Центральный Дом Знаний - Борис Величковский. Современная когнитивная психология

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2690

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Борис Величковский. Современная когнитивная психология

Борис Величковский. 
pic

Год выпуска: 1982
Издательство: МГУ
Формат: DjVu
Качество: Отсканированные страницы
Количество страниц: 336
Описание: Первое систематическое изложение и критический анализ одного из наиболее значительных направлений зарубежной психологии, возникшего в начале 60-х годов на стыке информационного подхода, необихевиоризма, гештальтпсихологии и структурной лингвистики. Подробно рассмотрены экспериментальные исследования и теоретические модели познавательных процессов - воспитания, внимания, памяти и мышления, а также нерешенные в рамках когнитивной психологии методологические проблемы, которое в последнее время резко замедлили развитие этого подхода.


Оглавление  

От автора.............. 5

ВВЕДЕНИЕ............. 7

Глава 1. ИСТОКИ КОГНИТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ    .    . 12

Философская традиция (13). Ранняя экспериментальная психология (21). Антимент ал истеки е и фи-эикзлистекие направления (30).

Глава 2. КОГНИТИВНЫЙ   ПОДХОД И   КИБЕРНЕТИКА 44

Человек   как   ханал   передачи   информации (45). Компьютерная метафора (54).

Глава 3. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА   ПАМЯТИ    . 66

Хронометрический анализ поиска в памяти (67). Трехкомпонентше модели (77). Альтернативный подход: теория уровней переработки (89). Зрительные образы и память (96).

Глава 4. ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ.....114

Иконическая память и микрогевеэ  (115). Эхончес-кая   память (132),   Распознавание конфигураций (136).

Глава 5. ВНИМАНИЕ И СОЗНАТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ    .   f*5*

Структурные модели внимания (152). Творческий синтез как альтернатива (159). Автоматические и сознательно управляемые процессы (170).

Глава 6. ПСИХОСЕМДНТИКА И   МЫШЛЕНИЕ 184

Семантическая память (185). Значение в глобальных когнитивных моделях (206). Анализ процессов понимания (221). Решение задач и творческое мышление (237).

Глава 7. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ    ПРОБЛЕМЫ КОГНИ

ТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ.......249

Черты кризиса   (250). Перспектива методолог и чес кого    солипсизма    (260).  Экологический подход: Джеймс Джером Гибсоц и неогибеониапцы (270). От когнитивной психологии к психологии (281).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............ 291

Литература.............. 296

Именной указатель........... 322

Предметный   указатель.......... 330


От автора

Любой автор, работающий сегодня в области экспериментальной психологии, не может не учитывать существования того разнородного клубка идей, фактов и привычек мышления, который можно было бы с известной долей условности назвать «современной когнитивной психологией». Это направление возникло в начале 60-х годов на стыке пеобихевиоризма, гештальтпеихологии, структурной лингвистики и до сих пор остается ведущей школой зарубежной психологии, развивающейся вне философии марксизма. Анализ когнитивной психологии крайне важен как для оценки полученных се представителями конкретных результатов, так и для дальнейшего развития характерного дли советской психологии подхода к изучению психических явлений, основанного на теории отражения и концепции практической деятельности. Замысел этой книги состоял прежде всего в том, что~ бы на фоне подробного изложения работ представителей данного на правления в главной и исходной для него области исследований — общей психологии познавательных процессов выявить черты, роднящие его с другими, в том числе существенно более ранними направ лениями психологической и философской мысли. Наряду с этой об Щей методологической задачей мн^ также представлялось важным продемонстрировать па уровне обсуждении конкретных экспериментов возможность альтернативных   интерпретаций   фактических данных, на которых оснонаны некоторые из числа наиболее известных в когнитивной психологии теоретических   моделей познавательных процессов. Для подобной экспериментальной кригикн были, в частности, использованы результаты исследований, которые проводились мною в течение последних десяти лет совместно с рядом коллег — ' М. С. Капицей, В, Н. Каптелининым, Т, В. Бар.тас, К--Д. Шмидтом, У. Кемпфом, II. В, Цзсном и др. ~ на факультете психологии МГУ.

Во время анализа материалов и подготовки текста книги мне оказывалась щедрая помощь. Особенно полезными были замечания П. Я- Гальперина, В. П. Зинченко, С, Н„ Гонщорика. М. С. Капицы, В, Н, Каптелипина, ф, Крэйка, А. Б, Леоновой, А. Метро, Н, Н. Не-пейноды, Д. Нормана и К- Д- Шмидта. Часть работы была выполнена в 1980 году, когда я находился на кафедре В. Вундта Лейпциг«кого университета, читая лекции по психологии познавательных процессов и пользуясь неизменным гостеприимством немецких коллег. Это время было решающим для возникновения концепции книги. В связи с этим мне хотелось бы с благодарностью вспомнить встречи и беседы с президентом Международной психологической ассопиа-цшк Ф. Клнкоом, а также с Г.-Т. Гайслером, М. Форвергом, В. Хакером и Л. Шпрунгом. Наконец, я хотел бы выразить признательность сотрудникам Издательства Московского университета. Именно их поддержка и терпение позволили закончить эту книгу.

Москва, октябрь 1981 года.

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24