Академическая
музыка, музыка, находящаяся в
отношении преемственности прежде всего
к сформировавшимся в Европе в
XVII—XIX вв. музыкальным жанрам и
формам
(опера,симфония, соната и т. п.), мелодическим и гармоническим принципам
и инструментальному составу. В тех или
иных конкретных случаях конфликт
композиторов-академистов XX века, особенно
принадлежащих к авангардным течениям
(например, Джона Кейджа или Карлхайнца
Штокхаузена), с музыкальной традицией
прошлого может быть очень резким, но
это именно конфликт (предельно напряжённый
диалог), тогда как иные типы современной
музыки — от поп-музыки до джаза —
с классической европейской музыкальной
традицией почти не взаимодействуют.
Впрочем, те или иные эксперименты по
скрещиванию А.м. с
разными другими традициями предпринимались
на протяжении всего XX века: от
созданного Джорджем Гершвином гибрида
классики и джаза до записей в сопровождении
симфонического оркестра, практиковавшихся
многими рок-группами (например, Deep
Purple).
В более широком смысле слова А.м. можно считать ту, что написана,
исполняется и изучается в среде музыкантов
с академическим музыкальным образованием,
сложившимся в XX веке из классических
музыкальных традиций, но существенно
отошедшей от них в сторону рациональных
принципов организации музыкального
материала.