Год: 2008
Автор: Шишова Т.Л.
Издательство: «Христианская
жизнь»
ISBN: 978-5-93313-050-5
Серия: Школа
православной семьи
Язык: Русский
Формат:
DOC
Качество: Распознанный текст без
ошибок (OCR)
Количество страниц: 279 (в
книжном варианте 576)
Описание:
В наши дни вопросы воспитания детей
интересуют множество родителей. Но
порой бывает непросто разобраться в
разных направлениях и методиках, понять,
какой стиль воспитания не повредит
ребенку, а, наоборот, будет способствовать
гармоническому развитию его личности.
Книга
"Чтобы ребенок не был трудным"- не
плод досужих домыслов кабинетного
ученого. Она создавалась на основе
практической работы, в процессе наблюдения
за детьми. Как за "трудными", с
которыми проводились психокоррекционные
занятия, так и за "легкими", которым
подобные занятия не требовались, но с
которыми у родителей периодически
возникали проблемы, и тогда они в поисках
решения обращались к специалистам.
Автор
книги - Татьяна Львовна Шишова -
православный педагог, публицист,
драматург, член союза писателей России
и один из создателей (в соавторстве с
Ириной Яковлевной Медведевой) оригинальной
методики куклотерапии - коррекции
детских поведенческих расстройств при
помощи кукольного театра. Автор делится
своим опытом, размышляет и дает конкретные
советы, как найти с ребенком общий язык
и сохранить его нравственное и психическое
здоровье. Иными словами, как добиться
того, ЧТОБЫ РЕБЕНОК НЕ БЫЛ ТРУДНЫМ.
Вступление
Эта книга родилась в процессе наблюдения за детьми: и за своими, и за множеством чужих. Здесь нет ни одного примера, взятого «с потолка», хотя все имена, естественно, изменены.
Обычно детей приводят к психологам и врачам, когда ситуация становится невыносимой. Образуется ком проблем, которые родители не в силах разрешить самостоятельно. У ребенка расшатываются нервы, и это плохо сказывается на его здоровье, поведении, успеваемости. А уж если впереди замаячит отчисление из школы, перспектива лечения у психиатра или угроза стать наркоманом, многие родители бывают готовы снять с себя последнюю рубашку, лишь бы вызволить сына или дочь из беды.
Конечно, помочь «трудным» детям можно и даже необходимо. Нет такого ребенка, поведение которого нельзя было бы скорректировать (хотя бы отчасти). Но не все умеют это делать, потому что исправлять испорченное, склеивать сломанное — занятие не из простых. Особенно когда речь идет о человеческой психике, о Душе.
Лучше постараться не доводить до слома, До критической черты, за которой происходят серьезные, порой даже непоправимые искажения личности ребенка и семейных взаимоотношений. Все мы знаем, что профилактика лучше лечения. Но мало кто воплощает сей очевидный принцип на практике. Большинство дожидается, пока их, как говорится, припечет.
Но одно дело, когда речь идет о своем здоровье. В конце концов, сам наломал дров — сам и расплачиваешься. И другое — когда страдает ребенок, интересы которого мы обязаны охранять. Тут, я считаю, следует приложить максимум усилий именно для профилактики, предотвращения трудностей детского поведения. Книга «Чтобы ребенок не был трудным» как раз из разряда таких профилактических.
Конечно, не надо уподобляться сверхответственным мамам, которые поминутно с тревогой вглядываются в ребенка и анализируют каждый свой шаг, стараясь понять, что они сделали не так. Это только нервирует детей и взрослых. Однако становиться на место ребенка, понимать его чувства, предвосхищать последствия тех или иных событий и, главное, вовремя реагировать, когда детское поведение начинает меняться в худшую сторону, совершенно необходимо. Да, такой подход требует определенных душевных затрат, но в конечном итоге оборачивается существенной экономией, ведь «починка» разлаженной психики ребенка обходится обычно гораздо дороже. Поверьте, это не простое теоретизирование.
Мой младший сын пять раз лежал в больнице, причем один раз после попадания под машину. И, тем не менее, дело не кончилось ни энурезом, ни заиканием, ни панической боязнью врачей. Не потому что он у нас такой толстокожий, скорее наоборот. Просто мы к тому времени уже набрались ума-разума и, внимательно следя за малейшими проявлениями душевного неблагополучия ребенка, вовремя оказывали ему психологическую поддержку. А воспитывая старшего, я была еще неопытна, и когда я вспоминаю его детство, меня не покидает чувство вины, потому что многих ошибок можно было бы избежать, будь у меня тогда больше терпения и меньше самонадеянности.
Те, кто читал мои книги, написанные в соавторстве с И. Я. Медведевой, знают, что мы придаем огромное значение воспитанию детей на основе национально-культурных традиций. Мы пришли к этому постепенно. Скорее, от обратного. Наши взгляды на воспитание детей были поначалу довольно либеральными. Но затем, когда мы увидели, как расшатывается детская психика, когда родители берут на вооружение принципы, чуждые нашей культуре, мы многое переосмыслили, переоценили. И теперь глубоко убеждены в том, что невозможно воспитать здорового и гармонично развитого ребенка без опоры на традиционную этику.
Вкратце это объясняется так. В психике человека есть разные пласты. В том числе и пласт, который сейчас принято называть «коллективным бессознательным». Иначе говоря, это память предков, которая живет в каждом человеке, даже в маленьком ребенке. Во многом именно благодаря наличию такого коллективного бессознательного в каждой стране возникает свой, неповторимый «культурный воздух», существующий независимо от наших вкусов или политических пристрастий. И изменить его гораздо сложнее, чем кажется. Что неоднократно подтверждала наша история.
К примеру, после революции 1917 года много сил было брошено на то, чтобы взрастить в детях дух безбожия. На их глазах крушились церкви, осквернялись святыни, осмеивалась вера и религиозные обряды. Но когда началась Великая Отечественная война, Сталин, призывая в своем знаменитом обращении к народу к борьбе с фашистскими захватчиками, апеллировал вовсе не к новым установкам. Нет, он выбрал совсем иные слова, обратился к соотечественникам так, как советский руководитель не обращался никогда и, в принципе, не имел права обращаться. Почему? Да потому, что Сталин назвал их «братья и сестры», а ведь такое обращение было принято только среди «врагов народа» — православных людей. И по тому, как живо народ откликнулся на это, стало ясно, что в нем всколыхнулась родовая память. Даже в тех, кто в буквальном смысле слова отродясь не заглядывал в храм, поскольку рос в атмосфере воинствующего атеизма.
Так вот, возвращаясь к воспитанию детей, нужно отметить следующее: если родители берут на вооружение новые, нетрадиционные воспитательные установки, маленький ребенок оказывается в тисках. Отец с матерью для него — самые авторитетные люди на свете. Малыш подражает им, считает их слово истиной в последней инстанции. Но, с другой стороны, в нем живет и память предков. А она, в случае отхода родителей от традиций, будет подсказывать ребенку, что родители неправы. И все культурное наследие, с которым он начнет знакомиться, слушая сказки, стихи, музыку, тоже будет противоречить родительским установкам! Мало того! Еще и окружающие начнут его отвергать. Ведь люди в массе своей консервативны и не спешат стремглав за новой модой. Его поведение сочтут отклоняющимся, неадекватным; он почувствует себя изгоем.
И что его ждет? Отвергнуть авторитет родителей ребенок не в состоянии. А если бы отверг, это было бы, пожалуй, еще ужасней! Подавить тревожные сигналы, поступающие из внешнего мира и из собственного подсознания, он тоже не может. Ситуация повергает его в смятение, смятение перерастает в хаос. А внутренняя хаотизация может вызвать серьезное душевное расстройство.
Если вам покажется, что я преувеличиваю, понаблюдайте за душевнобольными, число которых, увы, в последние годы сильно увеличилось. Чем тяжелее состояние больного, тем сильнее его поведение отличается от общепринятого. Хотя в другой культурной среде, где Другие представления о допустимом или недопустимом, это, может быть, не так бросалось бы в глаза.
Скажем, у нас в отношении детей с чужими взрослыми принято соблюдать некоторый барьер. Мы рано приучаем детей называть чужих дядь и теть на «вы», учим уважительному отношению к старшим, не одобряем, когда маленький ребенок перебивает взрослых и уж тем более начинает с ними спорить на равных, пререкаться. Поэтому если 6-7-летний ребенок совсем, как говорят нынче, «без комплексов», если у него нет барьера в общении со взрослыми, если он сходу начинает вести себя с ними запанибрата, тут же выкладывает им подноготную своей семьи, да еще позволяет себе хамские или откровенно враждебные реплики по отношению к новому знакомому («Что за чушь вы болтаете?», «я не отвечаю на дурацкие вопросы», «чего-чего... ничего я не люблю, отстаньте от меня»), у психолога или психиатра есть повод насторожиться, поскольку такое поведение неадекватно.
Но перенесите ребенка в ту среду, где с детства поощряется «раскованность», «естественность эмоций», где детское хамство считается проявлением внутренней свободы — и он будет выглядеть куда более нормально. (Правда, и там в конце концов придется вызывать стражей порядка или психиатрическую перевозку. Как в США или во Франции, где «раскованные» школьники регулярно избивают учителей, а то и расстреливают одноклассников из автоматов.)
Огромное значение придаем мы и детской игре. То, что кажется многим взрослым, особенно папам, просто развлечением, на самом деле является мощнейшим инструментом воздействия на ребенка. Это его стихия, его мир, его язык. В игре дети гораздо быстрее усваивают разные знания, модели поведения, приемы, помогающие успешно выходить из сложных ситуаций. Поэтому в моей книге достаточно много игр и рекомендаций такого рода. Есть здесь и много практических советов, касающихся самых разных проблем, которые волнуют родителей: от борьбы с детской грубостью или капризами до выбора «правильного» подарка и приучения ребенка к чтению книг.
Но больше всего мне хотелось побудить вас задуматься. Ведь на все случаи жизни советов не напасешься. Да и невозможно бывает порой применить какой-то совет на практике, не вникнув в суть вопроса, не увидев его в объеме.
Конечно, полезней всего эта книга, как мне кажется, будет для молодых родителей — тех, которые пока находятся в «роли юноши, обдумывающего житье», у которых все еще впереди. Хотя, надеюсь, и родители со стажем найдут в ней что-нибудь интересное.
Оглавление
Вступление. 3
ЧАСТЬ 1 Проблемы поведения и общения.. 7
Глава 1. Страх темноты или кто притаился в темноте?. 7
Нормальные герои всегда идут в обход. 7
Детские страхи надо уважать. 10
Причины возникновения у детей страха темноты.. 11
Глава 2. Ночные кошмары или победа над сном.. 14
Нужно ли обсуждать с детьми их страшные сны?. 14
Как подружиться с тетей королевой?. 15
Идет бычок, качается. 16
Толкование сновидений. 17
Меры предосторожности. 18
А если телевизор - это самое дорогое?. 19
Глава 3. Страх одиночества или один дома. 20
Почему дети боятся одиночества?. 20
Что делать?. 21
Истинный страх одиночества. 22
Сказочные странствия. 24
Подарки и сюрпризы.. 24
От теории - к практике. 25
Глава 4. Своеволие: своя ли воля?. 26
Своевольные дети на редкость несамостоятельны.. 26
Последствия своеволия. 27
Почему же родители это допускают?. 28
Счастье - это когда тебя понимают. 29
Как важно быть последовательным.. 31
Посильность требований. 32
Компромисс, но без авансов. 32
Глава 5. Немного о детской грубости или дождь лягушек изо рта. 34
Брань - позывные ада. 34
Мат - это путь к свободе?. 35
Почему дети ругаются?. 36
Грубость на уровне тона. 38
Методы борьбы.. 39
Глава 6. Стремление быть «крутым», или еще немного о грядущем хаме. 40
Глубокоуважаемый мент. 40
О том, как вредно кидаться блинами. 41
Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, как ведет себя твои ребенок. 42
Мужик с седьмого этажа вылетел - и даже не чирикнул. 44
Глава 7. Конь-огонь, или гиперактивный ребенок. 46
Хочет, но не может. 46
Кто виноват?. 48
Каково быть матерью гиперактивного ребенка. 48
Как вести себя с гиперактивным ребенком?. 49
Гранитные берега для бурлящего хаоса. 50
Лекарства. 54
Коррекционные игры.. 55
Глава 8. Детская медлительность, или тише едешь – дальше будешь. 57
Как помочь маленьким копушам?. 58
Развиваем мелкую моторику. 59
Одежда медлительного ребенка. 61
Развивающие игры.. 62
Режим дня. 63
Семь раз отмерит, один - отрежет. 63
Глава 9. Стоит ли выковывать из ребенка лидера?. 65
Учитывайте характер ребенка. 65
Особенности культуры.. 66
«Две большие разницы», как говорят в Одессе. 67
Успех вместе с другими и ради других. 68
Как сделать, чтобы ребенок не рвался быть каждой бочке затычкой?. 68
Вам нужен ребенок или его успеха?. 69
Глава 10. Как научить ребенка постоять за себя?. 71
В гостях у снежной королевы.. 71
Чуть что - сразу в нос. 71
Не раздувайте из мухи слона. 72
Слова и образы.. 73
Защищать, пока не сможет защитить себя сам.. 74
Изъять из травмирующей среды.. 74
А если травят везде?. 76
Победа над страхом.. 77
Глава 11. О смешном всерьез: развитие чувства юмора у детей. 79
Почему уныние - грех?. 79
А если ребенок не понимает шуток?. 80
Чувство юмора развивается постепенно. 81
Культура комиксов. 82
О«черном» и «белом» юморе. 83
Смех сквозь слезы.. 84
Глава 12. Поиски «золотой середины», или проблемы с дисциплиной. 87
Спокойствие, только спокойствие! 87
Конфликт полов. 87
Как скучное сделать интересным?. 88
А как насчет вознаграждения?. 89
Кого мы воспитываем: ребенка ила собаку Павлова?. 90
А как же раньше дети приучались к труду?. 92
А если ребенок все равно упорствует?. 93
ЧАСТЬ II СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.. 95
Глава 13. Если мама успешнее папы, или неудачник по наследству. 95
Причем тут ребенок?. 96
Выбор из двух зол. 96
Выход из заколдованного круга. 98
Глава 14. Образ отца, или «кем работает твой папа?». 101
«Просто пап» не бывает. 102
Идеальный потребитель. 103
Глава 15. Еще немного о формировании образа отца, или жена в роли Пигмалиона. 105
Отец - опора и защита. 105
К вопросу о «профпригодности». 107
Какие еще мужские качества важно подчеркивать, воспитывая у ребенка уважение к отцу?. 107
Должен ли ребенок бояться отца?. 108
Должен ли отец играть с ребенком?. 109
А если отец слабовольный?. 112
Глава 16. Приходящий папа. 114
Маленькие штирлицы.. 114
«Беспримерность». 115
Зачем нужен «приходящий папа»?. 116
Как разрядить обстановку?. 118
Яблоко раздора. 118
Повторный брак. 120
ЧАСТЬ III ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ. 121
Глава 17. Мифы и реальность полового воспитания. 121
Секспросвет вреден для здоровья. 121
Охранная функция стыда. 122
А если ребенок интересуется?. 124
Школьные уроки скотоложества. 125
О чем же стоит говорить с детьми?. 127
«Пусть лучше дома, чем в подворотне». 128
Что же понимать под половым воспитанием?. 129
Глава 18. Воспитание мальчиков. 130
Достоинства мужчины: умеренность и аккуратность. И еще умение вышивать гладью.. 130
Школа мужества. 132
Подвижные игры.. 135
Где живет герои?. 135
Спасителю папы - приз! 136
Романтики с большой дороги. 137
Эффект подсолнуха. 138
Всему хорошему, что во мне есть, я обязан книгам.. 139
Глава 19. Воспитание девочек. 140
Главное - семейное счастье. Остальное приложится. 141
Немного о минусах «бесполой педагогики». 142
Воспитание женственности. 143
Мягкое побеждает твердое. 146
Глава 20. «Мама, купи мне братика», или как подготовить ребенка к рождению младшего брата или сестры?. 147
Немного об аистах и капусте. 152
Глава 21. Так ли уж хорошо быть единственным ребенком в семье?. 154
Мой сын ревнует меня к телефону. 154
У семи нянек дитя со страхами. 154
Трагедия маленького принца. 155
Дети из многодетных семей развиваются быстрее. 156
В многодетной семье труднее стать трудным ребенком.. 157
«Десять детей и сто внуков -да это ж целая армия!». 158
ЧАСТЬ IV ДЕТИ И СОЦИУМ... 160
Глава 22. Разговоры вполголоса: отношение к людям и разговоры о них. 160
Обсуждение знакомых. 160
Разговоры об учителях. 161
Ссоры с родственниками. 162
А можно ли обсуждать при ребенке его самого?. 163
Глава 23. Стесненность в средствах, или никогда не говори «никогда». 166
Не завидуйте другому, даже если он в очках. 166
Деньги - суррогат любви. 167
Самое страшное -это беспросветность. 168
О том, как вредно «нагнетать и подбрасывать». 168
Нищета как орудие воспитания. 170
Богатство бывает разное. 171
Влияние рекламы.. 172
Выбор среды.. 173
Глава 24. Про принцев и принцесс: дети из богатых семей. 174
Богатые тоже плачут. 174
Деньги пахнут. 176
А если мужа охватил азарт обогащения?. 177
ЧАСТЬ V КАЗЕННЫЙ ДОМ... 179
Глава 25. Детский сад.. 179
Мученики общения. 179
«Безмамные мамы». 181
Главное - домашний мир и покой. 181
А как же общение с детьми?. 182
А в школе как будет?. 183
Кому сад не противопоказан?. 183
Принят по собственному желанию.. 184
Новое время - новые опасности. 184
Глава 26. Каждому овощу свое время, или об опасности раннего интеллектуального развития. 187
Все смешалось в доме Облонских. 187
Нельзя перескакивать через ступеньки. 188
Дети не умеют играть. 189
Каким героям сказок подражать не следует. 190
Не хочу учиться -хочу развлекаться! 191
Глава 27. Подготовка к школе: развиваем самостоятельность. 193
Привыкнуть к школе «выпускникам» детсада бывает легче. 193
Еще немного о вреде гиперопеки. 194
Зачем отдавать ребенка в группу подготовки к школе?. 195
Права и обязанности. 195
Вся наша жизнь - театр, как сказал Шекспир. 196
Первый раз в первый класс. 197
Чье это дело - уроки?. 198
Глава 28. Чтобы уроки были не в тягость. 200
В чем же дело?. 200
Неужели не бывает, что ребенок просто избалован и садится на шею?. 202
Профилактика «пофигизма». 203
Почему вредно зацикливаться на школе. 204
Сравнение - мать учения. 206
Глава 29. Я лежу болею, сам себя жалею: ребенок в больнице. 208
Что такое «детский госпитализм»?. 208
Психотравма - не каприз. 209
А как обстоят дела с детьми постарше?. 210
Возвращение домой. 210
Кукольный доктор. 211
Осторожно: Баба-Яга! 212
Игры по возвращении домой. 212
ЧАСТЬ VI ДОСУГ. 215
Глава 30. Как подружить сынишку с книжкой?. 215
Как пробудить у детей тягу к чтению?. 216
«Опережающее чтение». 217
Учет склонностей ребенка. 219
Глава 31. Круг детского чтения. 221
Какие выбирать сказки?. 221
Материал для эмоционально-нравственного развития. 222
Рассказы про животных. 225
Приключения. 226
Серьезная классическая литература. 227
Детский «Нью Эйдж». 228
Православная литература. 230
Глава 32. Дети и компьютер: в плену у «умного ящика». 234
Школа юного садиста. 234
Но разве раньше дети не играли в войну?. 236
Новый вид наркомании. 236
Но если компьютер все-таки куплен... 239
Игры играм рознь. 241
А если компьютер -это призвание?. 242
Компьютер - не молоток. 243
Глава 33. Берегись… игрушки! 244
Изобилие - тоже стресс. 244
Где простор для творчества?. 245
Забава для пьяных матросов. 245
Игрушки для «полового воспитания». 247
Самые лучшие игрушки -природные. 248
Ночной зоопарк. 248
Мой ласковый и нежный монстр. 249
Страшный может укусить. 250
Глава 34. Не тот подарок. 252
Как же избежать конфликта?. 252
А если ребенку ничем не угодишь?. 253
Подбирая подарок, учитывайте возраст и характер ребенка. 253
Глава 35. Самостоятельные прогулки. 257
Как же отыскать «золотую середину»?. 257
Подготовка к «свободному плаванию». 257
И все-таки когда?. 258
Какие опасности могут подстерегать ребенка при самостоятельных прогулках во дворе?. 258
А если ребенок не хочет гулять один?. 261
Глава 36. Летний лагерь. 264
Главное - учитывать возраст и характер ребенка. 264
А может, лучше не навещать ребенка?. 266
Надо ли заранее готовить ребенка к разлуке?. 267