Центральный Дом Знаний - Д.Н. Узнадзе. Общая психология

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2690

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Д.Н. Узнадзе. Общая психология

Д.Н. Узнадзе. 
pic

Год выпуска: 2004
Издательство: "Смысл" Питер
ISBN: 5-89357-121-5, 5-469-00020-6
Формат: PDF
Качество: Отсканированные страницы
Количество страниц: 417
Язык: Русский
Введение в психологию, биологические основы личности, психология установки, эмоциональных переживаний, поведения, восприятия, мнемических процессов, мышления, внимания, воображения.


Научное творчество Узнадзе и проблемы общей психологии

Предисловие научного редактора

Научное наследие Дмитрия Николаевича Узнадзе в целом довольно плохо знакомо русской научной общественности. Это более чем странно, учитывая то обстоятельство, что он был признанным классиком «советской психологии». Исследования Узнадзе и его школы всегда привлекали особое внимание, а оригинальная общепсихологическая концепция установки служила предметом многочисленных обсуждений и дискуссий. В конечном счете, ей была дана самая высокая оценка — как масштабной теоретической системе, в которой наиболее плодотворно разработана категория бессознательного, более того, она рассматривалась даже как «советская альтернатива психоанализу». Все это, однако, происходило в условиях, когда многие значительные произведения автора были не переведены на русский язык и не изданы. Разумных оснований для существования подобного положения вещей вроде бы не было, однако оно оставалось неизменным вплоть до конца советской эпохи.

Мы не будем здесь анализировать субъективные и объективные предпосылки указанного парадокса, хотя с исторической точки зрения это было бы небезынтересно. Главное другое — по-видимому, нынче они в основном устранены. Русская научная общественность получила, наконец, возможность в полной мере ознакомиться с творчеством автора, интерес к которому существовал всегда и, думается, остается и поныне.

Предлагаемая книга отчасти будет способствовать удовлетворению этого интереса. Однако прежде чем коснуться непосредственно данной работы, имеет смысл в самых общих чертах охарактеризовать наиболее важные направления научного творчества Узнадзе с тем, чтобы еще раз напомнить, как мало оно знакомо русскому читателю и сколь много еще предстоит сделать для исправления положения.

Богатое научное наследие Узнадзе включает в себя произведения по философии, педагогике, истории, эстетике и психологии. Причем, вплотную исследованием психологической проблематики Узнадзе занялся лишь после 1918 года, переехав в Тбилиси, где в только что открывшемся университете начал организовывать первую в Грузии кафедру и лабораторию психологии. До этого он в Кутаиси занимался теоретической и практической работой в области педагогики, писал учебники по истории, а также исследования по эстетике и литературной критике, и особенно по философии.

Узнадзе по праву считается одним из основателей грузинской философской школы. Его работы в этой области включают в себя монографии по истории философии — это произведения, посвященные анализу философских систем Вл. Соловьева (написано еще в Германии) и Бергсона (1920), а также целый ряд оригинальных исследований различных философских проблем: «Индивидуальность и ее генезис» (1910), «Философские беседы: смерть» (1911), «Философия войны» (1914), «Смысл жизни» (1915), «Смысл жизни и воспитание» (1916). Эти работы, написанные в духе философии жизни и экзистенциального сознания, по сей день не утратили ни своей актуальности, ни научной значимости. В двадцатые годы Узнадзе прекращает свои философские искания, несомненно, ввиду явной нестыковки его представлений с позицией официальной идеологической доктрины. К сожалению, русский читатель совершенно незнаком с этой частью творчества Узнадзе.

Значительно лучше, в этом смысле, обстоит дело с разработками Узнадзе в сфере педагогики и граничащими с нею областями психологии, главным образом, благодаря вышедшей в серии «Онтология гуманной педагогики» книге «Узнадзе» (2000). В нее вошли ряд произведений автора разного периода. Их тематика весьма разнообразна и, в целом, отражает круг интересов Узнадзе в этой области. Хотя несомненно и то, что множество значительных работ еще ожидают своего перевода и публикации. В первую очередь, это касается монографий «Педология» (1933) и, в особенности, «Психология ребенка» (1947).

Нужно отметить, что Узнадзе выполнил большое количество исследований в этой сфере (более пятидесяти работ), фактически разработав целостную систему взглядов, охватывающую важнейшие вопросы как педагогики, так и возрастной и педагогической психологии (Узнадзе четко размежевывал эти дисциплины, хотя и настаивал на психологическом обосновании педагогической системы). Педагогическая концепция Узнадзе построена на единой методологической основе, включающей точное определение всех основных педагогических понятий. Такой единой философско-психологической основой стала идея целостной и активной личности как объекта воспитания — идея, которая впоследствии вылилась в широко известную психологическую теорию установки. В собственно педагогических исследованиях автора разработаны вопросы, связанные с сущностью, целями и задачами воспитания как предмета педагогики, ролью школы, в частности учителя, и семьи в этом процессе, различиями между теоретической и практической педагогикой и реализацией главных дидактических принципов при организации последней, и многое другое.

В исследованиях по возрастной и педагогической психологии поставлены и оригинально решены вопросы: возрастной периодизации («теория возрастной среды»), соотношения между врожденным и приобретенным («теории коинцинденции»), соотношения обучения и развития, сущности игровой деятельности («теория функциональной тенденции»), сущности учебной деятельности (как переходной формы между т.н. экстрогенными и интрогенными формами поведения), развития интересов (в том числе, познавательных), развития технического мышления, начала школьного возраста и готовности к школе и др.

Разумеется, в небольшом сборнике невозможно было полноценно осветить, как решались Узнадзе все указанные вопросы. Существенным образом позволяет обогатить представление об этом ознакомление с работами из цикла экспериментальных исследований двадцатых годов, посвященных некоторым аспектам онтогенеза мышления (группирование и формирование понятий), которые впервые были напечатаны в немецких журналах и принесли их автору европейскую известность. Они представлены в книге «Психологические исследования» (1966).

Творчество Узнадзе в сфере психологии отличается многообразием тем и областей. Кроме вопросов возрастной и педагогической психологии, он занимался также актуальными теоретическими и практическими вопросами психотехники. До того, как начался разгром психотехники в Советском Союзе, им было выполнено до десяти работ в этой области.

Однако основной интерес автора был сосредоточен в области общей психологии. Некоторые важные общепсихологические произведения вошли в упомянутую выше книгу, до последнего времени остававшуюся единственной изданной в России и отражавшей психологическое творчество Узнадзе. Ее второе, несколько сокращенное издание, осуществилось в 1997 году под названием «Теория установки». Но в нее не попали многие значительные и даже этапные произведения автора, в частности статья «Petites perceptions Лейбница и их место в психологии» (1919), впервые высветившая интерес автора к проблеме бессознательного и ставшая центральной в его исследованиях; «Impersonalia», где Узнадзе, анализируя интересный языковой феномен, впервые обращается к некой биосферной реальности, ставшей прототипом установки. Биосферная точка зрения основательно была разработана уже в первой монографии Узнадзе по «Общей психологии» — «Основы экспериментальной психологии. Принципиальные основы и психология ощущений» (1925). Как явствует из названия, в ней подробно рассмотрены методологические, теоретические и методические вопросы «Общей психологии», дан основательный критический анализ состояния психологической науки на то время, а также изложен обширный материал по психологии ощущений. Далее, из непереведенных произведений Узнадзе необходимо отметить книгу «Сон и сновидения» (1936). Несмотря на свой сравнительно небольшой размер, она изобилует новаторскими идеями в связи с интерпретацией «комплексов» и других понятий психоанализа с позиций теории установки. В ней представлена по существу новая концепция сновидений, начата разработка представлений о «функциональной тенденции», появляется идея об «объективации» и т.д. Завершенный вид концепция объективации приобрела в этапной статье «Проблема объективации» (1948). Наконец, в данном контексте следует упомянуть работу «К проблеме сущности внимания» (1947), весьма своеобразно освещающую природу внимания. Все эти работы выполнены на грузинском языке.

Что касается главного дела жизни Дмитрия Николаевича — его общепсихологической концепции установки, то теоретическую работу по созданию новой психологической системы Узнадзе начал с двадцатых годов прошлого века и уже через несколько лет в упомянутой книге «Основы экспериментальной психологии» представил как бы первый (биосферный) вариант концепции. В дальнейшем исследования продолжались как в направлении развития и совершенствования самой теории, так и ее экспериментального обоснования. В конце тридцатых—начале сороковых годов Узнадзе написал несколько работ, обобщающих теоретические идеи и эмпирические данные психологии установки уже следующего этапа ее развития. Это основательные статьи: «К психологии установки» (1938), «Исследования по психологии установки» (1939), глава «Психология установки» в книге «Общая психология» (1940) и «Основные положения теории установки» (1941).

Лишь недавно российский читатель смог познакомиться с последней из них. В сокращенном виде она вошла в отмеченный выше сборник педагогических работ Узнадзе. Между тем, эти работы не только позволяют проследить исторический путь развития психологии установки, но и понять смысл теоретических ходов в связи с постановкой самой проблемы установки, трактовавшейся по-разному в зависимости от методологических задач, поставленных автором. Вначале установка рассматривалась в свете психофизической проблемы, далее в контексте так называемого «постулата непосредственности» и в противовес бессубъектной психологии. В «Общей психологии» акцент делается на методологической проблеме целесообразности поведения — установка выступает в качестве психологического механизма этой целесообразности.

В сороковые годы Узнадзе внес целый ряд уточнений и дополнений в свою теоретическую систему. В 1950 году он скоропостижно скончался, но успел создать две значительные работы, подводящие итог последнего периода его творчества. Обе были написаны на русском языке и предназначались для всех специалистов страны. Первая, наиболее крупная и известная — «Экспериментальные основы психологии установки» — была издана на русском языке трижды: в 1961 году в Тбилиси в книге под тем же названием, а затем в 1966 и 2000 годах в Москве в уже отмеченных сборниках. Вторая работа — «Основные положения теории установки» — увидела свет лишь однажды, в той же книге 1961 года, тираж которой составил всего 1000 экземпляров. Поэтому, по прошествии более сорока лет со времени ее издания, она вряд ли может считаться доступной русским читателям, интересующимся теорией установки. Между тем, она содержит ряд важных положений, развивающих теорию в направлении углубления анализа специфики именно человеческой психики. Тем самым, Узнадзе указал вектор последующего развития теории установки, в направлении которого оно и шло в созданной им психологической школе. Таково вкратце положение дел на сегодня.


Содержание

Научное творчество Д.Н. Узнадзе и проблемы общей психологии. И.В. Имедадзе.........3

Предисловие............................................................................................;..............................25

Глава первая. Введение в психологию..............................................................................26

Предмет и задачи психологии..........................................................................................26

Методы психологии...........................................................................................................33

Самонаблюдение................................................................................................................33

Наблюдение за другими....................................................................................................37

Эксперимент.......................................................................................................................42

Классификация явлений сознания..................................................................................47

Опосредованный характер психических процессов.....................................................49

Глава вторая. Биологические основы личности..........................................................54

Предварительные замечания...........................................................................................54

Конституционное учение..................................................................................................55

Внутренняя секреция........................................................................................................57

Нервная система...............................................................................................................58

Учение о локализации......................................................................................................63

Глава третья. Психология установки..............................................................................69

Установка...........................................................................................................................69

Фиксированная установка...............................................................................................79

К общей психологии установки......................................................................................82

К дифференциальной психологии установки...............................................................86

Установка в патологических случаях.............................................................................88

Глава четвертая. Психология эмоциональных переживаний.....................................91

Эмоциональные переживания..........................................................................................91

Чувство...............................................................................................................................94

Эмоции и попытки их классификации............................................................................99

Качественная характеристика эмоциональных переживаний...................................102

Градуальная характеристика эмоционального переживания.....................................106

Эмоциональное переживание и тело.............................................................................111

Темперамент.....................................................................................................................116

Глава пятая. Психология поведения..............................................................................120

Импульсивное поведение...............................................................................................120

Воля...................................................................................................................................127

Выполнение волевого акта............................................................................................130

Акт решения.....................................................................................................................135

Вопрос о твердости воли................................................................................................137

Мотивация - период, предшествующий волевому акту.............................................143

Патология воли...............................................................................................................155

Другие виды активности.................................................................................................159

Онтогенетическое развитие активности......................................................................162

Характер...........................................................................................................................165

Глава шестая. Психология восприятия..........................................................................172

Элементарные условия и закономерности восприятия..............................................172

Психология ощущений...................................................................................................181

Зрение..............................................................................................................................181

Слух..................................................................................................................................185

Вкус и обоняние..............".................................................................................................189

Модальности осязания....................................................................................................190

Интермодальное единство ощущений.........................................................................194

Восприятие.......................................................................................................................197

Восприятие пространства..............................................................................................211

Восприятие времени......................................................................................................215

Наблюдение......................................................................................................................219

Онтогенетическое развитие восприятия......................................................................222

Глава седьмая. Психология мнемических процессов................................................226

Простейшие формы мнемических процессов..............................................................226

Непосредственная память.............................................................................................228

Эйдетический образ........................................................................................................230

Персеверация...................................................................................................................233

Узнавание.........................................................................................................................234

Ассоциация представлений...........................................................................................239

Формы активной памяти................................................................................................248

Учение и припоминание.................................................................................................249

Учение...............................................................................................................................252

Факторы скорости заучивания......................................................................................253

«Законы» заучивания......................................................................................................257

Забывание.........................................................................................................................262

Воспоминание..................................................................................................................268

Психология показаний...................................................................................................271

Теории памяти.................................................................................................................275

Заболевания памяти........................................................................................................280

Онтогенетическое развитие памяти..............................................................................282

Глава восьмая. Психология мышления.........................................................................289

Мышление.......................................................................................................................289

Практическое мышление................................................................................................297

Образное мышление.......................................................................................................308

Понятийное мышление...................................................................................................315

Развитие мышления в онтогенезе..................................................................................333

Глава девятая. Психология внимания............................................................................342

Внимание..........................................................................................................................342

Свойства внимания.........................................................................................................346

Протекание процесса внимания.....................................................................................353

Факторы произвольного внимания...............................................................................356

Влияние внимания..........................................................................................................358

Внимание и организм......................................................................................................362

Патология внимания.......................................................................................................364

Развитие внимания в онтогенезе...................................................................................365

Глава десятая. Психология воображения.....................................................................368

Воображение....................................................................................................................368

Пассивная фантазия.......................................................................................................377

Активная фантазия.........................................................................................................389

Фантазия в онтогенезе....................................................................................................394

Игра..................................................................................................................................396

Последующее развитие фантазии................................................................................402

Библиография....................................................................................................................404

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24