
Год: 2002
Жанр: учебное пособие
Издательство:
ВЛАДОС-ПРЕСС
Серия:Схемы
ISBN: ISBN
5-305-00044-0
Язык: Русский
Формат:
DjVu
Качество: Отсканированные
страницы
Количество страниц:
287
В пособии в компактной и
наглядной формах схем представлен весь
курс «Общая психология»: раскрываются
основные понятия, методы, концепции;
дается
характеристика психических
процессов, особенностей психологии
личности.
Пособие адресовано студентам
вузов и колледжей, преподавателям,
аспирантам, а также будет полезно
всем, кто интересуется психологией.
Содержание
Предисловие 4
Часть I. Введение в общую психологию................................................. 5
Тема 1. Предмет и задачи психологии........................................................5
Тема 2. Методология и методы психологии ...............................................31
Тема 3. Психологический анализ деятельности .........................................54
Тема 4. Зарождение и эволюция психики ..................................................69
Тема 5. Научение .....................................................................................81
Тема 6. Психическое развитие................................................................102
Тема 7. Сознание и самосознание ..........................................................117
Тема 8. Зарубежные концепции психики .................................................130
Часть II. Психические процессы..........................................................147
Тема 9. Ощущения и восприятие ............................................................147
Тема 10. Память и внимание...................................................................158
Тема 11. Мышление и воображение........................................................170
Тема 12. Эмоции и воля .........................................................................189
Часть III. Психология личности............................................................213
Тема 13. Введение в психологию личности..............................................213
Тема 14. Потребности и мотивы..............................................................232
Тема 15. Темперамент и характер...........................................................257
Тема 16. Способности ............................................................................275
Предисловие В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иные отношения и т.п. Параллельно идет интенсивный поиск и новых форм учебно-методического обеспечения учебного процесса при подготовке специалистов психологического профиля. Предлагаемые студентам структурно-логические схемы можно отнести к учебно-методическим материалам нового поколения. В пособии вопросы общей психологии изложены в наглядно-образной форме. Общая психология является фундаментальной, или базовой, отраслью психологических наук. Она имеет общее значение для понимания и объяснения психологии и поведения людей независимо от того, кто они и какой конкретной деятельностью занимаются. Ведь общая психология пытается найти ответы на принципиальные вопросы, встающие перед психологией в целом, выработать теоретические принципы, обосновать методы психологического познания, сформулировать основные закономерности существования и развития психической реальности. Изучение психологических наук начинается с общей психологии, так как без достаточно глубокого знания основных понятий невозможно будет разобраться в том материале, который содержится в специальных разделах курса. Однако нередко возникают большие трудности усвоения курса. Это связано в немалой степени с большим объемом информации, а также с недостаточной его структурированностью. Необходимо уже в курсе общей психологии заложить основы формирования целостной, насколько это возможно, картины психологической науки. Для этого требуется более четкая систематизация материала курса. Результаты такого подхода в виде совокупности структурно-логических схем представлены в данном пособии. Необходимо отметить, что структурно-логическая форма представления учебной информации имеет и ряд недостатков. Автор убежден, что наилучшие результаты в ходе учебного процесса можно получить только при оптимальном сочетании различных способов презентации информации: как структурно-логического, так и текстового. Поэтому необходимо это пособие рассматривать как один из видов учебных материалов по дисциплине «Общая психология». Допуская наличие возможных неточностей в приведенном материале, а также вероятное отсутствие должной полноты иллюстрирования некоторых разделов и тем общей психологии, автор с искренней признательностью воспримет любые конструктивные замечания и пожелания в свой адрес.