
Год выпуска: 1982
Издательство:
МГУ
Формат: DjVu
Качество: Отсканированные
страницы
Количество страниц:
336
Описание: Первое систематическое
изложение и критический анализ одного
из наиболее значительных направлений
зарубежной психологии, возникшего в
начале 60-х годов на стыке информационного
подхода, необихевиоризма, гештальтпсихологии
и структурной лингвистики. Подробно
рассмотрены экспериментальные
исследования и теоретические модели
познавательных процессов - воспитания,
внимания, памяти и мышления, а также
нерешенные в рамках когнитивной
психологии методологические проблемы,
которое в последнее время резко замедлили
развитие этого подхода.
Оглавление
От автора.............. 5
ВВЕДЕНИЕ............. 7
Глава 1. ИСТОКИ КОГНИТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ . . 12
Философская традиция (13). Ранняя экспериментальная психология (21). Антимент ал истеки е и фи-эикзлистекие направления (30).
Глава 2. КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД И КИБЕРНЕТИКА 44
Человек как ханал передачи информации (45). Компьютерная метафора (54).
Глава 3. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ПАМЯТИ . 66
Хронометрический анализ поиска в памяти (67). Трехкомпонентше модели (77). Альтернативный подход: теория уровней переработки (89). Зрительные образы и память (96).
Глава 4. ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ.....114
Иконическая память и микрогевеэ (115). Эхончес-кая память (132), Распознавание конфигураций (136).
Глава 5. ВНИМАНИЕ И СОЗНАТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ . f*5*
Структурные модели внимания (152). Творческий синтез как альтернатива (159). Автоматические и сознательно управляемые процессы (170).
Глава 6. ПСИХОСЕМДНТИКА И МЫШЛЕНИЕ 184 Семантическая память (185). Значение в глобальных когнитивных моделях (206). Анализ процессов понимания (221). Решение задач и творческое мышление (237). Глава 7. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КОГНИ ТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ.......249 Черты кризиса (250). Перспектива методолог и чес кого солипсизма (260). Экологический подход: Джеймс Джером Гибсоц и неогибеониапцы (270). От когнитивной психологии к психологии (281). ЗАКЛЮЧЕНИЕ............ 291 Литература.............. 296 Именной указатель........... 322 Предметный указатель.......... 330
От автора
Любой автор, работающий сегодня в области экспериментальной психологии, не может не учитывать существования того разнородного клубка идей, фактов и привычек мышления, который можно было бы с известной долей условности назвать «современной когнитивной психологией». Это направление возникло в начале 60-х годов на стыке пеобихевиоризма, гештальтпеихологии, структурной лингвистики и до сих пор остается ведущей школой зарубежной психологии, развивающейся вне философии марксизма. Анализ когнитивной психологии крайне важен как для оценки полученных се представителями конкретных результатов, так и для дальнейшего развития характерного дли советской психологии подхода к изучению психических явлений, основанного на теории отражения и концепции практической деятельности. Замысел этой книги состоял прежде всего в том, что~ бы на фоне подробного изложения работ представителей данного на правления в главной и исходной для него области исследований — общей психологии познавательных процессов выявить черты, роднящие его с другими, в том числе существенно более ранними направ лениями психологической и философской мысли. Наряду с этой об Щей методологической задачей мн^ также представлялось важным продемонстрировать па уровне обсуждении конкретных экспериментов возможность альтернативных интерпретаций фактических данных, на которых оснонаны некоторые из числа наиболее известных в когнитивной психологии теоретических моделей познавательных процессов. Для подобной экспериментальной кригикн были, в частности, использованы результаты исследований, которые проводились мною в течение последних десяти лет совместно с рядом коллег — ' М. С. Капицей, В, Н. Каптелининым, Т, В. Бар.тас, К--Д. Шмидтом, У. Кемпфом, II. В, Цзсном и др. ~ на факультете психологии МГУ.
Во время анализа материалов и подготовки текста книги мне оказывалась щедрая помощь. Особенно полезными были замечания П. Я- Гальперина, В. П. Зинченко, С, Н„ Гонщорика. М. С. Капицы, В, Н, Каптелипина, ф, Крэйка, А. Б, Леоновой, А. Метро, Н, Н. Не-пейноды, Д. Нормана и К- Д- Шмидта. Часть работы была выполнена в 1980 году, когда я находился на кафедре В. Вундта Лейпциг«кого университета, читая лекции по психологии познавательных процессов и пользуясь неизменным гостеприимством немецких коллег. Это время было решающим для возникновения концепции книги. В связи с этим мне хотелось бы с благодарностью вспомнить встречи и беседы с президентом Международной психологической ассопиа-цшк Ф. Клнкоом, а также с Г.-Т. Гайслером, М. Форвергом, В. Хакером и Л. Шпрунгом. Наконец, я хотел бы выразить признательность сотрудникам Издательства Московского университета. Именно их поддержка и терпение позволили закончить эту книгу.
Москва, октябрь 1981 года.