Академии музыкальные — название некоторых высших учебных,
научных, оперных, концертных и тому
подобных муз. учреждении. Первоначально
А. м. представляли собой муз. общества
или ассоциации. Итал. академии 15—18 вв.,
объединявшие философов, поэтов,
музыкантов, знатных и просвещённых
любителей искусства и друзей науки,
имели большое значение для развития
музыкальной культуры, проникновения в эту область идей гуманизма, сближения
музыки с поэзией, выработки нового
художественного стиля. В венецианской
«Академии доблести» участвовали муз.
теоретик Дж. Царлино, композитор А.
Габриели (16 в.). В «Аркадскую академию»
н Риме (с 1590) входили композиторы А.
Королли, А. Скарлаггн, Б. Паск- вини, Б.
Марчелло; в концертах её участвовал и
Г. Ф. Гендель. Таким содружеством, хотя
н ле носившим названия академии, был
кружок («камерата») Дж. Барди—Я. Кореи
во Флоренции, в недрах к-рого в конце 10
в. зародилась итальянская опера. Идеей Возрождения воодушевляли и франц.
деятелей, основавших в 1570 в Париже
«Академию поэзии и музыки» (поэт Ж. А.
Баиф, музыкант Тибо до Курвиль).
Постепенно выделялись специально
музыкальные академии,ставившие своей
задачей совершенствование музыкального
искусства и «улучшение вкуса» (устав
Неаполитанской А. м.). Большим авторитетом
пользовалась Академия любителей музыки
(Академия «филармонистов», Филармоническая
академия) в Болонье, учрежденная в
1675 (в неё в 18
в. были избраны: юный Моцарт, русские
композиторы М. С. Березовский, Е. II.
Фомин). Некоторые из подобных обществ
перерастали в учебные заведения или
сразу возникали как таковые (А. м. в
Лондоне, Будапеште, Белграде и др.).
Иногда название А. м. носят концертные
предприятия (напр. Певческая академия)
и оперцые театры (парижская Большая
опера и др.). Реже встречаются А. м. как
самостоятельные научно-исследовательские
учреждения.
В системе Академии наук СССР
проблемы истории и теории музыки
разрабатываются н секторе музыки
Института истории искусств. Bon
росы музыкознания, муз.
фольклора, муз. педагогики разрабатываются
в СССР также в различных институтах
республиканских Академий паук, Академии
педагогич. наук и т. д.
В Италии и других западноевропейских
странах академиями назывались также
музыкально-исполнительские собрания
(концерты), устраивавшиеся содружествами
любителей музыки. Это название
распространялось нередко и па частные
концерты музыкантов; теперь оио редко
употребляется в этом значешш.