«Академик Фёдоров», росс. научно-исслед. судно, построенное в 1987 году на верфях города Раума (Финляндия) по заказу СССР и названное в честь академика АН СССР героя Советского Союза Е. К. Фёдорова, работавшего на первой советской дрейфующей станции «Северный полюс-1».
В первое плавание вышел 24 октября 1987 года. Ежегодно совершает экспедиционные рейсы в Арктику (август, сентябрь) и участвует в работах Российской Антарктической экспедиции (отплытие из Санкт-Петербурга в начале ноября, возвращение в начале мая следующего года). К 8 сентября 2007 года «А.Ф.» находился в море 4045 суток (более 11 лет), выполнил 25 рейсов (находясь в 26-м), прошёл около 687 тыс. морских миль, из них 100 тыс. миль во льдах.
Участие в экспедиции «Арктика-2005»
5 июля «А.Ф.» вышел из Санкт-Петербурга. На первом этапе экспедиции велась геологическая разведка на дне океана, в том числе на хребте Менделеева. В ходе экспедиции 29 августа «Академик Фёдоров» стал первым в мире транспортным судном, которое без сопровождения ледокола дошло до Северного полюса. На полюсе были взяты образцы донного грунта. 5 сентября научно-исследовательское судно эвакуировало дрейфующую станцию «Северный полюс-33», высаженную им же 9 сентября 2004 года. 19 сентября 2005 года «А.Ф.» доставил новый состав полярников в точку с координатами 85 ° 39' с. ш. и 115° 19' в. д., где была основана новая дрейфующая станция.
4 октября корабль вернулся в Санкт-Петербург.
Арктика-2007
10 июля «А.Ф.» вышел из Санкт-Петербурга в Мурманск. Из Мурманска корабль вышел к полюсу вслед за ледоколом«Россия» 25 июля после полуночи. Через 57 миль на судне произошла поломка двигателя, и оно простояло несколько часов на ремонте. Ледокол «Россия» был вынужден развернуться, в Мурманск был отправлен вертолёт за запчастями. К 11 часам утра поломка была устранена силами команды. На график экспедиции инцидент не повлиял — кораблям удалось быстро наверстать упущенное время.
«А.Ф.» нёс аппараты «Мир», на которых 29 июля было совершено пробное погружение, а 2 августа — погружение на дно в точке Северного полюса.
7 августа «А.Ф.» в проливе Кембридж (Земля Франца-Иосифа) встретил судно «Академик Мстислав Келдыш» и передал на его борт аппараты «Мир». После этого «А.Ф.» участвовал в работах второго этапа экспедиции «Арктика 2007» в море Лаптевых, в ходе которых с его борта проводились наблюдения за состоянием ледяного покрова, атмосферы и океана.
В конце августа «А.Ф.» с 24 полярниками, которым предстоит жить и работать на дрейфующей станции «Северный полюс-35», вышел из Тикси. 5 сентября в Чукотском море он встретился с ледоколом «Россия». 18 сентября в 65 милях к востоку от мыса Арктический (Новая Земля) было обнаружено подходящее для создания станции ледовое поле и в 16:00 по московскому времени были начаты работы по размещению «СП-35».
53-я сезонная Российская Антарктическая экспедиция
Рейс проходил с 6 ноября 2007 года по 2 июня 2008 года (210 суток). Было пройдено свыше 47 000 морских миль, из них 21 500 миль было пройдено в водах Антарктического континента.
Антарктическая экспедиция была проведена силами интернационального коллектива, была выполнена большая научная работа, в том числе расконсервированы станции «Русская» и «Ленинградская».
27 июля «Академик Федоров» отправился в 100-суточный научный рейс из морского порта города Архангельск. Планируется проведение исследований в Арктическом бассейне Северного Ледовитого океана. Работы будут проводиться под проводкой атомного ледокола «Ямал».
Работы организованы НИИ Росгидромет и выполняются в рамках государственного проекта как часть работы «по сопровождению российской заявки на юридическое закрепление внешней границы континентального шельфа в Северном Ледовитом океане». Работы возглавляет Полномочный представитель президента РФ по международным вопросам Арктики и Антарктики, член-корреспондент РАН Артур Чилингаров, в организации экспедиции участвовали официальные представители Федерального агентства по недропользованию (Роснедра).
В рамках экспедиции планируется исследовать геологическое строение моря Лаптевых и Восточно-Сибирского моря с использованием современной аппаратуры. Кроме этого планируется провести аналогичные исследования в других акваториях океана, вплоть до географической точки Северного полюса.
По окончании работ экспедиционное судно вернётся в Санкт-Петербург в третьей декаде октября 2010 года.