Центральный Дом Знаний - Караяни А.Г., Сыромятников И.В. Введение в профессию военного психолога

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Караяни А.Г., Сыромятников И.В. Введение в профессию военного психолога

Караяни А.Г., Сыромятников И.В. 
pic

Год: 2007
Серия: Высшее профессиональное образование
Издательство: М.: Издательский центр Академия
ISBN: 978-5-7695-3569-7
Язык: Русский
Формат: DjVu
Качество: Отсканированные страницы
Количество страниц: 208

В учебном пособии рассматриваются место и роль психологии в системе других наук, история формирования взглядов на основные сферы и виды деятельности психологов, формы их профессиональной подготовки в России и за рубежом. Особое внимание уделяется истории становления и современному состоянию психологической работы в Вооруженных силах, содержанию и специфике профессиональной деятельности психологов воинских частей и подразделений в мирное время и в боевой обстановке, особенностям профессионального становления и взаимодействия психолога с различными должностными лицами. Дается представление о требованиях, предъявляемых к личности военного психолога, а также особенностях его профессиональной подготовки в вузе и перспективах дальнейшего профессионального совершенствования.
Для студентов высших учебных заведений, специализирующихся по специальности "психология".


ПРЕДИСЛОВИЕ

Историки подсчитали, что за последние 5 ООО лет люди Земли пережили порядка 15 000 войн и что на каждый день мира приходится 5 дней войны. За всю «цивилизованную» историю человечества лишь около трех столетий можно считать абсолютно мирными. Все остальное время где-то обязательно полыхала война. В этих больших и малых столкновениях погибло около 4 ООО ООО ООО человек, т. е. почти столько же, сколько проживало на Земле в середине прошлого века.

Великий Гёте говорил: «Цифры не управляют миром, но они показывают, как управляется мир». Приведенные выше цифры свидетельствуют о том, что война была и остается преобладающим состоянием человеческого общества, постоянным и неизбежным злом практически на всем протяжении истории, а мир — кратковременной передышкой и подготовкой к новым войнам. Эта тенденция не является исключением и для России. Только в XX столетии наша страна пережила две мировые войны и ряд кровавых военных конфликтов. Экономические, политические, демографические, социальные, экологические процессы, происходящие в современном мире, делают опасность возникновения новой войны, локального военного конфликта, террористической атаки реальной для каждого государства планеты.

Война по праву считается одним из самых сложных социальных явлений и имеет множество измерений — боевое (стратегическое, оперативное, тактическое), информационное, техническое, технологическое, человеческое и др. Опыт истории войн и военного искусства показывает, что решающая роль в достижении победы над противником принадлежит «человеческому», психологическому, измерению. Ведь современный бой — это не только тактическое, огневое, технологическое противоборство, это в огромной степени напряженная борьба интеллектов, воль, мотивов, целей и идеалов — всего того, что несет в себе каждый участник сражения.

Подчеркивая важность психологического измерения войны, Наполеон утверждал, что победа на одну четверть обусловлена материальным фактором и на три четверти — моральным. И это неслучайно, ведь война, бой являются самым суровым и бескомпромиссным испытанием человеческого духа, его физических и психологических возможностей. Нестерпимый грохот взрывов, свист пуль, рев самолетов, нечеловеческие вопли агонизирующих людей, вид чудовищных страданий и изувеченных человеческих тел, подбитой техники и разрушенных сооружений, испепеляющая жара и пронизывающий холод, тяжелые увечья и внезапная гибель боевых товарищей, собственные боевые раны и постоянный страх смерти, ранения, боль, голод и грязь, смертельная усталость и отчаяние, хаос и неизвестность и при всем этом неуклонная обязанность идти вперед, действовать наперекор могучему инстинкту самосохранения — эти и другие стресс-факторы превращают современный бой в настоящий ад.

В боевой обстановке человеческая психика обнажается, начинает работать на предельных режимах, в каждую секунду может произойти ее слом. «Война и только война вызывает... страшное и совместное напряжение всех духовных сторон человека...» [49]1.

Для того чтобы победить в этой кровавой битве, одного желания в настоящее время мало. Сегодня все больше становится очевидным, что в современной войне в конечном счете победит психика, тот, у кого нервы окажутся крепче [131, с. 186].

В этих условиях человеческая психика должна быть готова к функционированию в наивысшем, а порой и запредельном режиме, позволяющем воину выжить, выстоять, превозмочь страх и боль, восстановиться после психической травмы, сохранить силу духа.

История ведения войн показывает, что великие полководцы, правильно учитывающие психологические возможности войск, одерживали победу над врагом более многочисленным, вооруженным более современным оружием. Александр Македонский, Наполеон, Петр I, А.В.Суворов, М.И.Кутузов потому и велики, потому история и хранит их заслуженную славу, что они сумели воспользоваться невидимой, но могучей силой — психикой бойцов [275, с. 3].

В современных условиях, когда информация и средства управления ею становятся самостоятельным фактором победы, роль психологических возможностей отдельных людей и воинских частей значительно возрастают. Новые тенденции развития сил, средств и способов вооруженной борьбы, в том числе несмертоносных, обусловили резкое возрастание зависимости исхода сражения от соотношения психологических возможностей воюющих сторон.

По существу война становится явлением социально-психологическим, так как психологическое содержание приобретают ее цели (слом воли противника к сопротивлению и принуждение его к определенным действиям), средства (информационно-психологическое, психотропное, соматопсихологическое, технопсихо-логическое, психотронное оружие) и способы (введение в заблуждение, маскировка, внезапность и др.).

Психологическое оружие превращается в самостоятельное, эффективное и сравнительно дешевое средство современных и будущих войн. И от того, насколько войска окажутся готовыми действовать в условиях применения современных боевых психотехнологий, в значительной степени будут зависеть ход и исход сражений, судьбы народов и государств, будущее планеты.

Сказанное выше подчеркивает значение и роль военной психологии в подготовке военнослужащих к защите Отечества, в обеспечении их самоотверженных и умелых действий на поле боя современной войны, в руководстве сражением.

Однако, как отмечал еще в начале прошлого века выдающийся военный психолог Г. Е. Шумков, «военная психология только тогда явится наукой, необходимой для полководца, когда она откроет ему секрет боевой силы или работоспособности бойца во всех фазах боевой обстановки, когда она выработает свои научные положения о моментах, понижающих и повышающих работоспособность бойца, укажет совместное действие разных моментов на боевую силу; укажет средство борьбы с наступающим понижением силы в своих войсках и наметит моменты, способствующие угнетению и ослаблению своего противника» [275, с. 18].

В настоящее время военно-психологическая наука находится в расцвете своих возможностей. Она активно осваивает новые области знания о войне и бое, психологической готовности и устойчивости войск к боевым стресс-факторам, закономерностях боевой и психологической подготовки воинов, технологиях оказания психологической помощи и реабилитации участников боевых действий, о вере и суевериях, героическом и девиантном поведении воинов в военное время, о методах информационно-психологической борьбы с противником и т.д.

Сегодня в Вооруженных силах Российской Федерации (ВС РФ) сложился целостный комплекс психологических мероприятий, нацеленный на решение учебных, служебных и боевых задач, который квалифицируется как «психологическое обеспечение воинской деятельности». В его реализации принимают участие многие должностные лица воинских частей (командиры, начальники штабов, заместители командиров частей по воспитательной работе, военные медики и др.), однако центральная роль принадлежит военному психологу.

Военные психологи по призванию, по образу мышления, по профилю деятельности в нашей армии существуют уже второе столетие. Однако лишь в 1992 г. появилась профессия «военный психолог». Тогда в российской армии были введены должности психологов полков, а чуть позже — психологов батальонов и пунктов (центров) психологической помощи и реабилитации и, таким образом, обозначились контуры целостной психологической структуры. По масштабам задач, стоящих перед ней, по количеству мест, предназначенных в штатных расписаниях воинских частей для военных психологов (около 2000 должностей), по своему иерархическому строению психологическая структура в нашей армии не знает аналогов в мире и призвана стать самой мощной армейской психологической службой в истории.

За время своего существования система психологической работы в ВС РФ оформилась не только в конкретные структурные элементы, подразделения, но и в целостную «вертикаль», пополнилась профессиональными психологами, обогатилась в методическом и материально-техническом отношениях.

С 1994 г. начата подготовка военных психологов на военно-психологическом факультете Военного университета. Она осуществляется в соответствии с общегосударственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по специальности «Психология». За 11 лет деятельности факультета в войска направлено около 1000 высококлассных военных специалистов-психологов. В настоящее время подготовка психологов для войск осуществляется в ряде военных вузов.

Обязанности психолога воинской части сложны и многообразны. В мирное время он призван решать задачи по изучению психологических особенностей военнослужащих, воинских коллективов, психологически обеспечивать боевую готовность, боевую подготовку, боевое дежурство, воинскую дисциплину в воинской части, осуществлять профилактику негативных социально-психологических явлений в воинских подразделениях, оказывать помощь военнослужащим по решению их психологических проблем и т.д. В военное время он выступает непосредственным организатором всей системы психологического обеспечения боевых действий полка (батальона).

Вместе с тем ощущающаяся в Вооруженных силах РФ нехватка квалифицированных военно-профессиональных кадров с психологическим образованием (выпускников военных вузов) обусловила восполнение штатного дефицита, во-первых, военнослужащими из числа командного и технического состава без соответствующего образования (после прохождения курсов повышения квалификации в Военном университете) и, во-вторых, женщинами с психологическим образованием, призываемыми на военную службу. Последний способ насыщения психологической службы специалистами становится все более доминирующей тенденцией. Сегодня в частях насчитывается порядка 300 военнослужащих-женщин, а в некоторых военных округах они составляют 20 —25 % от общего числа военных психологов.

Одновременно в ряде гражданских вузов (например, в Московском государственном университете им. М.В.Ломоносова, Московском психолого-педагогическом университете и еще в 13 вузах) идет подготовка психологов для Вооруженных сил и психологов запаса по специальным программам.

Понимание особой значимости психолога как центральной фигуры в системе психологической работы в последнее время все более сопровождается и дополнительными мерами по повышению психолого-педагогической компетентности управленческих кадров Вооруженных сил РФ.

Представленный в настоящем учебном пособии материал ориентирован на расширение знаний о теоретических и практико-ме-тодических основах деятельности психологов в Вооруженных силах РФ, на уяснение направлений и форм их взаимодействия с различными должностными лицами, а также специфики их профессиональной подготовки и практического освоения будущей профессиональной деятельности.

Вместе с тем в связи с ограниченным объемом пособия при изложении материала авторы не ставили своей целью детальное проникновение в технологические нюансы реализации конкретных функций военного психолога. Мы также исходили из того, что дублирование материала, изложенного в книгах других авторов, посвященных общепрофессиональным аспектам подготовки психологов в стране и за рубежом, нецелесообразно.

Настоящее учебное пособие призвано выполнить прежде всего профориентационную функцию для молодых людей, задумывающихся над выбором профессии, сформировать у них первичный контур представлений о профессии военного психолога. Кроме того, учебное пособие может стать хорошим подспорьем слушателям и курсантам военных вузов, студентам военных циклов и факультетов психологии гражданских вузов в практическом освоении ими будущей профессиональной деятельности.

Пособие также адресуется преподавателям и адъюнктам вузов, осуществляющих подготовку специалистов для ВС РФ и разрабатывающих военно-психологическую проблематику.

Глава 1 посвящена раскрытию особенностей психологии как науки и социальной практики, деятельности профессионального сообщества, характеристике современного состояния военно-психологического сообщества России. Глава 2 содержит анализ объекта, предмета, задач, принципов и методов военной психологии. Здесь определяется место военной психологии в системе научных отраслей современной психологии и исследуется ее взаимодействие с другими науками. Глава 3 посвящена исследованию особенностей профессии военного психолога, содержанию его деятельности в мирное и военное время. В главе 4 раскрываются система, принципы, методические и организационные основы подготовки, профессионального становления и совершенствования военного психолога как профессионала.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие.................................................................................................3

Глава 1. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ПСИХОЛОГИИ.........................................................................8

1.1. Происхождение и значение термина «Психология». Психология

как наука и практическая деятельность..............................................8

1.1.1. Основные термины и понятия психологии................................8

1.1.2. Виды деятельности психологов..................................................10

1.2. Научные направления и отрасли психологии....................................14

1.2.1. Отрасли психологии....................................................................14

1.2.2. Научные школы и направления в психологии..........................16

1.3. Основные сферы и задачи деятельности психологов.........................21

1.3.1. Организационное оформление практической психологии

в нашей стране............................................................................21

1.3.2. Основные сферы деятельности практических психологов.......23

1.4. Формы профессионального взаимодействия психологов..................25

1.4.1. Профессиональное взаимодействие как фактор профессионального развития психолога...................................25

1.4.2. Научные организации и профессиональные сообщества психологов в России и за рубежом...........................................27

1.4.3. Военно-психологическое сообщество России...........................31

Глава 2. ВОЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК ОТРАСЛЬ НАУКИ

И СОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ...........................................34

2.1. Периоды и этапы развития военной психологии...............................34

2.1.1. Предыстория военной психологии. Военно-психологические идеи в военном искусстве полководцев прошлого..................34

2.1.2. Этапы развития отечественной военно-психологической науки и практики........................................................................54

2.2. Военная психология в системе научного знания...............................63

2.2.1. Объект и предмет военной психологии.....................................63

2.2.2. Место военной психологии в системе научного знания..........66

2.2.3. Методы военной психологии......................................................69

2.3. Задачи военной психологии.................................................................73

2.3.1. Исследование психологических явлений и закономерностей войны и боя.................................................................................73

2.3.2. Выявление характера влияния боя на психику и личность воина............................................................................................76

2.3.3. Изучение социально-психологических явлений войны

и боя.............................................................................................78

2.3.4. Познание психологических особенностей управленческой деятельности в боевой остановке..............................................83

2.3.5. Психологическое обоснование тактики, оперативного искусства и стратегии.................................................................85

2.3.6. Психологическое обоснование целей, принципов

и методов боевой подготовки войск.........................................88

2.3.7. Разработка теории и технологий психологической подготовки военнослужащих к боевым действиям..................94

2.3.8. Обоснование задач и способов психологического сопровождения боевых действий...............................................99

2.3.9. Информационно-психологическое противоборство

с противником..........................................................................103

2.3.10. Социально-психологическая реадаптация участников боевых действий.......................................................................106

2.3.11. Профессиональный психологический отбор.........................111

2.3.12. Психологическое обоснование решений

при конструировании боевой техники и оружия.................113

2.3.13. Исследование психологических аспектов плена...................116

2.3.14. Военно-психологические исследования в области зоопсихологии..........................................................................120

2.3.15. Изучение потенциала психотропных препаратов по расширению психологических возможностей военнослужащих при решении задач в экстремальных условиях....................................................................................125

2.3.16. Психологическое обеспечение деятельности военной разведки....................................................................................128

Глава 3. СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВОЕННОГО ПСИХОЛОГА..................................................131

3.1. Психологическая работа в Вооруженных силах. Содержание

и методы деятельности психологов воинских частей в мирное время....................................................................................................131

3.1.1. Сущность психологической работы в Вооруженных силах Российской Федерации............................................................131

3.1.2. Задачи и особенности профессиональной деятельности военного психолога..................................................................132

3.1.3. Основные виды профессиональной деятельности военного психолога...................................................................................134

3.2. Роль и место военного психолога в боевой обстановке...................146

3.2.1. Функции психолога полка в боевой обстановке.....................146

3.2.2. Обязанности военного психолога на различных этапах боевых действий........................................................................149

3.2.3. Основные схемы функционирования психолога

в боевой обстановке.................................................................158

3.3. Профессионально-этические нормы деятельности военного психолога.............................................................................................163

Глава 4. ПСИХОЛОГИЯ ОВЛАДЕНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПСИХОЛОГА.........................................................................167

4.1. На пути к профессии военного психолога: проблема профессионального выбора...............................................................167

4.2. Профессионально важные качества личности военного психолога. Квалификационные требования к психологам

в России и за рубежом.......................................................................170

4.3. Отечественный и зарубежный опыт подготовки психологов..........175

4.4. Содержание и специфика профессиональной подготовки психологов для Вооруженных сил РФ и других силовых

структур...............................................................................................179

4.5. Профессиональное совершенствование психологов

после окончания высшего учебного заведения................................186

Заключение................................................................................................190

Библиография............................................................................................192

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24