Тема деревни в современной литературе (по повести В. Белова «Привычное дело»)
Тема деревни в современной литературе (по повести В. Белова «Привычное дело»)
А все, что в душе и в судьбе
наболело, — Привычное
дело, привычное дело... А.
Передреев
Без деревни
городу не прожить, общество это хорошо
знает, и тем не менее деревня в России
постоянно находится в более невыгодном
с житейской точки зрения положении по
сравнению с городом. Проблем много.
Поэтому писатели-деревенщики пользуются
в России особой популярностью и уважением.
Василия Белова можно смело назвать
лидером среди этой группы писателей.
Его произведение "Привычное дело” —
важная веха в современной литературе
на деревенскую тему. В
повести перед нами проходит жизнь и
судьба простого деревенского труженика
Ивана Африкановича Дрынова и его жены
Катерины. Автор с большой любовью и
уважением относится к своим героям. Это
близкие и дорогие его сердцу люди,
они — частица его собственной души, они
— выразители его личного отношения к
жизни. Иван Африканович
— простой крестьянин, рядовой колхозник,
обремененный большой семьей. Автор не
наделяет своего героя какими-то особенными
качествами и талантами. И выпить-то он
не дурак, как говорится, и до работы
"злой”, и характер имеет покладистый.
Его любят соседи и односельчане. Иван
Африканович и на фронте побывал, имеет
боевые награды. Он спорит с начальством
и негодует, когда его несправедливо
обирают. Он ищет новых путей для
заработков, чтобы прокормить большую
семью, хотя и безуспешно. Но его деятельная
натура жаждет полезного применения
сил. Иван Африканович
никогда не бывает грустен без причины
и весел просто так. Когда ему подфартит,
он рад и открыт всему окружающему его
миру людей и природы. Поэтичный склад
характера, жизнестойкость, цельность
— вот главные качества этой личности.
Но характер Ивана Африкановича
раскрывается перед читателем постепенно,
герой Белова более многоплановый и
глубокий, чем кажется в начале повести.
Описывая житейские будни деревни, автор
показывает то несправедливое и даже
преступное отношение общества к труженику
села. У героя и "документации” никакой
нет, кроме "молочной книги”, где
записывается, сколько он сдал молока
от своей коровы. Но читателю автор
предлагает внимательно вглядеться не
в анкетные данные своего героя, а в
душевные качества этого русского
человека, коренного жителя деревни,
поэтому, я считаю, такое большое место
в повести занимает описание любви и
согласной жизни Ивана Африкановича и
Катерины. Вся повесть как бы воспевает
большую любовь этих исконно русских
людей. Автор с необычайным лиризмом и
художественным мастерством описывает
эту любовь. Читателя потрясает сцена
прощания Ивана Африкановича с погибшей
женой. В его простых
словах о несправедливости смерти,
забравшей у него раньше времени любимого
человека, столько боли, что невольно
наворачиваются на глаза слезы: "Ты уж,
Катерина, не обижайся. Не бывал, не
проведал тебя, то это, то другое. Вот
рябинки тебе принес. Ты, бывало, любила
осенями рябину-то рвать... Да. Вот, девка,
вишь, как обернулось-то... Я ведь дурак
был, худо я тебя берег, знаешь сама ...
Вот один теперь... Как по огню ступаю, по
тебе хожу, прости...” В
этих незатейливых словах чувствуется
большая нравственная сила и неподдельная
скорбь утраты. Я обратил внимание на
то, что Иван Африканович по-крестьянски
ощущает смерть дорогого человека: "Как
по огню ступаю...” То есть земля для него
сливается в один образ с похороненной
в ней Катериной. Конечно,
сила и значение повести Белова не только
в описании этих трогательных взаимоотношений
двух любящих друг друга людей. Автор,
по-моему, поставил перед собой задачу
показать во всех правдивых подробностях
жизнь современной ему деревни. Но перед
нами не просто бытописание, а выявление
смысла жизни, значения труда на земле
вообще. Итак, крестьянин
Иван Африканович Дрынов — человек
простой и вместе с тем сложный. Он вроде
бы как все на селе и в то же время очень
от всех отличается. Показательно, что
так воспринимают Ивана Африкановича и
его земляки. Я считаю, что автор пытается
создать образ идеального деревенского
жителя того времени. Показать, что,
несмотря на социальные и бытовые
негативные условия, душа народа остается
чиста. Не зря же к герою Белова не липнет
никакая житейская грязь, даже когда он
сам сплоховал в чем-нибудь. Например,
смешно выглядит он в истории со сватовством
Мишки, наутро об этом казусном случае
судачат все деревенские бабы. Но смеются
только над Мишкой, а Ивана Африкановича
жалеют. Ясно, что Иван Африканович
является для своих земляков своего рода
зеркалом, которое отражает их лучшие
чувства и достоинства. Он радует их,
подает пример добра. Сила его любви и
преданности Катерине благотворно влияет
и на остальных сельчан. Он по-житейски
мудр и нравственно чист. Вот это и
является, на мой взгляд, главным в его
образе и отличает от остальных
крестьян. Как сказал
талантливый русский поэт Анатолий
Передреев:
И города из
нас не получилось, И
навсегда утрачено село...
Чтобы
не попадать в такие драматические
"ножницы”, надо внимательно изучать
мир, который открывает перед нами
писатель Василий Белов. Его "Привычное
дело” играет важную роль в понимании
горожанами проблем деревни, характера
русского человека-селянина. Без
взаимопонимания между городом и селом
не может быть нормальной жизни в стране.