Стихотворения символистов
особенно сложны для понимания и, тем
более, для анализа, ведь их смысл сильно
завуалирован. Поэтому одно и тоже
стихотворение разными людьми может
восприниматься по-разному. Еще Жан
Мореас писал: «Символическая поэзия –
враг поучений, риторики и объективных
описаний; она стремится облечь идею в
чувственно постижимую форму». Основываясь
на этих самых чувствах, я и буду
анализировать стихотворение «Отчаяние»
написанное в 1904 году.
Это стихотворение по своей
пространственно-временной организации
очень динамично. Любой внимательный
читатель сразу же заметит, что с каждой
новой строфой скорость движения зимней
стихии увеличивается: «Веселый,
искрометный лед. Но
сердце - ледянистый слиток. Пусть
вьюга белоцвет метет,- Взревет;
и развернет свой свиток.
Срывается:
кипит сугроб, Пурговым
кружевом клокочет, Пургой
окуривает лоб, Завьется
в ночь и прохохочет». Как
видите, на смену вьюги приходит лавина,
и создается ощущение усиления ветра.
Но в произведение есть еще одна буря –
буря внутри лирического героя, и с каждой
строчкой она бушует все сильнее. А в
третьей строфе автор даже прибегает к
помощи «двойника», который создает еще
большее чувство страха и опасности. От
этого также увеличивается динамика.
Прочитаем первые три строфы еще раз.
Чувствуете эту скорость, этот холод,
эту темноту? В таком мире каждый человек
становится волком-одиночкой, который
живет лишь для того, чтобы выжить.
Напоминает закон джунглей, не правда
ли? И чтобы наш мир
не превратился в такие холодные джунгли,
автор призывает сбавить ход и, наконец-то,
осмотреться: «Душа,
остановись - замри! Слепите,
снеговые хлопья! Вонзайте
в небо, фонари, Лучей
наточенные копья!» Белый
словно говорит: «Видишь, каким стал этот
мир! Он ужасен! Он сер, уныл, холоден и
неприветлив!» И лишь свет способен все
изменить. Причем не просто свет, а «лучей
наточенные копья», то есть герою придется
приложить усилие, чтобы побороть эту
темноту. Это
стихотворение актуально и по сей день,
ведь каждого из нас можно представить
в роли этого лирического героя. И если
мы, подобно ему, будем забывать красоту
и размеренность этого мира, в скором
времени наступит холодное отчаяние…