|
Т.В.Корнилова, С.Д. Смирнов. Методологические основы психологииТ.В.Корнилова, С.Д. Смирнов. Год выпуска: 2006 Оглавление Предисловие..................................................................... g Глава 1. Общие представления о методологии науки...................Ю 1.1. Понятие метода в узком и широком смысле................................Ю 1.2. Соотношение понятий «наука», «философия» и «мировоззрение».................................................. \2 1.3. Виды и формы рефлексии научного знания................................16 1.4. Структура методологического знания (уровни и подходы)..............................................................................19 1.5. Дескриптивная и нормативная функции методологического знания........................................................... 22 1.6. Понятия объекта и предмета научного исследования (познавательная ситуация).................................................... 26 1.7. Соотношение методологии и психологии. Значение психологического знания для методологии науки....................28 Глава 2. История развития и современные представления о научном познании..............................................................32 2.1. Историческая относительность форм, средств, идеалов и норм научного познания.............................................................. 32 2.2. Субъективное и объективное знание в теориях познания.....35 2.3. Научная революция XX в.: возникновение неклассического естествознания.....................................................40 2.4. Позитивизм и его роль как методологического базиса наук на определенной ступени развития научного познания..........42 2.5. Понятия парадигмы и научной революции по Т. Куну...........46 2.6. Принцип фальсифицируемости гипотез в теории критического реализма К. Поппера..............................50 2.7. И. Лакатос и концепция внутреннего единства логики доказательства и опровержения.......................................................55 2.8. Старые дихотомии в современных методологических подходах...................................................................................................5з 2.8.1. Новые критерии научного знания.....................................................58 2.8.2. Фаллибилизм............................................................................................59 2.8.3. Релятивизм и операционализм...........................................................60 2.8.4. Номинализм, реализм, рационализм................................................61 2.8.5. Интуитивизм.............................................................................................63 2.8.6. Теоретическое — эмпирическое..........................................................64 2.9. Постнеклассическая стадия развития науки...............................66 2.10. Постпозитивистская трактовка развития науки........................67 Глава 3. Специфика методологии психологии.............................70 3.1. Особенности психологического знания........................................70 3.2. Ненаучное психологическое знание и возможность психологического знания как научного........................................74 3.3. Рациональная и эмпирическая психология (в истории становления психологии как науки)........................77 3.4. Ассоцианизм как первое направление психологии...................82 3.5. Современное представление о теоретических и эмпирических методах в психологии.........................................86 3.6. Моделирующий подход в теории познания и психологические гипотезы.............................................................90 Глава 4. Причинность и детерминизм в методологии науки.............................................................92 4.1. Причинность как принцип научного объяснения.....................92 4.1.1. Принцип детерминизма: от античного к механистическому и вероятностному...........................................92 4.1.2. Биологический детерминизм и классическая картина мира ... 98 4.2. Зарождение представлений о психологической причинности........................................................................................101 4.2.1. Возникновение представлений о психологической причинности............................................................................................101 4.2.2. Каузальность в классической и неклассических парадигмах..... 104 4.2.3. Причинность и закон............................................................................106 4.3. Формирование новых подходов к пониманию причинности в естествознании.....................................................109 Глава 5. Психология как самостоятельная наука.......................113 5.1. Первые научные парадигмы в психологии и признаки кризиса........................................................................... 113 5.2. Структура и специфика психологических теорий................. 118 5.2.1. Множественность подходов к выделению структуры..............118 5.2.2. Теории разной степени общности......................................... j 20 5.3. Психологические теории и пограничные области знания... 122 5.4. Практика в противопоставлении психологической Те°рИИ.....................................................................................................125 Глава 6. Кризис в психологии и поиск общей методологии.........132 6.1. Постановка проблемы кризиса в психологии......................... 132 6.1.1. От понятия кризиса к пониманию психологии как мультипарадигмалыюй науки.............................. 132 6.1.2. Основные признаки кризиса................................. 137 6.1.3. Кризисная или мультипарадигмальная наука? (Резюме) ...... 144 6.2. Теоретическая психология как оппозиция общей психологии........................................ ^ 6.3. Классификация общепсихологических теорий на основе закрытой типологии....................................... 149 6.4. Методологический плюрализм в психологии.......................... 151 6.5. Методология без общепсихологической теории и в контексте логики науки..................................... 153 Глава 7. Теория деятельности как методологический подход в психологии............. .....................................................156 7.1. Деятельностное опосредствование......................... 7.2. Соотношение понятий «взаимодействие», «отражение» «активность», «деятельность».................................... ' 157 7.2.1. Категории «взаимодействие» и «отражение».................. 157 7.2.2. Категория «активность».................................. ^ 7.2.3. Деятельность как философская категория...........................j 70 7.3. Теория деятельности как общепсихологическая парадигма............................................ 7.4. Возвращение категории образа в подходе А. Н. Леонтьева (как аспект преодоления постулата непосредственности) .... 181 7.5. Перспективы деятельностного подхода............................. 183 Глава 8. Психологическая причинность................................ 189 8.1. Различия в понимании психологической причинности и сути психологического экспериментирования .... 189 8.1.1. Множественность представлений о психологической причинности.....................................................................................................189 |
Loading
|