Центральный Дом Знаний - Шишова Т.Л. Чтобы ребенок не был трудным. Воспитание детей от 4 до 14 лет

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2690

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Шишова Т.Л. Чтобы ребенок не был трудным. Воспитание детей от 4 до 14 лет

Шишова Т.Л. 
pic

Год: 2008
Автор: Шишова Т.Л.
Издательство: «Христианская жизнь»
ISBN: 978-5-93313-050-5
Серия: Школа православной семьи
Язык: Русский
Формат: DOC
Качество: Распознанный текст без ошибок (OCR)
Количество страниц: 279 (в книжном варианте 576)

Описание: В наши дни вопросы воспитания детей интересуют множество родителей. Но порой бывает непросто разобраться в разных направлениях и методиках, понять, какой стиль воспитания не повредит ребенку, а, наоборот, будет способствовать гармоническому развитию его личности.
Книга "Чтобы ребенок не был трудным"- не плод досужих домыслов кабинетного ученого. Она создавалась на основе практической работы, в процессе наблюдения за детьми. Как за "трудными", с которыми проводились психокоррекционные занятия, так и за "легкими", которым подобные занятия не требовались, но с которыми у родителей периодически возникали проблемы, и тогда они в поисках решения обращались к специалистам.
Автор книги - Татьяна Львовна Шишова - православный педагог, публицист, драматург, член союза писателей России и один из создателей (в соавторстве с Ириной Яковлевной Медведевой) оригинальной методики куклотерапии - коррекции детских поведенческих расстройств при помощи кукольного театра. Автор делится своим опытом, размышляет и дает конкретные советы, как найти с ребенком общий язык и сохранить его нравственное и психическое здоровье. Иными словами, как добиться того, ЧТОБЫ РЕБЕНОК НЕ БЫЛ ТРУДНЫМ.

Вступление

Эта книга родилась в процессе наблюдения за детьми: и за своими, и за множеством чужих. Здесь нет ни одного примера, взятого «с потол­ка», хотя все имена, естественно, изменены.

Обычно детей приводят к психологам и вра­чам, когда ситуация становится невыносимой. Образуется ком проблем, которые родители не в силах разрешить самостоятельно. У ребенка расшатываются нервы, и это плохо сказывает­ся на его здоровье, поведении, успеваемости. А уж если впереди замаячит отчисление из школы, перспектива лечения у психиатра или угроза стать наркоманом, многие родители бы­вают готовы снять с себя последнюю рубашку, лишь бы вызволить сына или дочь из беды.

Конечно, помочь «трудным» детям можно и даже необходимо. Нет такого ребенка, поведе­ние которого нельзя было бы скорректировать (хотя бы отчасти). Но не все умеют это делать, потому что исправлять испорченное, склеивать сломанное — занятие не из простых. Особен­но когда речь идет о человеческой психике, о Душе.

Лучше постараться не доводить до слома, До критической черты, за которой происходят серьезные, порой даже непоправимые искаже­ния личности ребенка и семейных взаимоотношений. Все мы знаем, что профилактика лучше лечения. Но мало кто воплощает сей очевидный принцип на практике. Большин­ство дожидается, пока их, как говорится, при­печет.

Но одно дело, когда речь идет о своем здо­ровье. В конце концов, сам наломал дров — сам и расплачиваешься. И другое — когда страдает ребенок, интересы которого мы обя­заны охранять. Тут, я считаю, следует прило­жить максимум усилий именно для профилак­тики, предотвращения трудностей детского поведения. Книга «Чтобы ребенок не был трудным» как раз из разряда таких профилак­тических.

Конечно, не надо уподобляться сверхответ­ственным мамам, которые поминутно с трево­гой вглядываются в ребенка и анализируют каждый свой шаг, стараясь понять, что они сделали не так. Это только нервирует детей и взрослых. Однако становиться на место ребен­ка, понимать его чувства, предвосхищать по­следствия тех или иных событий и, главное, вовремя реагировать, когда детское поведение начинает меняться в худшую сторону, совер­шенно необходимо. Да, такой подход требует определенных душевных затрат, но в конеч­ном итоге оборачивается существенной эконо­мией, ведь «починка» разлаженной психики ребенка обходится обычно гораздо дороже. Поверьте, это не простое теоретизирование.

Мой младший сын пять раз лежал в боль­нице, причем один раз после попадания под машину. И, тем не менее, дело не кончилось ни энурезом, ни заиканием, ни панической боязнью врачей. Не потому что он у нас такой толстокожий, скорее наоборот. Просто мы к тому времени уже набрались ума-разума и, внимательно следя за малейшими проявлени­ями душевного неблагополучия ребенка, вовре­мя оказывали ему психологическую поддерж­ку. А воспитывая старшего, я была еще нео­пытна, и когда я вспоминаю его детство, меня не покидает чувство вины, потому что многих ошибок можно было бы избежать, будь у меня тогда больше терпения и меньше само­надеянности.

Те, кто читал мои книги, написанные в со­авторстве с И. Я. Медведевой, знают, что мы придаем огромное значение воспитанию детей на основе национально-культурных традиций. Мы пришли к этому постепенно. Скорее, от обратного. Наши взгляды на воспитание детей были поначалу довольно либеральными. Но затем, когда мы увидели, как расшатывается детская психика, когда родители  берут  на вооружение принципы, чуждые нашей куль­туре, мы многое переосмыслили, переоценили. И теперь глубоко убеждены в том, что невоз­можно воспитать здорового и гармонично раз­витого ребенка без опоры на традиционную этику.

Вкратце это объясняется так. В психике человека есть разные пласты. В том числе и пласт, который сейчас принято называть «кол­лективным бессознательным». Иначе говоря, это память предков, которая живет в каждом человеке, даже в маленьком ребенке. Во многом именно благодаря наличию такого коллек­тивного бессознательного в каждой стране воз­никает свой, неповторимый «культурный воз­дух», существующий независимо от наших вкусов или политических пристрастий. И из­менить его гораздо сложнее, чем кажется. Что неоднократно подтверждала наша история.

К примеру, после революции 1917 года мно­го сил было брошено на то, чтобы взрастить в детях дух безбожия. На их глазах крушились церкви, осквернялись святыни, осмеивалась вера и религиозные обряды. Но когда нача­лась Великая Отечественная война, Сталин, призывая в своем знаменитом обращении к народу к борьбе с фашистскими захватчиками, апеллировал вовсе не к новым установкам. Нет, он выбрал совсем иные слова, обратился к соотечественникам так, как советский руко­водитель не обращался никогда и, в принци­пе, не имел права обращаться. Почему? Да потому, что Сталин назвал их «братья и сест­ры», а ведь такое обращение было принято только среди «врагов народа» — православных людей. И по тому, как живо народ откликнул­ся на это, стало ясно, что в нем всколыхну­лась родовая память. Даже в тех, кто в бук­вальном смысле слова отродясь не заглядывал в храм, поскольку рос в атмосфере воинству­ющего атеизма.

Так вот, возвращаясь к воспитанию детей, нужно отметить следующее: если родители бе­рут на вооружение новые, нетрадиционные воспитательные установки, маленький ребенок оказывается в тисках. Отец с матерью для него — самые авторитетные люди на свете. Ма­лыш подражает им, считает их слово истиной в последней инстанции. Но, с другой стороны, в нем живет и память предков. А она, в слу­чае отхода родителей от традиций, будет под­сказывать ребенку, что родители неправы. И все культурное наследие, с которым он начнет знакомиться, слушая сказки, стихи, музыку, тоже будет противоречить родительским уста­новкам! Мало того! Еще и окружающие начнут его отвергать. Ведь люди в массе своей консер­вативны и не спешат стремглав за новой мо­дой. Его поведение сочтут отклоняющимся, неадекватным; он почувствует себя изгоем.

И что его ждет? Отвергнуть авторитет роди­телей ребенок не в состоянии. А если бы от­верг, это было бы, пожалуй, еще ужасней! Подавить тревожные сигналы, поступающие из внешнего мира и из собственного подсозна­ния, он тоже не может. Ситуация повергает его в смятение, смятение перерастает в хаос. А внутренняя хаотизация может вызвать се­рьезное душевное расстройство.

Если вам покажется, что я преувеличиваю, понаблюдайте за душевнобольными, число ко­торых, увы, в последние годы сильно увели­чилось. Чем тяжелее состояние больного, тем сильнее его поведение отличается от общепри­нятого. Хотя в другой культурной среде, где Другие представления о допустимом или недо­пустимом, это, может быть, не так бросалось бы в глаза.

Скажем, у нас в отношении детей с чужи­ми взрослыми принято соблюдать некоторый барьер. Мы рано приучаем детей называть чу­жих дядь и теть на «вы», учим уважительно­му отношению к старшим, не одобряем, когда маленький ребенок перебивает взрослых и уж тем более начинает с ними спорить на равных, пререкаться. Поэтому если 6-7-летний ребе­нок совсем, как говорят нынче, «без комплек­сов», если у него нет барьера в общении со взрослыми, если он сходу начинает вести себя с ними запанибрата, тут же выкладывает им подноготную своей семьи, да еще позволяет себе хамские или откровенно враждебные реп­лики по отношению к новому знакомому («Что за чушь вы болтаете?», «я не отвечаю на ду­рацкие вопросы», «чего-чего... ничего я не люблю, отстаньте от меня»), у психолога или психиатра есть повод насторожиться, посколь­ку такое поведение неадекватно.

Но перенесите ребенка в ту среду, где с детства поощряется «раскованность», «есте­ственность эмоций», где детское хамство счи­тается проявлением внутренней свободы — и он будет выглядеть куда более нормально. (Правда, и там в конце концов придется вы­зывать стражей порядка или психиатричес­кую перевозку. Как в США или во Франции, где «раскованные» школьники регулярно из­бивают учителей, а то и расстреливают одно­классников из автоматов.)

Огромное значение придаем мы и детской игре. То, что кажется многим взрослым, осо­бенно папам, просто развлечением, на самом деле является мощнейшим инструментом воз­действия на ребенка. Это его стихия, его мир, его язык. В игре дети гораздо быстрее усваи­вают разные знания, модели поведения, при­емы, помогающие успешно выходить из слож­ных ситуаций. Поэтому в моей книге достаточ­но много игр и рекомендаций такого рода. Есть здесь и много практических советов, ка­сающихся самых разных проблем, которые волнуют родителей: от борьбы с детской гру­бостью или капризами до выбора «правильно­го» подарка и приучения ребенка к чтению книг.

Но больше всего мне хотелось побудить вас задуматься. Ведь на все случаи жизни сове­тов не напасешься. Да и невозможно бывает порой применить какой-то совет на практике, не вникнув в суть вопроса, не увидев его в объеме.

Конечно, полезней всего эта книга, как мне кажется, будет для молодых родителей — тех, которые пока находятся в «роли юноши, об­думывающего житье», у которых все еще впе­реди. Хотя, надеюсь, и родители со стажем найдут в ней что-нибудь интересное.


Оглавление

Вступление. 3

ЧАСТЬ 1 Проблемы поведения и общения.. 7

Глава 1. Страх темноты или кто притаился в темноте?. 7

Нормальные герои всегда идут в обход. 7

Детские страхи надо уважать. 10

Причины возникновения у детей страха темноты.. 11

Глава 2. Ночные кошмары или победа над сном.. 14

Нужно ли обсуждать с детьми их страшные сны?. 14

Как подружиться с тетей королевой?. 15

Идет бычок, качается. 16

Толкование сновидений. 17

Меры предосторожности. 18

А если телевизор - это самое дорогое?. 19

Глава 3. Страх одиночества или один дома. 20

Почему дети боятся одиночества?. 20

Что делать?. 21

Истинный страх одиночества. 22

Сказочные странствия. 24

Подарки и сюрпризы.. 24

От теории - к практике. 25

Глава 4. Своеволие: своя ли воля?. 26

Своевольные дети на редкость несамостоятельны.. 26

Последствия своеволия. 27

Почему же родители это допускают?. 28

Счастье - это когда тебя понимают. 29

Как важно быть последовательным.. 31

Посильность требований. 32

Компромисс, но без авансов. 32

Глава 5. Немного о детской грубости или дождь лягушек изо рта. 34

Брань - позывные ада. 34

Мат - это путь к свободе?. 35

Почему дети ругаются?. 36

Грубость на уровне тона. 38

Методы борьбы.. 39

Глава 6. Стремление быть «крутым», или еще немного о грядущем хаме. 40

Глубокоуважаемый мент. 40

О том, как вредно кидаться блинами. 41

Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, как ведет себя твои ребенок. 42

Мужик с седьмого этажа вылетел - и даже не чирикнул. 44

Глава 7. Конь-огонь, или гиперактивный ребенок. 46

Хочет, но не может. 46

Кто виноват?. 48

Каково быть матерью гиперактивного ребенка. 48

Как вести себя с гиперактивным ребенком?. 49

Гранитные берега для бурлящего хаоса. 50

Лекарства. 54

Коррекционные игры.. 55

Глава 8. Детская медлительность, или тише едешь – дальше будешь. 57

Как помочь маленьким копушам?. 58

Развиваем мелкую моторику. 59

Одежда медлительного ребенка. 61

Развивающие игры.. 62

Режим дня. 63

Семь раз отмерит, один - отрежет. 63

Глава 9. Стоит ли выковывать из ребенка лидера?. 65

Учитывайте характер ребенка. 65

Особенности культуры.. 66

«Две большие разницы», как говорят в Одессе. 67

Успех вместе с другими и ради других. 68

Как сделать, чтобы ребенок не рвался быть каждой бочке затычкой?. 68

Вам нужен ребенок или его успеха?. 69

Глава 10. Как научить ребенка постоять за себя?. 71

В гостях у снежной королевы.. 71

Чуть что - сразу в нос. 71

Не раздувайте из мухи слона. 72

Слова и образы.. 73

Защищать, пока не сможет защитить себя сам.. 74

Изъять из травмирующей среды.. 74

А если травят везде?. 76

Победа над страхом.. 77

Глава 11. О смешном всерьез: развитие чувства юмора у детей. 79

Почему уныние - грех?. 79

А если ребенок не понимает шуток?. 80

Чувство юмора развивается постепенно. 81

Культура комиксов. 82

О«черном» и «белом» юморе. 83

Смех сквозь слезы.. 84

Глава 12. Поиски «золотой середины», или проблемы с дисциплиной. 87

Спокойствие, только спокойствие! 87

Конфликт полов. 87

Как скучное сделать интересным?. 88

А как насчет вознаграждения?. 89

Кого мы воспитываем: ребенка ила собаку Павлова?. 90

А как же раньше дети приучались к труду?. 92

А если ребенок все равно упорствует?. 93

ЧАСТЬ II СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.. 95

Глава 13. Если мама успешнее папы, или неудачник по наследству. 95

Причем тут ребенок?. 96

Выбор из двух зол. 96

Выход из заколдованного круга. 98

Глава 14. Образ отца, или «кем работает твой папа?». 101

«Просто пап» не бывает. 102

Идеальный потребитель. 103

Глава 15. Еще немного о формировании образа отца, или жена в роли Пигмалиона. 105

Отец - опора и защита. 105

К вопросу о «профпригодности». 107

Какие еще мужские качества важно подчеркивать, воспитывая у ребенка уважение к отцу?. 107

Должен ли ребенок бояться отца?. 108

Должен ли отец играть с ребенком?. 109

А если отец слабовольный?. 112

Глава 16. Приходящий папа. 114

Маленькие штирлицы.. 114

«Беспримерность». 115

Зачем нужен «приходящий папа»?. 116

Как разрядить обстановку?. 118

Яблоко раздора. 118

Повторный брак. 120

ЧАСТЬ III ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ. 121

Глава 17. Мифы и реальность полового воспитания. 121

Секспросвет вреден для здоровья. 121

Охранная функция стыда. 122

А если ребенок интересуется?. 124

Школьные уроки скотоложества. 125

О чем же стоит говорить с детьми?. 127

«Пусть лучше дома, чем в подворотне». 128

Что же понимать под половым воспитанием?. 129

Глава 18. Воспитание мальчиков. 130

Достоинства мужчины: умеренность и аккуратность. И еще умение вышивать гладью.. 130

Школа мужества. 132

Подвижные игры.. 135

Где живет герои?. 135

Спасителю папы - приз! 136

Романтики с большой дороги. 137

Эффект подсолнуха. 138

Всему хорошему, что во мне есть, я обязан книгам.. 139

Глава 19. Воспитание девочек. 140

Главное - семейное счастье. Остальное приложится. 141

Немного о минусах «бесполой педагогики». 142

Воспитание женственности. 143

Мягкое побеждает твердое. 146

Глава 20. «Мама, купи мне братика», или как подготовить ребенка к рождению младшего брата или сестры?. 147

Немного об аистах и капусте. 152

Глава 21. Так ли уж хорошо быть единственным ребенком в семье?. 154

Мой сын ревнует меня к телефону. 154

У семи нянек дитя со страхами. 154

Трагедия маленького принца. 155

Дети из многодетных семей развиваются быстрее. 156

В многодетной семье труднее стать трудным ребенком.. 157

«Десять детей и сто внуков -да это ж целая армия!». 158

ЧАСТЬ IV ДЕТИ И СОЦИУМ... 160

Глава 22. Разговоры вполголоса: отношение к людям и разговоры о них. 160

Обсуждение знакомых. 160

Разговоры об учителях. 161

Ссоры с родственниками. 162

А можно ли обсуждать при ребенке его самого?. 163

Глава 23. Стесненность в средствах, или никогда не говори «никогда». 166

Не завидуйте другому, даже если он в очках. 166

Деньги - суррогат любви. 167

Самое страшное -это беспросветность. 168

О том, как вредно «нагнетать и подбрасывать». 168

Нищета как орудие воспитания. 170

Богатство бывает разное. 171

Влияние рекламы.. 172

Выбор среды.. 173

Глава 24. Про принцев и принцесс: дети из богатых семей. 174

Богатые тоже плачут. 174

Деньги пахнут. 176

А если мужа охватил азарт обогащения?. 177

ЧАСТЬ V КАЗЕННЫЙ ДОМ... 179

Глава 25. Детский сад.. 179

Мученики общения. 179

«Безмамные мамы». 181

Главное - домашний мир и покой. 181

А как же общение с детьми?. 182

А в школе как будет?. 183

Кому сад не противопоказан?. 183

Принят по собственному желанию.. 184

Новое время - новые опасности. 184

Глава 26. Каждому овощу свое время, или об опасности раннего интеллектуального развития. 187

Все смешалось в доме Облонских. 187

Нельзя перескакивать через ступеньки. 188

Дети не умеют играть. 189

Каким героям сказок подражать не следует. 190

Не хочу учиться -хочу развлекаться! 191

Глава 27. Подготовка к школе: развиваем самостоятельность. 193

Привыкнуть к школе «выпускникам» детсада бывает легче. 193

Еще немного о вреде гиперопеки. 194

Зачем отдавать ребенка в группу подготовки к школе?. 195

Права и обязанности. 195

Вся наша жизнь - театр, как сказал Шекспир. 196

Первый раз в первый класс. 197

Чье это дело - уроки?. 198

Глава 28. Чтобы уроки были не в тягость. 200

В чем же дело?. 200

Неужели не бывает, что ребенок просто избалован и садится на шею?. 202

Профилактика «пофигизма». 203

Почему вредно зацикливаться на школе. 204

Сравнение - мать учения. 206

Глава 29. Я лежу болею, сам себя жалею: ребенок в больнице. 208

Что такое «детский госпитализм»?. 208

Психотравма - не каприз. 209

А как обстоят дела с детьми постарше?. 210

Возвращение домой. 210

Кукольный доктор. 211

Осторожно: Баба-Яга! 212

Игры по возвращении домой. 212

ЧАСТЬ VI ДОСУГ. 215

Глава 30. Как подружить сынишку с книжкой?. 215

Как пробудить у детей тягу к чтению?. 216

«Опережающее чтение». 217

Учет склонностей ребенка. 219

Глава 31. Круг детского чтения. 221

Какие выбирать сказки?. 221

Материал для эмоционально-нравственного развития. 222

Рассказы про животных. 225

Приключения. 226

Серьезная классическая литература. 227

Детский «Нью Эйдж». 228

Православная литература. 230

Глава 32. Дети и компьютер: в плену у «умного ящика». 234

Школа юного садиста. 234

Но разве раньше дети не играли в войну?. 236

Новый вид наркомании. 236

Но если компьютер все-таки куплен... 239

Игры играм рознь. 241

А если компьютер -это призвание?. 242

Компьютер - не молоток. 243

Глава 33. Берегись… игрушки! 244

Изобилие - тоже стресс. 244

Где простор для творчества?. 245

Забава для пьяных матросов. 245

Игрушки для «полового воспитания». 247

Самые лучшие игрушки -природные. 248

Ночной зоопарк. 248

Мой ласковый и нежный монстр. 249

Страшный может укусить. 250

Глава 34. Не тот подарок. 252

Как же избежать конфликта?. 252

А если ребенку ничем не угодишь?. 253

Подбирая подарок, учитывайте возраст и характер ребенка. 253

Глава 35. Самостоятельные прогулки. 257

Как же отыскать «золотую середину»?. 257

Подготовка к «свободному плаванию». 257

И все-таки когда?. 258

Какие опасности могут подстерегать ребенка при самостоятельных прогулках во дворе?. 258

А если ребенок не хочет гулять один?. 261

Глава 36. Летний лагерь. 264

Главное - учитывать возраст и характер ребенка. 264

А может, лучше не навещать ребенка?. 266

Надо ли заранее готовить ребенка к разлуке?. 267

Loading

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24