|
Шишова Т.Л. Чтобы ребенок не был трудным. Воспитание детей от 4 до 14 летШишова Т.Л. Год: 2008 Описание:
В наши дни вопросы воспитания детей
интересуют множество родителей. Но
порой бывает непросто разобраться в
разных направлениях и методиках, понять,
какой стиль воспитания не повредит
ребенку, а, наоборот, будет способствовать
гармоническому развитию его личности. Вступление Эта книга родилась в процессе наблюдения за детьми: и за своими, и за множеством чужих. Здесь нет ни одного примера, взятого «с потолка», хотя все имена, естественно, изменены. Обычно детей приводят к психологам и врачам, когда ситуация становится невыносимой. Образуется ком проблем, которые родители не в силах разрешить самостоятельно. У ребенка расшатываются нервы, и это плохо сказывается на его здоровье, поведении, успеваемости. А уж если впереди замаячит отчисление из школы, перспектива лечения у психиатра или угроза стать наркоманом, многие родители бывают готовы снять с себя последнюю рубашку, лишь бы вызволить сына или дочь из беды. Конечно, помочь «трудным» детям можно и даже необходимо. Нет такого ребенка, поведение которого нельзя было бы скорректировать (хотя бы отчасти). Но не все умеют это делать, потому что исправлять испорченное, склеивать сломанное — занятие не из простых. Особенно когда речь идет о человеческой психике, о Душе. Лучше постараться не доводить до слома, До критической черты, за которой происходят серьезные, порой даже непоправимые искажения личности ребенка и семейных взаимоотношений. Все мы знаем, что профилактика лучше лечения. Но мало кто воплощает сей очевидный принцип на практике. Большинство дожидается, пока их, как говорится, припечет. Но одно дело, когда речь идет о своем здоровье. В конце концов, сам наломал дров — сам и расплачиваешься. И другое — когда страдает ребенок, интересы которого мы обязаны охранять. Тут, я считаю, следует приложить максимум усилий именно для профилактики, предотвращения трудностей детского поведения. Книга «Чтобы ребенок не был трудным» как раз из разряда таких профилактических. Конечно, не надо уподобляться сверхответственным мамам, которые поминутно с тревогой вглядываются в ребенка и анализируют каждый свой шаг, стараясь понять, что они сделали не так. Это только нервирует детей и взрослых. Однако становиться на место ребенка, понимать его чувства, предвосхищать последствия тех или иных событий и, главное, вовремя реагировать, когда детское поведение начинает меняться в худшую сторону, совершенно необходимо. Да, такой подход требует определенных душевных затрат, но в конечном итоге оборачивается существенной экономией, ведь «починка» разлаженной психики ребенка обходится обычно гораздо дороже. Поверьте, это не простое теоретизирование. Мой младший сын пять раз лежал в больнице, причем один раз после попадания под машину. И, тем не менее, дело не кончилось ни энурезом, ни заиканием, ни панической боязнью врачей. Не потому что он у нас такой толстокожий, скорее наоборот. Просто мы к тому времени уже набрались ума-разума и, внимательно следя за малейшими проявлениями душевного неблагополучия ребенка, вовремя оказывали ему психологическую поддержку. А воспитывая старшего, я была еще неопытна, и когда я вспоминаю его детство, меня не покидает чувство вины, потому что многих ошибок можно было бы избежать, будь у меня тогда больше терпения и меньше самонадеянности. Те, кто читал мои книги, написанные в соавторстве с И. Я. Медведевой, знают, что мы придаем огромное значение воспитанию детей на основе национально-культурных традиций. Мы пришли к этому постепенно. Скорее, от обратного. Наши взгляды на воспитание детей были поначалу довольно либеральными. Но затем, когда мы увидели, как расшатывается детская психика, когда родители берут на вооружение принципы, чуждые нашей культуре, мы многое переосмыслили, переоценили. И теперь глубоко убеждены в том, что невозможно воспитать здорового и гармонично развитого ребенка без опоры на традиционную этику. Вкратце это объясняется так. В психике человека есть разные пласты. В том числе и пласт, который сейчас принято называть «коллективным бессознательным». Иначе говоря, это память предков, которая живет в каждом человеке, даже в маленьком ребенке. Во многом именно благодаря наличию такого коллективного бессознательного в каждой стране возникает свой, неповторимый «культурный воздух», существующий независимо от наших вкусов или политических пристрастий. И изменить его гораздо сложнее, чем кажется. Что неоднократно подтверждала наша история. К примеру, после революции 1917 года много сил было брошено на то, чтобы взрастить в детях дух безбожия. На их глазах крушились церкви, осквернялись святыни, осмеивалась вера и религиозные обряды. Но когда началась Великая Отечественная война, Сталин, призывая в своем знаменитом обращении к народу к борьбе с фашистскими захватчиками, апеллировал вовсе не к новым установкам. Нет, он выбрал совсем иные слова, обратился к соотечественникам так, как советский руководитель не обращался никогда и, в принципе, не имел права обращаться. Почему? Да потому, что Сталин назвал их «братья и сестры», а ведь такое обращение было принято только среди «врагов народа» — православных людей. И по тому, как живо народ откликнулся на это, стало ясно, что в нем всколыхнулась родовая память. Даже в тех, кто в буквальном смысле слова отродясь не заглядывал в храм, поскольку рос в атмосфере воинствующего атеизма. Так вот, возвращаясь к воспитанию детей, нужно отметить следующее: если родители берут на вооружение новые, нетрадиционные воспитательные установки, маленький ребенок оказывается в тисках. Отец с матерью для него — самые авторитетные люди на свете. Малыш подражает им, считает их слово истиной в последней инстанции. Но, с другой стороны, в нем живет и память предков. А она, в случае отхода родителей от традиций, будет подсказывать ребенку, что родители неправы. И все культурное наследие, с которым он начнет знакомиться, слушая сказки, стихи, музыку, тоже будет противоречить родительским установкам! Мало того! Еще и окружающие начнут его отвергать. Ведь люди в массе своей консервативны и не спешат стремглав за новой модой. Его поведение сочтут отклоняющимся, неадекватным; он почувствует себя изгоем. И что его ждет? Отвергнуть авторитет родителей ребенок не в состоянии. А если бы отверг, это было бы, пожалуй, еще ужасней! Подавить тревожные сигналы, поступающие из внешнего мира и из собственного подсознания, он тоже не может. Ситуация повергает его в смятение, смятение перерастает в хаос. А внутренняя хаотизация может вызвать серьезное душевное расстройство. Если вам покажется, что я преувеличиваю, понаблюдайте за душевнобольными, число которых, увы, в последние годы сильно увеличилось. Чем тяжелее состояние больного, тем сильнее его поведение отличается от общепринятого. Хотя в другой культурной среде, где Другие представления о допустимом или недопустимом, это, может быть, не так бросалось бы в глаза. Скажем, у нас в отношении детей с чужими взрослыми принято соблюдать некоторый барьер. Мы рано приучаем детей называть чужих дядь и теть на «вы», учим уважительному отношению к старшим, не одобряем, когда маленький ребенок перебивает взрослых и уж тем более начинает с ними спорить на равных, пререкаться. Поэтому если 6-7-летний ребенок совсем, как говорят нынче, «без комплексов», если у него нет барьера в общении со взрослыми, если он сходу начинает вести себя с ними запанибрата, тут же выкладывает им подноготную своей семьи, да еще позволяет себе хамские или откровенно враждебные реплики по отношению к новому знакомому («Что за чушь вы болтаете?», «я не отвечаю на дурацкие вопросы», «чего-чего... ничего я не люблю, отстаньте от меня»), у психолога или психиатра есть повод насторожиться, поскольку такое поведение неадекватно. Но перенесите ребенка в ту среду, где с детства поощряется «раскованность», «естественность эмоций», где детское хамство считается проявлением внутренней свободы — и он будет выглядеть куда более нормально. (Правда, и там в конце концов придется вызывать стражей порядка или психиатрическую перевозку. Как в США или во Франции, где «раскованные» школьники регулярно избивают учителей, а то и расстреливают одноклассников из автоматов.) Огромное значение придаем мы и детской игре. То, что кажется многим взрослым, особенно папам, просто развлечением, на самом деле является мощнейшим инструментом воздействия на ребенка. Это его стихия, его мир, его язык. В игре дети гораздо быстрее усваивают разные знания, модели поведения, приемы, помогающие успешно выходить из сложных ситуаций. Поэтому в моей книге достаточно много игр и рекомендаций такого рода. Есть здесь и много практических советов, касающихся самых разных проблем, которые волнуют родителей: от борьбы с детской грубостью или капризами до выбора «правильного» подарка и приучения ребенка к чтению книг. Но больше всего мне хотелось побудить вас задуматься. Ведь на все случаи жизни советов не напасешься. Да и невозможно бывает порой применить какой-то совет на практике, не вникнув в суть вопроса, не увидев его в объеме. Конечно, полезней всего эта книга, как мне кажется, будет для молодых родителей — тех, которые пока находятся в «роли юноши, обдумывающего житье», у которых все еще впереди. Хотя, надеюсь, и родители со стажем найдут в ней что-нибудь интересное.
Оглавление Вступление. 3 ЧАСТЬ 1 Проблемы поведения и общения.. 7 Глава 1. Страх темноты или кто притаился в темноте?. 7 Нормальные герои всегда идут в обход. 7 Детские страхи надо уважать. 10 Причины возникновения у детей страха темноты.. 11 Глава 2. Ночные кошмары или победа над сном.. 14 Нужно ли обсуждать с детьми их страшные сны?. 14 Как подружиться с тетей королевой?. 15 Идет бычок, качается. 16 Толкование сновидений. 17 Меры предосторожности. 18 А если телевизор - это самое дорогое?. 19 Глава 3. Страх одиночества или один дома. 20 Почему дети боятся одиночества?. 20 Что делать?. 21 Истинный страх одиночества. 22 Сказочные странствия. 24 Подарки и сюрпризы.. 24 От теории - к практике. 25 Глава 4. Своеволие: своя ли воля?. 26 Своевольные дети на редкость несамостоятельны.. 26 Последствия своеволия. 27 Почему же родители это допускают?. 28 Счастье - это когда тебя понимают. 29 Как важно быть последовательным.. 31 Посильность требований. 32 Компромисс, но без авансов. 32 Глава 5. Немного о детской грубости или дождь лягушек изо рта. 34 Брань - позывные ада. 34 Мат - это путь к свободе?. 35 Почему дети ругаются?. 36 Грубость на уровне тона. 38 Методы борьбы.. 39 Глава 6. Стремление быть «крутым», или еще немного о грядущем хаме. 40 Глубокоуважаемый мент. 40 О том, как вредно кидаться блинами. 41 Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, как ведет себя твои ребенок. 42 Мужик с седьмого этажа вылетел - и даже не чирикнул. 44 Глава 7. Конь-огонь, или гиперактивный ребенок. 46 Хочет, но не может. 46 Кто виноват?. 48 Каково быть матерью гиперактивного ребенка. 48 Как вести себя с гиперактивным ребенком?. 49 Гранитные берега для бурлящего хаоса. 50 Лекарства. 54 Коррекционные игры.. 55 Глава 8. Детская медлительность, или тише едешь – дальше будешь. 57 Как помочь маленьким копушам?. 58 Развиваем мелкую моторику. 59 Одежда медлительного ребенка. 61 Развивающие игры.. 62 Режим дня. 63 Семь раз отмерит, один - отрежет. 63 Глава 9. Стоит ли выковывать из ребенка лидера?. 65 Учитывайте характер ребенка. 65 Особенности культуры.. 66 «Две большие разницы», как говорят в Одессе. 67 Успех вместе с другими и ради других. 68 Как сделать, чтобы ребенок не рвался быть каждой бочке затычкой?. 68 Вам нужен ребенок или его успеха?. 69 Глава 10. Как научить ребенка постоять за себя?. 71 В гостях у снежной королевы.. 71 Чуть что - сразу в нос. 71 Не раздувайте из мухи слона. 72 Слова и образы.. 73 Защищать, пока не сможет защитить себя сам.. 74 Изъять из травмирующей среды.. 74 А если травят везде?. 76 Победа над страхом.. 77 Глава 11. О смешном всерьез: развитие чувства юмора у детей. 79 Почему уныние - грех?. 79 А если ребенок не понимает шуток?. 80 Чувство юмора развивается постепенно. 81 Культура комиксов. 82 О«черном» и «белом» юморе. 83 Смех сквозь слезы.. 84 Глава 12. Поиски «золотой середины», или проблемы с дисциплиной. 87 Спокойствие, только спокойствие! 87 Конфликт полов. 87 Как скучное сделать интересным?. 88 А как насчет вознаграждения?. 89 Кого мы воспитываем: ребенка ила собаку Павлова?. 90 А как же раньше дети приучались к труду?. 92 А если ребенок все равно упорствует?. 93 ЧАСТЬ II СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.. 95 Глава 13. Если мама успешнее папы, или неудачник по наследству. 95 Причем тут ребенок?. 96 Выбор из двух зол. 96 Выход из заколдованного круга. 98 Глава 14. Образ отца, или «кем работает твой папа?». 101 «Просто пап» не бывает. 102 Идеальный потребитель. 103 Глава 15. Еще немного о формировании образа отца, или жена в роли Пигмалиона. 105 Отец - опора и защита. 105 К вопросу о «профпригодности». 107 Какие еще мужские качества важно подчеркивать, воспитывая у ребенка уважение к отцу?. 107 Должен ли ребенок бояться отца?. 108 Должен ли отец играть с ребенком?. 109 А если отец слабовольный?. 112 Глава 16. Приходящий папа. 114 Маленькие штирлицы.. 114 «Беспримерность». 115 Зачем нужен «приходящий папа»?. 116 Как разрядить обстановку?. 118 Яблоко раздора. 118 Повторный брак. 120 ЧАСТЬ III ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ. 121 Глава 17. Мифы и реальность полового воспитания. 121 Секспросвет вреден для здоровья. 121 Охранная функция стыда. 122 А если ребенок интересуется?. 124 Школьные уроки скотоложества. 125 О чем же стоит говорить с детьми?. 127 «Пусть лучше дома, чем в подворотне». 128 Что же понимать под половым воспитанием?. 129 Глава 18. Воспитание мальчиков. 130 Достоинства мужчины: умеренность и аккуратность. И еще умение вышивать гладью.. 130 Школа мужества. 132 Подвижные игры.. 135 Где живет герои?. 135 Спасителю папы - приз! 136 Романтики с большой дороги. 137 Эффект подсолнуха. 138 Всему хорошему, что во мне есть, я обязан книгам.. 139 Глава 19. Воспитание девочек. 140 Главное - семейное счастье. Остальное приложится. 141 Немного о минусах «бесполой педагогики». 142 Воспитание женственности. 143 Мягкое побеждает твердое. 146 Глава 20. «Мама, купи мне братика», или как подготовить ребенка к рождению младшего брата или сестры?. 147 Немного об аистах и капусте. 152 Глава 21. Так ли уж хорошо быть единственным ребенком в семье?. 154 Мой сын ревнует меня к телефону. 154 У семи нянек дитя со страхами. 154 Трагедия маленького принца. 155 Дети из многодетных семей развиваются быстрее. 156 В многодетной семье труднее стать трудным ребенком.. 157 «Десять детей и сто внуков -да это ж целая армия!». 158 ЧАСТЬ IV ДЕТИ И СОЦИУМ... 160 Глава 22. Разговоры вполголоса: отношение к людям и разговоры о них. 160 Обсуждение знакомых. 160 Разговоры об учителях. 161 Ссоры с родственниками. 162 А можно ли обсуждать при ребенке его самого?. 163 Глава 23. Стесненность в средствах, или никогда не говори «никогда». 166 Не завидуйте другому, даже если он в очках. 166 Деньги - суррогат любви. 167 Самое страшное -это беспросветность. 168 О том, как вредно «нагнетать и подбрасывать». 168 Нищета как орудие воспитания. 170 Богатство бывает разное. 171 Влияние рекламы.. 172 Выбор среды.. 173 Глава 24. Про принцев и принцесс: дети из богатых семей. 174 Богатые тоже плачут. 174 Деньги пахнут. 176 А если мужа охватил азарт обогащения?. 177 ЧАСТЬ V КАЗЕННЫЙ ДОМ... 179 Глава 25. Детский сад.. 179 Мученики общения. 179 «Безмамные мамы». 181 Главное - домашний мир и покой. 181 А как же общение с детьми?. 182 А в школе как будет?. 183 Кому сад не противопоказан?. 183 Принят по собственному желанию.. 184 Новое время - новые опасности. 184 Глава 26. Каждому овощу свое время, или об опасности раннего интеллектуального развития. 187 Все смешалось в доме Облонских. 187 Нельзя перескакивать через ступеньки. 188 Дети не умеют играть. 189 Каким героям сказок подражать не следует. 190 Не хочу учиться -хочу развлекаться! 191 Глава 27. Подготовка к школе: развиваем самостоятельность. 193 Привыкнуть к школе «выпускникам» детсада бывает легче. 193 Еще немного о вреде гиперопеки. 194 Зачем отдавать ребенка в группу подготовки к школе?. 195 Права и обязанности. 195 Вся наша жизнь - театр, как сказал Шекспир. 196 Первый раз в первый класс. 197 Чье это дело - уроки?. 198 Глава 28. Чтобы уроки были не в тягость. 200 В чем же дело?. 200 Неужели не бывает, что ребенок просто избалован и садится на шею?. 202 Профилактика «пофигизма». 203 Почему вредно зацикливаться на школе. 204 Сравнение - мать учения. 206 Глава 29. Я лежу болею, сам себя жалею: ребенок в больнице. 208 Что такое «детский госпитализм»?. 208 Психотравма - не каприз. 209 А как обстоят дела с детьми постарше?. 210 Возвращение домой. 210 Кукольный доктор. 211 Осторожно: Баба-Яга! 212 Игры по возвращении домой. 212 ЧАСТЬ VI ДОСУГ. 215 Глава 30. Как подружить сынишку с книжкой?. 215 Как пробудить у детей тягу к чтению?. 216 «Опережающее чтение». 217 Учет склонностей ребенка. 219 Глава 31. Круг детского чтения. 221 Какие выбирать сказки?. 221 Материал для эмоционально-нравственного развития. 222 Рассказы про животных. 225 Приключения. 226 Серьезная классическая литература. 227 Детский «Нью Эйдж». 228 Православная литература. 230 Глава 32. Дети и компьютер: в плену у «умного ящика». 234 Школа юного садиста. 234 Но разве раньше дети не играли в войну?. 236 Новый вид наркомании. 236 Но если компьютер все-таки куплен... 239 Игры играм рознь. 241 А если компьютер -это призвание?. 242 Компьютер - не молоток. 243 Глава 33. Берегись… игрушки! 244 Изобилие - тоже стресс. 244 Где простор для творчества?. 245 Забава для пьяных матросов. 245 Игрушки для «полового воспитания». 247 Самые лучшие игрушки -природные. 248 Ночной зоопарк. 248 Мой ласковый и нежный монстр. 249 Страшный может укусить. 250 Глава 34. Не тот подарок. 252 Как же избежать конфликта?. 252 А если ребенку ничем не угодишь?. 253 Подбирая подарок, учитывайте возраст и характер ребенка. 253 Глава 35. Самостоятельные прогулки. 257 Как же отыскать «золотую середину»?. 257 Подготовка к «свободному плаванию». 257 И все-таки когда?. 258 Какие опасности могут подстерегать ребенка при самостоятельных прогулках во дворе?. 258 А если ребенок не хочет гулять один?. 261 Глава 36. Летний лагерь. 264 Главное - учитывать возраст и характер ребенка. 264 А может, лучше не навещать ребенка?. 266 Надо ли заранее готовить ребенка к разлуке?. 267 |
Loading
|