|
Т. С. Кабаченко. Психология управленияТ. С. Кабаченко. Год выпуска: 2000
ПРЕДИСЛОВИЕ Настоящее пособие создавалось в период бурных изменений в политической и экономической жизни нашего общества. Эти изменения открыли широкие перспективы в деловой сфере и одновременно выдвинули на повестку дня вопрос об их кадровом обеспечении. Предпринимательство и управление организациями в новых условиях требуют огромного числа руководителей нового типа, лишенных присущих административно-бюрократической системе стереотипов профессиональной деятельности, иначе «новое вино будет налито в старые меха», и уже на новой экономической основе будут воспроизведены те же пороки, которые и в прошлом препятствовали нормальной работе людей в организациях. Следует заметить, что конкретные сложности в организациях и связанные с ними психологические проблемы не являются прямым отражением формы собственности, на основе которой данное предприятие существует. Поэтому ожидать, что изменение формы собственности автоматически приведет к снятию всех внутриорганизационньгх проблем, просто наивно. Сложившаяся ранее и вновь воспроизводимая управленческая культура сама по себе может создать предпосылки для последующего снижения эффективности в деятельности организаций уже на новой основе. Более того, мы неоднократно наблюдали, когда именно подобного рода стереотипы становились предпосылкой экономического краха предприятия. Психологам, практикующим на предприятиях, занимающихся подготовкой и консультированием руководителей, представляется возможность оказать заметное влияние на процессы формирования новой управленческой культуры. Их вклад может состоять не только в психологическом просвещении современных деловых людей, формировании у них навыков делового общения и использования психологических методов управления, но и во всестороннем исследовании психологических феноменов, возникающих при реализации управленческой деятельности в сложных организационных структурах, или факторов, влияющих на инновационное поведение управленческих команд. К психологам в этих условиях предъявляются достаточно высокие требования. Они не только должны профессионально разбираться в психологической проблематике, но быть ориентированными в специфике организации как системы и управлении ею. Они должны иметь представление о специфических эффектах, которые возникают в сложных организационных структурах в рамках управленческого взаимодействия. Настоящее пособие призвано помочь психологам, специализирующимся в области психологии труда, психологии управления и организационной психологии в конкретизации их знаний об организации и управлении, а также в обобщении их представлений о специфике управленческой деятельности. Мы не ставили своей задачей разработать сборник конкретных психологических рецептов, позволяющих решить те или иные конкретные затруднения в сфере управленческого взаимодействия. Основная цель пособия — обогатить ориентировочную основу деятельности психологов, специализирующихся в сфере консультирования по вопросам повышения эффективности управленческой деятельности. Для практиков-управленцев данное пособие может быть интересно тем, что оно демонстрирует богатство и многообразие факторов и обстоятельств, влияющих на эффективность деятельности членов организации, что поможет им осознать тот непреложный факт, что руководитель оказывает на окружающих психологическое воздействие даже тогда, когда он это и не планирует. Специалистам в области управления пособие позволяет ознакомиться с широким спектром психологических феноменов и их диалектической взаимосвязью с организационными факторами. Одной из особенностей настоящего пособия является использование в изложении специальных терминов, не относящихся, собственно, к психологическим. Конечно, хотелось бы, введя первичные понятия, развернуть их в целостную непротиворечивую систему постулатов. Однако это вряд ли возможно в пограничных отраслях знаний, к каким, собственно, психология управления и относится. Даже определение предмета этой дисциплины, не говоря уже об изучении конкретных феноменов, невозможно без «соскальзывания» в праксеологию, теорию организации, в сферу управленческих концепций. Следует особо оговориться относительно представленности в данном пособии материалов по истории зарубежной психологии управления. Мы предпочли сосредоточить свое внимание не на анализе закономерностей развития этой отрасли психологии, а на рассмотрении конкретных феноменов, указав на надежные и интересные источники по истории зарубежной психологии управления, не занимаясь по возможности их пересказом [6, 8, 9, 45, 193, 194, 258]. Вместе с тем, мы приводим точки зрения известных в 20-е годы отечественных исследователей в области теории управления. Эти авторы были признанными специалистами в своей области не только у нас в стране, но и за рубежом. Некоторые их положения удивительно современны, однако имена забыты. Практически никто не помнит, что впервые в мире тесты для исследования, решения задач подбора и расстановки руководителей были разработаны в нашей стране в 1925 году в Харьковском всеукраинском институте труда. Хотелось бы, чтобы эти материалы не только расширили кругозор наших читателей, но и послужили толчком к изживанию некоторой уничижительной позиции в отношении отечественных исследований в этой сфере, которая, к сожалению, еще довольно часто встречается. ОГЛАВЛЕНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ...................................................................3 Глава 1. Предмет психологии управления..............................6 1.1. Постановка проблемы....................................................6 1.2. Первичные понятия и допущения...................................9 1.2.1. Организация.......................................................12 1.2.2. Управление.........................................................14 1.2.3. Основные управленческие функции...................17 1.3. Предмет психологии управления..................................22 Глава 2. Руководитель в организации...................................26 2.1. Понятие структуры организации...................................26 2.2. Подсистемы организации..............................................26 2.3. Руководитель как субъект подсистем организации........28 2.4. Амбивалентность внешних побудителей поведения как условие формирования индивидуального стиля деятельности руководителя.........................................................31 Глава 3. Руководитель в структуре формальной подсистемы организации..........................................................................35 3.1. Понятие должности и должностного лица....................35 3.2. Психологические особенности деятельности руководителя в линейных организационных структурах..........38 3.3. Психологические особенности деятельности руководителя в функциональных организационных структурах... 50 3.4. Психологические особенности деятельности руководителей в штабных и матричных системах соподчинения 54 3.5. Интернализованная роль и институциональное управление .............................................................................57 3.6. Методы управления как инструмент институционального управления.............................................................60 Глава 4. Психологические особенности реализации функции планирования в управлении..................................................64 4.1. Сущность планирования...............................................64 4.2. Организационные факторы как предпосылки возникновения психологических проблем при реализации планирования ......................................................................67 4.3. Планирование и фактор неопределенности.................72 4.4. Психологические механизмы снижения эффективности планирования и некоторые приемы коррекции ориентировочной основы выполнения этой функции... 73 Глава 5. Психологические особенности реализации функции организации.........................................................................83 5.1. Сущность функции организации..................................83 5.2. Регламентирование, нормирование, инструктирование как методы реализации организационной функции......86 5.3. Влияние организационных факторов на реализацию функции организации....................................................88 5.4. Влияние личностных факторов на эффективность реализации функции организации..........................................91 5.5. Психологические эффекты неоптимального делегирования полномочий......................................................97 Глава б. Психологические особенности реализации функции контроля............................................................................102 6.1. Сущность контроля..............;.....................................102 6.2. Виды контроля........................................................... 103 6.3. Нарушения в структуре деятельности по реализации контроля.......................................................................107 6.4. Психологические предпосылки неоптимальной реализации функции контроля..........................................111 6.5. Организационно-психологические предпосылки снижения эффективности контроля......................................116 Глава 7. Психологические закономерности реализации функции регулирования...................................................... 119 7.1. Проблема неалгоритмизируемости регулирования.....119 7.2. Принципы руководства, обеспечивающие «лучший путь» регулирования..............................................................120 7.3. Методы регулирования. Классификация....................122 7.4. Предпосылки снижения эффективности регулирования 128 Глава 8. Психологические особенности деятельности по выработке управленческих решений................................... 134 8.1. Управленческие решения в структуре деятельности руководителя .......................................................................134 8.2. Общая характеристика управленческих решений.......137 8.3. Этапы выработки управленческих решений......v....,,... 143 Глава 9. Управленческое взаимодействие...........................152 9.1. Место управленческого взаимодействия в структуре деятельности по управлению.....................................154 9.2. Сферы управленческого взаимодействия и его содержательные характеристики.........................................164 9.3. Направленность управленческого взаимодействия.....169 9.4. Субъекты управленческого взаимодействия................171 9.5. Совместная деятельность и управленческое взаимодействие .....................................................................175 9.6. Феномен самоорганизации коллективного субъекта деятельности в контексте управленческого взаимо действия....................................................................183 9.7. Виды управленческого взаимодействия.......................192 9.8. Стратегии управленческого взаимодействия...............201 9.9. Средства управленческого взаимодействия.................211 9.10. Психологические механизмы управленческого взаимодействия..........................................................216 Глава 10. Индивидуальная управленческая концепция руководителя и стиль управления.......................................230 10.1. Управленческая концепция руководителя..................230 10.2. Стили управленческой деятельности.........................238 10.3. Соотношение понятий: индивидуальная управленческая концепция руководителя и индивидуальный стиль управленческой деятельности....................................245 Глава 11. Конфликт в управленческой деятельности..........248 11.1. Сущность конфликта как феномена социальной и духовной жизни человека..............................................249 11.2. Классификации конфликтов и причины их возникновения ......................................................................252 11.3. Способы разрешения конфликтов. Стратегии и стили конфликтного взаимодействия........................262 11.4. Место конфликта в системе факторов, влияющих на функционирование организации...........................2^9 Глава 12. Психологические аспекты подбора и расстановки руководителей....................................................................284 12.1. Оценка персонала в структуре кадровых процессов.. 284 12.2. Критерии оценки, процедуры оценки и методы получения первичной информации..............................289 12.3. Параметры оценки.....................................................294 12.4. Объективные и субъективные факторы в подборе персонала ........................................................................308 ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................313 ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Экспертные процедуры в оценке персонала..........................................320 ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Экспертный лист для ситуационно-комплексной оценки деятельности руководителей..................................321 ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Матрица профессиографического исследования....................................325 ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Структура должностных инструкций и словарь терминов, принятых при их составлении......................................329 ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Способы выделения основных управленческих функций..........................335 ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Система правовых и нормативно-технических документов, обеспечивающих функционирование отрасли «Автомобильные дороги»...............338 ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Взаимосвязь закона об автомобильных дорогах Российской Федерации с законодательством Российской Федерации ............................................348 ПРИЛОЖЕНИЕ 8. Психологические методы управления 351 ПРИЛОЖЕНИЕ 9. Программа курса «Психология управления»......................................356 ПРИЛОЖЕНИЕ 10. Тест «Ценностные ориентации руководителя» ......................................357 ЛИТЕРАТУРА.................................................................367 |
Loading
|