|
Долгова А.Г. Агрессия в младшем школьном возрасте. Диагностика и коррекцияДолгова А.Г. Год: 2009
ПРЕДИСЛОВИЕ С конца 1980-х годов в нашей стране стала активно развиваться практическая психология образования. К настоящему времени во многих школах введена штатная единица «педагог-психолог». Появились новые формы образовательных учреждений, центры, где психологи оказывают диагностическую, коррекционную, консультационную помощь семье и детям. Однако до сих пор отсутствует разработанная методологическая основа деятельности школьного психолога. В числе общих трудностей — проблема профессионального самоопределения при недостаточно качественной профессиональной информации и отсутствии надежной методической помощи. Одно из направлений, вызывающих затруднения у психологов образовательных учреждений, — оказание коррекционной помощи своим подопечным. Это, в частности, объясняется недостаточным количеством практического материала для ее осуществления. Не у каждого есть возможности для создания на рабочем месте коррекционной программы с нуля. Апробировать, используя опыт коллег, учитывая конкретный контингент детей, — да, но придумать что-то новое — вряд ли. Написать программу чаще всего осмеливаются психологи, которые уже имеют опыт практической работы, а что же делать тем, кто только переступил порог образовательного учреждения, ведь от них тоже требуют результата. Учителя, как правило, имеютлибо готовые программы, либо методические рекомендации по преподаванию определенного предмета. С психологами же дело обстоит значительно сложнее. Чаще всего детям и родителям требуются незамедлительные, результативные действия проверенными методами, а не попытки помочь: а вдруг получится? Все это послужило для меня стимулом к обобщению и анализу собственного практического опыта, которым я делюсь с коллегами на страницах этой книги. В книге описаны различные направления и формы работы психолога с агрессивными детьми, их родителями и педагогами, а также представлена программа социально-психологического тренинга по профилактике и коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста. ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие...............................................................................3 Часть I. Практическая работа психолога по сопровождению агрессивного ребенка...................................................................4 Глава 1. Понятие агрессии и причины ее проявления в детском возрасте......................................................................4 Факторы, обусловливающие появление агрессивного поведения..............................................6 Глава 2. Учет возрастных особенностей в психологическом сопровождении агрессивного ребенка младшего школьного возраста..................................................9 Учет возрастных особенностей детей при диагностике агрессивности.................................9 Учет возрастных особенностей детей при коррекции агрессивности..................................12 Глава 3. Организация индивидуальной работы с агрессивным ребенком.......................................................... 18 Глава 4. Организация групповой тренинговой работы с агрессивными детьми..............................................................22 Преимущества групповой работы............................23 Стадии развития группы...........................................25 Глава 5. Роль педагога в реализации программы коррекции поведения агрессивного ребенка............................................29 Цели, задачи и формы взаимодействия педагога и психолога.................................................................29 Алгоритм взаимодействия педагога и психолога в сопровождении агрессивного ребенка..................34 Рекомендации психологам по консультированию педагогов....................................................................35 Глава 6. Организация взаимодействия психолога с родителями агрессивного ребенка.......................................41 Цели, задачи и формы взаимодействия психолога и родителей................................................................41 Алгоритм работы психолога с родителями..............43 Рекомендации психологам по консультированию родителей...........................................................-.......46 Часть II. Тренинговая программа коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.......................55 Глава 7. Цели и задачи программы..........................................55 Глава 8. Алгоритм работы по программе................................57 Диагностический этап...............................................57 Подготовительный этап............................................67 Коррекционный этап.......................................-.........70 Аналитический этап..................................................78 Глава 9. Несколько слов о групповой динамике....................81 Правила и ритуалы в групповой работе...................81 Проблемные ситуации, которые могут возникнуть при проведении тренинга.....................85 Глава 10. Сценарии занятий по программе............................90 Приложения............................................................................138 Приложение 1. Технология проведения структурированного наблюдения........................... 138 Приложение 2. Критерии наблюдения за поведением ребенка .................................................................... 146 Приложение 3. Критерии агрессивности ребенка........;.. 146 Приложение 4. Карта наблюдения за поведением ребенка в школе....................................................... 148 Приложение 5. Исследование уровня насилия в школе..................................................................... 149 Приложение 6. Методика «Как ты поступишь» (на основе метода «Незаконченных предложений»)........................................................ 153 Приложение 7. Шкала агрессивности .............................. 154 Приложение 8. Шкала реактивной и проактивной агрессии ................................................................... 155 Приложение 9. Шкала прямой и косвенной агрессии .... 157 Приложение 10. Анкеты для родителей............................ 159 Приложение 11. Тест для родителей «Агрессивен ли ваш ребенок»?..................................................... 161 Приложение 12. Проективные методики ........................ 163 Приложение 13. Поведенческие проявления внутреннего состояния ребенка............................. 167 Приложение 14. Карты сопровождения ребенка на занятиях............................................................... 172 Приложение 15. Упражнения к разделу «Трудности в работе группы»...................................................... 175 Приложение 16. Типы агрессии у детей и способы построения отношений .......................................... 178 Приложение 17. Как себя вести в случае агрессивного поведения ребенка, как предотвратить нежелательное поведение....................................... 180 Приложение 18. Как себя вести в случае истерического поведения ребенка................................................... 182 Приложение 19. Экстренное вмешательство при агрессивных проявлениях....................................... 183 Приложение 20. Упражнение на принятие правил.......... 188 Приложение 21. Рассказы для проведения бесед на занятиях .............................................................. 190 Приложение 22. Образцы ситуаций для ролевого проигрывания на занятиях...................................... 197 Приложение 23. Релаксационные упражнения................ 198 Приложение 24. Дополнительные игры и упражнения... 202 Литература..............................................................................211 |
Loading
|