Центральный Дом Знаний - Т. С. Кабаченко. Психология управления

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2653

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Т. С. Кабаченко. Психология управления

Т. С. Кабаченко. 
pic

Год выпуска: 2000
Издательство: Педагогическое общество России
ISBN: 5-93134-066-1
Формат: PDF
Качество: OCR без ошибок
Количество страниц: 384


Предлагаемое издание представляет собой дополненный вариант ранее изданного и получившего достаточную известность среди читателей и специалистов учебного пособия `Психология управления`. В нем, как и в первом издании, главное внимание уделено психологическим проблемам и явлениям, имеющим место в сфере управления, рассмотрению психологических причин, лежащих в основе снижения эффективности деятельности руководителя.
В настоящей работе представлен анализ целого спектра практических вопросов, связанных с психологией управленческой деятельности, с психологическими аспектами принятия управленческих решений и управленческого взаимодействия, подбора, расстановки и аттестации руководителей.
Пособие предназначено для преподавателей вузов, студентов-психологов, аспирантов, специализирующихся в области психологии труда, психологии управления, для исследователей, разрабатывающих проблемы организационной психологии, а также для психологов, практикующих на предприятиях, фирмах, занимающихся подготовкой и консультированием руководителей.


ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящее пособие создавалось в период бурных изменений в политической и экономической жизни нашего общества. Эти изменения открыли широкие перспективы в деловой сфере и одновременно выдвинули на повестку дня вопрос об их кадровом обеспечении. Предпринимательство и управление организациями в новых условиях требуют огромного числа руководителей нового типа, лишенных присущих административно-бюрократической системе стереотипов профессиональной деятельности, иначе «новое вино будет налито в старые меха», и уже на новой экономической основе будут воспроизведены те же пороки, которые и в прошлом препятствовали нормальной работе людей в организациях.

Следует заметить, что конкретные сложности в организациях и связанные с ними психологические проблемы не являются прямым отражением формы собственности, на основе которой данное предприятие существует. Поэтому ожидать, что изменение формы собственности автоматически приведет к снятию всех внутриорганизационньгх проблем, просто наивно. Сложившаяся ранее и вновь воспроизводимая управленческая культура сама по себе может создать предпосылки для последующего снижения эффективности в деятельности организаций уже на новой основе. Более того, мы неоднократно наблюдали, когда именно подобного рода стереотипы становились предпосылкой экономического краха предприятия.

Психологам, практикующим на предприятиях, занимающихся подготовкой и консультированием руководителей, представляется возможность оказать заметное влияние на процессы формирования новой управленческой культуры. Их вклад может состоять не только в психологическом просвещении современных деловых людей, формировании у них навыков делового общения и использования психологических методов управления, но и во всестороннем исследовании психологических феноменов, возникающих при реализации управленческой деятельности в сложных организационных структурах, или факторов, влияющих на инновационное поведение управленческих команд.

К психологам в этих условиях предъявляются достаточно высокие требования. Они не только должны профессионально разбираться в психологической проблематике, но быть ориентированными в специфике организации как системы и управлении ею. Они должны иметь представление о специфических эффектах, которые возникают в сложных организационных структурах в рамках управленческого взаимодействия.

Настоящее пособие призвано помочь психологам, специализирующимся в области психологии труда, психологии управления и организационной психологии в конкретизации их знаний об организации и управлении, а также в обобщении их представлений о специфике управленческой деятельности.

Мы не ставили своей задачей разработать сборник конкретных психологических рецептов, позволяющих решить те или иные конкретные затруднения в сфере управленческого взаимодействия. Основная цель пособия — обогатить ориентировочную основу деятельности психологов, специализирующихся в сфере консультирования по вопросам повышения эффективности управленческой деятельности.

Для практиков-управленцев данное пособие может быть интересно тем, что оно демонстрирует богатство и многообразие факторов и обстоятельств, влияющих на эффективность деятельности членов организации, что поможет им осознать тот непреложный факт, что руководитель оказывает на окружающих психологическое воздействие даже тогда, когда он это и не планирует.

Специалистам в области управления пособие позволяет ознакомиться с широким спектром психологических феноменов и их диалектической взаимосвязью с организационными факторами.

Одной из особенностей настоящего пособия является использование в изложении специальных терминов, не относящихся, собственно, к психологическим. Конечно, хотелось бы, введя первичные понятия, развернуть их в целостную непротиворечивую систему постулатов. Однако это вряд ли возможно в пограничных отраслях знаний, к каким, собственно, психология управления и относится. Даже определение предмета этой дисциплины, не говоря уже об изучении конкретных феноменов, невозможно без «соскальзывания» в праксеологию, теорию организации, в сферу управленческих концепций.

Следует особо оговориться относительно представленности в данном пособии материалов по истории зарубежной психологии управления. Мы предпочли сосредоточить свое внимание не на анализе закономерностей развития этой отрасли психологии, а на рассмотрении конкретных феноменов, указав на надежные и интересные источники по истории зарубежной психологии управления, не занимаясь по возможности их пересказом [6, 8, 9, 45, 193, 194, 258].

Вместе с тем, мы приводим точки зрения известных в 20-е годы отечественных исследователей в области теории управления. Эти авторы были признанными специалистами в своей области не только у нас в стране, но и за рубежом. Некоторые их положения удивительно современны, однако имена забыты. Практически никто не помнит, что впервые в мире тесты для исследования, решения задач подбора и расстановки руководителей были разработаны в нашей стране в 1925 году в Харьковском всеукраинском институте труда. Хотелось бы, чтобы эти материалы не только расширили кругозор наших читателей, но и послужили толчком к изживанию некоторой уничижительной позиции в отношении отечественных исследований в этой сфере, которая, к сожалению, еще довольно часто встречается.


ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ...................................................................3

Глава 1. Предмет психологии управления..............................6

1.1. Постановка проблемы....................................................6

1.2. Первичные понятия и допущения...................................9

1.2.1. Организация.......................................................12

1.2.2. Управление.........................................................14

1.2.3. Основные управленческие функции...................17

1.3. Предмет психологии управления..................................22

Глава 2. Руководитель в организации...................................26

2.1. Понятие структуры организации...................................26

2.2. Подсистемы организации..............................................26

2.3. Руководитель как субъект подсистем организации........28

2.4. Амбивалентность внешних побудителей поведения как условие формирования индивидуального стиля деятельности руководителя.........................................................31

Глава 3. Руководитель в структуре формальной подсистемы организации..........................................................................35

3.1. Понятие должности и должностного лица....................35

3.2. Психологические  особенности  деятельности руководителя в линейных организационных структурах..........38

3.3. Психологические особенности деятельности руководителя в функциональных организационных структурах... 50

3.4. Психологические особенности деятельности руководителей в штабных и матричных системах соподчинения

54

3.5. Интернализованная роль и институциональное управление .............................................................................57

3.6. Методы управления как инструмент институционального управления.............................................................60

Глава 4. Психологические особенности реализации функции планирования в управлении..................................................64

4.1. Сущность планирования...............................................64

4.2. Организационные факторы как предпосылки возникновения психологических проблем при реализации планирования ......................................................................67

4.3. Планирование и фактор неопределенности.................72

4.4. Психологические механизмы снижения эффективности планирования и некоторые приемы коррекции ориентировочной основы выполнения этой функции... 73

Глава 5. Психологические особенности реализации функции организации.........................................................................83

5.1. Сущность функции организации..................................83

5.2. Регламентирование, нормирование, инструктирование как методы реализации организационной функции......86

5.3. Влияние организационных факторов на реализацию функции организации....................................................88

5.4. Влияние личностных факторов на эффективность реализации функции организации..........................................91

5.5. Психологические эффекты неоптимального делегирования полномочий......................................................97

Глава б. Психологические особенности реализации функции контроля............................................................................102

6.1. Сущность контроля..............;.....................................102

6.2. Виды контроля........................................................... 103

6.3. Нарушения в структуре деятельности по реализации контроля.......................................................................107

6.4. Психологические предпосылки неоптимальной реализации функции контроля..........................................111

6.5. Организационно-психологические предпосылки снижения эффективности контроля......................................116

Глава 7. Психологические закономерности реализации функции регулирования...................................................... 119

7.1. Проблема неалгоритмизируемости регулирования.....119

7.2. Принципы руководства, обеспечивающие «лучший путь» регулирования..............................................................120

7.3. Методы регулирования. Классификация....................122

7.4. Предпосылки снижения эффективности регулирования 128

Глава 8. Психологические особенности деятельности по выработке управленческих решений................................... 134

8.1. Управленческие решения в структуре деятельности руководителя .......................................................................134

8.2. Общая характеристика управленческих решений.......137

8.3. Этапы выработки управленческих решений......v....,,... 143

Глава 9. Управленческое взаимодействие...........................152

9.1. Место управленческого взаимодействия в структуре деятельности по управлению.....................................154

9.2. Сферы управленческого взаимодействия и его содержательные характеристики.........................................164

9.3. Направленность управленческого взаимодействия.....169

9.4. Субъекты управленческого взаимодействия................171

9.5. Совместная деятельность и управленческое взаимодействие .....................................................................175

9.6. Феномен самоорганизации коллективного субъекта деятельности в контексте управленческого взаимо действия....................................................................183

9.7. Виды управленческого взаимодействия.......................192

9.8. Стратегии управленческого взаимодействия...............201

9.9. Средства управленческого взаимодействия.................211

9.10. Психологические механизмы управленческого взаимодействия..........................................................216

Глава 10. Индивидуальная управленческая концепция руководителя и стиль управления.......................................230

10.1. Управленческая концепция руководителя..................230

10.2. Стили управленческой деятельности.........................238

10.3. Соотношение понятий: индивидуальная управленческая концепция руководителя и индивидуальный стиль управленческой деятельности....................................245

Глава 11. Конфликт в управленческой деятельности..........248

11.1. Сущность конфликта как феномена социальной и духовной жизни человека..............................................249

11.2. Классификации конфликтов и причины их возникновения ......................................................................252

11.3. Способы разрешения конфликтов. Стратегии и стили конфликтного взаимодействия........................262

11.4. Место конфликта в системе факторов, влияющих

на функционирование организации...........................2^9

Глава 12. Психологические аспекты подбора и расстановки руководителей....................................................................284

12.1. Оценка персонала в структуре кадровых процессов.. 284

12.2. Критерии оценки, процедуры оценки и методы получения первичной информации..............................289

12.3. Параметры оценки.....................................................294

12.4. Объективные и субъективные факторы в подборе персонала ........................................................................308

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................313

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Экспертные процедуры в оценке

персонала..........................................320

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Экспертный лист для ситуационно-комплексной оценки деятельности руководителей..................................321

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Матрица профессиографического

исследования....................................325

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Структура должностных инструкций и словарь терминов, принятых при их составлении......................................329

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Способы выделения основных управленческих функций..........................335

ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Система правовых и нормативно-технических документов, обеспечивающих функционирование отрасли «Автомобильные дороги»...............338

ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Взаимосвязь закона об автомобильных дорогах Российской Федерации с законодательством Российской Федерации ............................................348

ПРИЛОЖЕНИЕ 8. Психологические методы управления 351

ПРИЛОЖЕНИЕ 9. Программа курса «Психология

управления»......................................356

ПРИЛОЖЕНИЕ 10. Тест «Ценностные ориентации руководителя» ......................................357

ЛИТЕРАТУРА.................................................................367

Loading

Календарь

«  Июнь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24