
Год: 2008
Издательство: Феникс
ISBN:
978-5-222-13601-0
Серия: Высшее образование
Язык:
Русский
Формат: DOC
Качество: Распознанный
текст без ошибок (OCR)
Количество страниц:
672
В учебном пособии доступно
излагаются основные понятия и современные
научные сведения по следующим направлениям:
"Психология познавательных процессов",
"Психология сознания", "Психология
личности", "Современные психологические
концепции", "Возрастная психология",
"Социальная психология",
"Педагогическая психология".
Учебное
пособие предназначено для студентов
вузов, учащихся техникумов, для педагогов
и психологов в системе высшего и среднего
образования, для руководителей и всех
тех, кто по роду своей деятельности
работает с людьми и должен уметь учитывать
психологию людей.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ.....................,................7
1. Психология как наука...............................................7
1.1. Задачи и место психологии в системе наук.........9
1.2. Отрасли психологии.....................................10
1.3. Методы психологии.......................................14
2. Понятие психики....................................................16
2.1. Психика и организм....................................28
2.2. Психика, поведение и деятельность................38
Глава 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ...........................47
1. Краткий экскурс в историю психологии......................47
2. Фрейдизм, психоанализ............................................69
3. Бихевиоризм............................................................70
3.1. Поведенческая концепция Б. Скиннера...........72
3.2. Теория социального научения.........................74
4. Когнитивный подход в психологии............................78
4.1. Когнитивный подход к личности (Д. Келли)......81
5. Гуманистические теории личности...............................86
5.1. Феноменологический подход Роджерса............90
5.2. Теория личности Г.Тома..............................97
6. Аналитическая психология К. Юнга............................98
6.1. Коллективное бессознательное и архетипы.........103
7. Трансперсональная психология.................................111
7.1. Трансперсональный подход к человеку
Станислава Грофа...................................113
8. Психогенетический подход Ч. Тойча..........................127
Глава 3. ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ......136
1. Ощущения и восприятия.........................................136
1.1. Восприятие................................................143
1.2. Внимание..................................................157
2. Закономерности памяти..........................................164
2.1. Расстройства памяти....................................173
Мышление.............................................................178
3.1. Развитие мышления в персоногенезе..............179
3.2. Понятие и представление.............................189
3.3. Способы активизации мышления...................195
3.4. Расстройства мышления...............................196
Основы психологии Ц
4. Воображение...........................................................203
4.1. Виды воображения......................................205
5. Речь......................................................................211
5.1. Виды речевой деятельности и их особенности..212
6. Интеллект..............................................................214
6.1. Оценка интеллекта......................................219
6.2. Креативность, или творческая одаренность.......222
6.3. Коррреляция между креативностью и инди-
дуальными характеристиками.....................226
Глава 4. СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ.........................................229
1. Сознание как высшая ступень развития психики............229
2. Самосознание.........................................................236
2.1. Нарушения самосознания............................239
3. Взаимодействие сознания и подсознания...................240
4. Эмоциональные процессы и управление эмоциями.........243
4.1. Теории эмоций...........................................246
4.2. Стресс и фрустрация...................................250
4.3. Физиологические механизмы стресса.............252
5. Воля как характеристика сознания...........................255
5.1. Структура волевого действия.........................257
6. Состояния сознания..................................................260
6.1. Нарушения сознания...................................270
Глава 5. ОБЩЕЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ В ПСИХИКЕ
ЧЕЛОВЕКА, ТИПОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ.....................274
1. Индивидуальность и личность..................................274
1.1. Свобода воли.............................................280
1.2. Общее и индивидуальное.............................280
1.3. Психологическая структура личности..............282
2. Способности как проявление индивидуального
в психике.............................................................283
3. Типология темперамента..........................................287
3.1. Типы темперамента и их психологическая
характеристика..........................................289
3.2. Роль темперамента в деятельности.................292
4. Конституционные типологии....................................295
5. Диспозиционное направление и факторный анализ
личности..............................................................298
5.1. Взаимосвязь темперамента с экстраверсией—
интроверсией.............................................305
6. Типологический подход.........................,.................309
7. Характер, акцентуации характера и неврозы..............311
7.1. Акцентуации характера...............................317
7.2. Самооценка, уровень притязаний и фрустрации.....................................................319
7.3. Неврозы.....................................................324
8. Характерный мышечный панцирь как фактор препятствия развитию личности.....................................329
9. Типологии характера...............................................332
5
Оглавление
9.1. Классификация А. Ф. Лазурского...................332
9.2. Типология социальных характеров Фромма.......334
9.3. Типологическая модель социальных характеров (Б. С. Братусь)................................341
9.4. Типология манипулятивных типов харак-
тера (Э. Шостром).......................................343
9.5. Типологические модели индивидуальных
характеров................................................348
9.6. Типологическая модель К. Юнга....................354
9.7. Типология психосоциотипов.........................358
9.8. Сенсорная типология...................................362
9.9. Психогеометрическая типология.....................365
9.10. Клинические типологии личности................367
9.11. От «комплекса неполноценности» к лич-
ностному росту........................................372
9.12. Типы людей и «локус контроля».................377
9.13. Адаптивность человека и фундаментальная типология индивидуальности....................378
10. Мотивация...........................................................384
11. Психические состояния..........................................397
11.1. Агрессивность и агрессивное поведение.........400
Глава 6. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФЕНОМЕНЫ.......412
1. Психология общения...............................................412
1.1. Функции и структура общения.....................412
1.2. Трансактный анализ общения.......................417
1.3. Вербальные и невербальные средства общения...419
1.4. Общение как восприятие людьми друг друга___423
1.5. Синтоническая модель общения.....................429
1.6. Виды и техники слушания...........................440
2. Психология взаимодействия людей. Межличностные
отношения...........................................................448
2.1. Межличностные отношения и взаимодействия...450
2.2. Взаимодействие в группе.............................462
2.3. Взаимодействие людей в неорганизованных
группах...................................................477
2.4. Личность и группа: проблема лидерства и
руководства..............................................480
Глава 7. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА. .496
1. Предмет педагогической психологии и предмет
педагогики...........................................................496
1.1. Целеполагание в педагогике и педагогиче-
ские принципы.........................................504
1.2. Основные понятия дидактики.......................508
2. Психологические особенности обучения......................513
2.1. Стратегии формирования новых знаний и
способностей................................,............518
2.2. Стратегия экстериоризации............................524
2.3. Психологические факторы, влияющие на
процесс обучения......................................526
Основы психологии 6
3. Структура педагогической деятельности.......................537
3.1. Методологическая структура педагогической деятельности..............................................537
3.2. Педагогический акт как организационно-управленческая деятельность........................539
3.3. Основные дидактические концепции..............545
4. Виды, методы обучения и особенности традиционного обучения.....................................................547
4.1. Программированное обучение.......................553
4.2. Проблемное обучение и деловые игры............555
4.3. Производственно-профессиональное обучение...559
4.4. Инновационное обучение.............................563
5. Педагогическое общение..........................................568
5.1. Стили педагогического общения.....................569
5.2. Воспитание и его закономерности.................579
Глава 8. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ............................592
1. Жизненный цикл развития человека.........................592
1.1. Развитие нервной системы...........................596
1.2. Физическое развитие...................................596
1.3. Половое развитие........................................597
1.4. Когнитивное развитие..................................599
1.5. Нравственное развитие................................605
2. Формирование и развитие личности..........................607
2.1. Социализация личности...............................607
2.2. Эпигенетическая теория развития личности
Эриксона..................................................616
3. Психологические особенности возрастных периодов.......619
3.1. Кризис новорожденности...............................621
3.2. Стадия младенчества...................................623
3.3. Ранний возраст...........................................624
3.4. Кризис трех лет...........................................625
3.5. Дошкольный возраст....................................627
3.6. Младший школьный возраст.........................631
3.7. Подростковый возраст..................................636
3.8. Психологические особенности юношеского и студенческого возраста..............................642