|
А.В.Батаршев. Темперамент и характер. Психологическая диагностикаА.В.Батаршев. Год выпуска: 2001
СОДЕРЖАНИЕ Введение....................................................................................................................................5 Часть I. Темперамент и свойства высшей нервной деятельности..............7 1. Общие сведения о темпераменте............................................................7 2. Взаимосвязь темперамента с типами высшей нервной деятельности.....................................................................................................8 3. Характерологические особенности темперамента........................18 4. Методика определения типов темперамента..................................22 5. Активность, моторика и эмоциональность личности как ведущие компоненты темперамента...................................................40 6. Взаимосвязь темперамента с другими свойствами личности..........................................................................................................46 7. Темперамент и личность.........................................................................51 8. Два подхода к исследованию темперамента...................................56 Литература..........................................................................................................57 Приложения........................................................................................................60 1. Методика определения уровня тревожности.........................60 2. Самооценка психических состояний..........................................66 3. Методика определения свойств темперамента в спортивных коллективах..............................................................69 Часть II. Характер. Психологическая диагностика.........................................73 1. Характер и его особенности...................................................................73 2. Психологическая диагностика характера.........................................79 3. Типология характера.................................................................................89 Конституционная типология характера.........................................89 Трехкомпонентная структура поведения личности..................93 Акцентуация характера..........................................................................97 Литература........................................................................................................100 Приложения......................................................................................................101 1. Многофакторный личностный опросник Р. Кэттелла 16PF (версия А)................................................................................101 2. Многофакторный личностный опросник Р. Кэттелла 16PF (версия С)................................................................................140 3. Сокращенный вариант личностного опросника Р. Кэттелла 13PF..............................................................................163 4. Многофакторный личностный опросник FPI (модифицированная форма В)....................................................175 5. Диагностика агрессивности по тесту Басса—Дарки..........187 6. Тест К. Леонгарда—Н. Шмишека (определение акцентуированного выражения человека).............................191 7. Типы акцентуаций характера по А.Е. Личко.......................198 Часть III. Характерология..........................................................................................205 1. Астрология...................................................................................................205 Литература........................................................................................................227 2. Физиогномика............................................................................................228 2.1. Краткие сведения из предыстории физиогномики........228 2.2. Определение черт характера по лицу..................................231 2.2.1. Зоны и экспрессия лица...................................................231 2.2.2. Зона рта....................................................................................244 2.2.3. Зона носа..................................................................................246 2.2.4. Зона уха....................................................................................247 2.2.5. Зона глаз..................................................................................249 2.2.6. Иридодиагностика................................................................252 Литература........................................................................................................255 3. Френология..................................................................................................255 Литература........................................................................................................262 4. Хирология.....................................................................................................262 4.1. Хиромантия......................................................................................262 4.2. Хирогномия......................................................................................268 4.3. Дерматоглифика.............................................................................277 Литература........................................................................................................289 5. Графология...................................................................................................290 Литература........................................................................................................302 6. Именология..................................................................................................302 Литература........................................................................................................314 Приложения......................................................................................................315 1. Психографологический тест почерка (фрагменты из работ слушателей ШПП)........................................................315 2. Этимологический список наиболее употребительных имен.........................................................................................................326 ВВЕДЕНИЕ В части I пособия кратко изложены сущность темперамента, его характерологические особенности, взаимосвязь с типами высшей нервной деятельности, с другими психологическими свойствами личности, методики практического определения типов темперамента, уровней экстравертированности (экстраверсии — интроверсии) и эмоциональной устойчивости. Психологами установлено, что в темпераменте, его характерологических чертах отражаются такие психологические свойства личности, как общительность, готовность к сотрудничеству, доброжелательное отношение к людям, эмоциональная стабильность и реалистическая настроенность, эмоционально-волевые качества, высокий самоконтроль и самосознание личности и др. Знание сущности темперамента, умение грамотно определять его типы, равно как и знание психологических свойств личности (характера, способностей, мотивации и направленности личности и др.), важны не только педагогу, школьному и практическому психологу. Они просто необходимы и для руководителя предприятия (фирмы), менеджера в социальной сфере. Это будет способствовать формированию у него высокой психологической культуры отношений: умению обращаться и работать с людьми, регулировать свое поведение, правильно воспринимать и понимать других людей, знать свои индивидуальные психологические качества и возможности, адекватно оценивать себя и своих подчиненных. В предисловии к книге-хрестоматии «Психология и психоанализ характера» ее составитель Д.Я. Райгородский пишет о том, что с «проблемой характера» отечественной психологии не повезло. Значительные работы отечественных ученых (Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, Е.А. Климова, Н.Д. Левитова, К.К. Платонова, СЛ. Рубинштейна и др.), посвященные проблематике характера, не снимают с повестки дня необходимость более глубокого исследования характерологических особенностей личности, национального характера, особенностей социального характера. Актуальной является и разработка психодиагностических методик по определению черт характера и их совершенствование. Созданная Р. Кэттеллом теория черт относится к одной из основных общепсихологических теорий личности, согласно которой люди отличаются друг от друга по набору и степени выраженности у них отдельных независимых черт. Использование факторного анализа сводится к необходимому и достаточному минимуму различных показателей для оценки личности, полученных в результате тестирования, опроса и жизненных наблюдений. Прикладное значение этой проблемы проявляется в психотехнологии по определению черт и индивидуально-психологических особенностей личности. В части II книги решению этой проблемы отведено центральное место. Психодиагностические методики представлены многофакторными личностными опросниками Р. Кэттелла различных модификаций, многофакторным личностным опросником FPI и др. Эти методики описаны таким образом, чтобы в наибольшей степени упростить их практическое применение. Насколько это удалось — судить читателю, пользователю психодиагностических методик. Часть III книги посвящена характерологии — древнейшим учениям о характере (астрологии, хирогномии, хиромантии, име-нологии и др.). Большинство из этих учений до недавнего времени отвергалось официальной наукой. Однако жизнь постоянно корректирует наши взгляды и воззрения. В значительной части этих учений находят рациональные зерна и целые пласты, отражающие действительное положение вещей в психологии характера человека. Таково учение о физиогномике, определяющее связи между внешним обликом человека и его психологическими характеристиками. Таково научное направление одной из областей хирологии — дерматоглифики, изучающей кожные рельефы ладонных и подошвенных поверхностей. Таково учение об иридопсиходиагностике, изучающее физиологические и психологические особенности человека, предрасположенность к заболеваниям организма по радужным оболочкам глаз. В части III читатель может найти и некоторые вопросы из предыстории развития учений о характере. Пособие разработано для слушателей и студентов Школы практической психологии Академии психологии, предпринимательства и менеджмента (Санкт-Петербург). Оно может быть полезным и студентам гуманитарных вузов при изучении ими психологии характера и отработке психодиагностических методик по психологии личности, а также всем, кто интересуется проблемами психологии характера. |
Loading
|