показывает опыт. - Какой вывод можно сделать?
В) Подведем итог и проверим как усвоили свойства этих полезных ископаемых. Дети заполняют перфокарты. (см Приложение) Взаимопроверка. -Что узнали о песке, глине? (Общие свойства, отдельные свойства) V. Продолжение работы по теме урока. А) Рассказ о добыче и охране песка и глины. (слайд №5) Ученик рассказывает о добыче песка и глины открытым способом. Б) Использование в народном хозяйстве. (слайд №6) - Издавна на Руси лепили из глины различные сосуды. Затем их обжигали на огне. Этим занимались гончары. Потом люди изобрели гончарный круг и печь для обжига. Круг вращался и под умелыми пальцами мастера глина превращалась в горшки, крынки, чашки, миски, блюда. Гончаров на Руси любили и ценили. Лучшие мастера ставили свои клейма –именные знаки. А помните, как украшали стены, печи бояре и князья? Они использовали изразцы. ( показать) Глина . (слайд №7) - основной материал для изготовления кирпичей, которые используются в строительстве домов, дворцов. - глину используют при производстве фарфора, фаянса. Фарфор чашки, тарелки, которые мы используем каждый день, тоже из глины. (конечно, после обжига посуду покрывают глазурью) (слайд №8) -Во многих районах нашей страны из глины изготавливают керамическую посуду, прекрасные статуэтки, игрушки, вазы. Сервизы. (слайд №9)
-Много глины идет на изготовление черепицы, трубных изоляторов, облицовочной плитки. (слайд №10) -Как вы думаете, какое свойство глины используют при изготовлении этих изделий? Песок – основной материал для получения стекла. (слайд №11) - 2,5 тысячи лет назад финикийцы – мореплаватели везли на продажу каменную соду. Высадились они на песчаном берегу и решили сварить себе еду. Разложили костер. Но вокруг не оказалось камней. Тогда финикийцы использовали каменную соду. Под действием огня сода и песок расплавились и потекли ручьи из их смеси. Это и было стекло.
# Песок добавляют в цемент, которым скрепляют кирпичи и камни при постройке зданий # Песок добавляют в глину при изготовлении посуды. VI. Работа над проектом. (слайд №12) А) Практическое использование песка в жизни (цветоводство) - Сегодня на практике мы будем использовать способность песка пропускать воду. - Для чего это необходимо при посадке комнатных растений расскажут члены кружка цветоводов. (Дети рассказывают об использовании песка при высадке комнатных растений). -Разобьемся на бригады и по технологической карте будем работать - сажать отростки хлорофитума. (Под руководством учителя учащиеся высаживают растения)
Б) Выставка готовых работ – цветочные горшки с высаженными растениями. -Это наш вклад в проект озеленения школы. Цветы пойдут для украшения школьных коридоров. VII. Рефлексия. - Песок и глина относятся к группе строительных полезных ископаемых. Почему? -Оценить свою работу , показав знак достижений. VIII. Итог урока. - Что нового узнали о песке и глине? - Как вы можете использовать песок и глину дома или на даче? IX. Домашнее задание. Подготовить сообщение о песке и глине. Проверь себя! Основные свойства песка и глины.
|
Loading
|