Центральный Дом Знаний - А.В.Батаршев. Темперамент и характер. Психологическая диагностика

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2688

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

А.В.Батаршев. Темперамент и характер. Психологическая диагностика

А.В.Батаршев. 
pic

Год выпуска: 2001
Издательство: Владос-Пресс
ISBN: 5-305-00056-4
Формат: DjVu
Качество: OCR без ошибок
Количество страниц: 337


В части I пособия рассматриваются темперамент и свойства высшей нервной деятельности. В части II - особенности характера и его типология. Приводятся психодиагностические методики по определению характерологических черт личности. Часть III пособия посвящена характерологии - древним учениям о характере (астрологии, хирогномии, френологии, хирологии, графологии, именологии), их предыстории и современному содержанию. Пособие предназначено для студентов гуманитарных вузов, а также для всех, кто интересуется проблемами психологии характера и психодиагностическими методиками.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение....................................................................................................................................5

Часть I. Темперамент и свойства высшей нервной деятельности..............7

1. Общие сведения о темпераменте............................................................7

2. Взаимосвязь темперамента с типами высшей нервной деятельности.....................................................................................................8

3. Характерологические особенности темперамента........................18

4. Методика определения типов темперамента..................................22

5. Активность, моторика и эмоциональность личности как ведущие компоненты темперамента...................................................40

6. Взаимосвязь темперамента с другими свойствами

личности..........................................................................................................46

7. Темперамент и личность.........................................................................51

8. Два подхода к исследованию темперамента...................................56

Литература..........................................................................................................57

Приложения........................................................................................................60

1. Методика определения уровня тревожности.........................60

2. Самооценка психических состояний..........................................66

3. Методика определения свойств темперамента

в спортивных коллективах..............................................................69

Часть II. Характер. Психологическая диагностика.........................................73

1. Характер и его особенности...................................................................73

2. Психологическая диагностика характера.........................................79

3. Типология характера.................................................................................89

Конституционная типология характера.........................................89

Трехкомпонентная структура поведения личности..................93

Акцентуация характера..........................................................................97

Литература........................................................................................................100

Приложения......................................................................................................101

1. Многофакторный личностный опросник Р. Кэттелла 16PF (версия А)................................................................................101

2. Многофакторный личностный опросник Р. Кэттелла 16PF (версия С)................................................................................140

3. Сокращенный вариант личностного опросника

Р. Кэттелла 13PF..............................................................................163

4. Многофакторный личностный опросник FPI (модифицированная форма В)....................................................175

5. Диагностика агрессивности по тесту Басса—Дарки..........187

6. Тест К. Леонгарда—Н. Шмишека (определение акцентуированного выражения человека).............................191

7. Типы акцентуаций характера по А.Е. Личко.......................198

Часть III. Характерология..........................................................................................205

1. Астрология...................................................................................................205

Литература........................................................................................................227

2. Физиогномика............................................................................................228

2.1. Краткие сведения из предыстории физиогномики........228

2.2. Определение черт характера по лицу..................................231

2.2.1. Зоны и экспрессия лица...................................................231

2.2.2. Зона рта....................................................................................244

2.2.3. Зона носа..................................................................................246

2.2.4. Зона уха....................................................................................247

2.2.5. Зона глаз..................................................................................249

2.2.6. Иридодиагностика................................................................252

Литература........................................................................................................255

3. Френология..................................................................................................255

Литература........................................................................................................262

4. Хирология.....................................................................................................262

4.1. Хиромантия......................................................................................262

4.2. Хирогномия......................................................................................268

4.3. Дерматоглифика.............................................................................277

Литература........................................................................................................289

5. Графология...................................................................................................290

Литература........................................................................................................302

6. Именология..................................................................................................302

Литература........................................................................................................314

Приложения......................................................................................................315

1. Психографологический тест почерка (фрагменты

из работ слушателей ШПП)........................................................315

2. Этимологический список наиболее употребительных имен.........................................................................................................326


ВВЕДЕНИЕ

В части I пособия кратко изложены сущность темперамента, его характерологические особенности, взаимосвязь с типами высшей нервной деятельности, с другими психологическими свойствами личности, методики практического определения типов темперамента, уровней экстравертированности (экстраверсии — интроверсии) и эмоциональной устойчивости.

Психологами установлено, что в темпераменте, его характерологических чертах отражаются такие психологические свойства личности, как общительность, готовность к сотрудничеству, доброжелательное отношение к людям, эмоциональная стабильность и реалистическая настроенность, эмоционально-волевые качества, высокий самоконтроль и самосознание личности и др. Знание сущности темперамента, умение грамотно определять его типы, равно как и знание психологических свойств личности (характера, способностей, мотивации и направленности личности и др.), важны не только педагогу, школьному и практическому психологу. Они просто необходимы и для руководителя предприятия (фирмы), менеджера в социальной сфере. Это будет способствовать формированию у него высокой психологической культуры отношений: умению обращаться и работать с людьми, регулировать свое поведение, правильно воспринимать и понимать других людей, знать свои индивидуальные психологические качества и возможности, адекватно оценивать себя и своих подчиненных.

В предисловии к книге-хрестоматии «Психология и психоанализ характера» ее составитель Д.Я. Райгородский пишет о том, что с «проблемой характера» отечественной психологии не повезло. Значительные работы отечественных ученых (Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, Е.А. Климова, Н.Д. Левитова, К.К. Платонова, СЛ. Рубинштейна и др.), посвященные проблематике характера, не снимают с повестки дня необходимость более глубокого исследования характерологических особенностей личности, национального характера, особенностей социального характера. Актуальной является и разработка психодиагностических методик по определению черт характера и их совершенствование.

Созданная Р. Кэттеллом теория черт относится к одной из основных общепсихологических теорий личности, согласно которой люди отличаются друг от друга по набору и степени выраженности у них отдельных независимых черт. Использование факторного анализа сводится к необходимому и достаточному минимуму различных показателей для оценки личности, полученных в результате тестирования, опроса и жизненных наблюдений. Прикладное значение этой проблемы проявляется в психотехнологии по определению черт и индивидуально-психологических особенностей личности. В части II книги решению этой проблемы отведено центральное место. Психодиагностические методики представлены многофакторными личностными опросниками Р. Кэттелла различных модификаций, многофакторным личностным опросником FPI и др. Эти методики описаны таким образом, чтобы в наибольшей степени упростить их практическое применение. Насколько это удалось — судить читателю, пользователю психодиагностических методик.

Часть III книги посвящена характерологии — древнейшим учениям о характере (астрологии, хирогномии, хиромантии, име-нологии и др.). Большинство из этих учений до недавнего времени отвергалось официальной наукой. Однако жизнь постоянно корректирует наши взгляды и воззрения. В значительной части этих учений находят рациональные зерна и целые пласты, отражающие действительное положение вещей в психологии характера человека. Таково учение о физиогномике, определяющее связи между внешним обликом человека и его психологическими характеристиками. Таково научное направление одной из областей хирологии — дерматоглифики, изучающей кожные рельефы ладонных и подошвенных поверхностей. Таково учение об иридопсиходиагностике, изучающее физиологические и психологические особенности человека, предрасположенность к заболеваниям организма по радужным оболочкам глаз.

В части III читатель может найти и некоторые вопросы из предыстории развития учений о характере.

Пособие разработано для слушателей и студентов Школы практической психологии Академии психологии, предпринимательства и менеджмента (Санкт-Петербург). Оно может быть полезным и студентам гуманитарных вузов при изучении ими психологии характера и отработке психодиагностических методик по психологии личности, а также всем, кто интересуется проблемами психологии характера.

Loading

Календарь

«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24