Центральный Дом Знаний - Т.В.Корнилова, С.Д. Смирнов. Методологические основы психологии

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Т.В.Корнилова, С.Д. Смирнов. Методологические основы психологии

Т.В.Корнилова, С.Д. Смирнов. 
pic

Год выпуска: 2006 
Издательство: Питер
Серия: Учебное пособие
ISBN: 5-94807-015-8
Формат: PDF
Качество: Отсканированные страницы
Количество страниц: 256 
Курс «Методологические основы психологии» изучается в качестве обязательного предмета студентами, обучающимися по направлению и специальностям психологии. Есть старое мудрое высказывание: «Теория без практики мертва, а практика без теории слепа». В этом смысле методология выполняет важную мировоззренческую, ориентирующую и направляющую функцию в психологическом исследовании и в психологической практике. Знание принципов психологии, основных методологических проблем составляет основу психологического образования. Одна из задач, которая ставится в данном пособии: изложить сложные методологические проблемы в доступном для студентов стиле и в краткой лаконичной форме. Книга состоит из двух частей: «Методологические проблемы психологических знаний», «Методология конкретного психологического исследования». В первой части рассматриваются особенности различных типов психологических знаний (житейская психология, научная психология, искусство, практическая психология, иррациональная психология), показывается специфика научной и практической психологии, описываются основные методологические принципы и методы науки и показывается их использование в психологии. Кратко рассматривается понимание предмета психологии различными психологическими школами в истории науки, дается обзор психофизической и психофизиологической проблем, а также основных психологических принципов (детерминизма, системности, развития). Далее анализируются основные тенденции развития современной мировой психологии. Вторая часть книги посвящена рассмотрению методологических проблем, непосредственно касающихся организации и проведения конкретного психологического исследования: 1. анализ принципов, концепций, теорий, подходов; 2. понятийный аппарат научного познания, терминология и язык исследований; 3. анализ и описание исследовательского процесса, его этапов; 4. изучение сфер применимости различных методов, процедур, технологий; 5. разработка отдельных методов. В данном разделе представлены такие темы, как: · объект и предмет исследования, · постановка целей и задач исследования, · формулировка гипотез, · подбор адекватных методов и методик исследования, · адекватных способов обработки и анализа эмпирических данных. Учебное пособие полностью отражает образовательный стандарт подготовки специалистов высшего образования по психологии.


Оглавление

Предисловие..................................................................... g

Глава 1. Общие представления о методологии науки...................Ю

1.1. Понятие метода в узком и широком смысле................................Ю

1.2. Соотношение понятий «наука»,

«философия» и «мировоззрение».................................................. \2

1.3. Виды и формы рефлексии научного знания................................16

1.4. Структура методологического знания

(уровни и подходы)..............................................................................19

1.5. Дескриптивная и нормативная функции методологического знания........................................................... 22

1.6. Понятия объекта и предмета научного исследования (познавательная ситуация).................................................... 26

1.7. Соотношение методологии и психологии. Значение психологического знания для методологии науки....................28

Глава 2. История развития и современные представления

о научном познании..............................................................32

2.1. Историческая относительность форм, средств, идеалов

и норм научного познания.............................................................. 32

2.2. Субъективное и объективное знание в теориях познания.....35

2.3. Научная революция XX в.: возникновение неклассического естествознания.....................................................40

2.4. Позитивизм и его роль как методологического базиса наук

на определенной ступени развития научного познания..........42

2.5. Понятия парадигмы и научной революции по Т. Куну...........46

2.6. Принцип фальсифицируемости гипотез

в теории критического реализма К. Поппера..............................50

2.7. И. Лакатос и концепция внутреннего единства логики доказательства и опровержения.......................................................55

2.8. Старые дихотомии в современных методологических

подходах...................................................................................................5з

2.8.1. Новые критерии научного знания.....................................................58

2.8.2. Фаллибилизм............................................................................................59

2.8.3. Релятивизм и операционализм...........................................................60

2.8.4. Номинализм, реализм, рационализм................................................61

2.8.5. Интуитивизм.............................................................................................63

2.8.6. Теоретическое — эмпирическое..........................................................64

2.9. Постнеклассическая стадия развития науки...............................66

2.10. Постпозитивистская трактовка развития науки........................67

Глава 3. Специфика методологии психологии.............................70

3.1. Особенности психологического знания........................................70

3.2. Ненаучное психологическое знание и возможность психологического знания как научного........................................74

3.3. Рациональная и эмпирическая психология

(в истории становления психологии как науки)........................77

3.4. Ассоцианизм как первое направление психологии...................82

3.5. Современное представление о теоретических

и эмпирических методах в психологии.........................................86

3.6. Моделирующий подход в теории познания

и психологические гипотезы.............................................................90

Глава 4. Причинность и детерминизм

в методологии науки.............................................................92

4.1. Причинность как принцип научного объяснения.....................92

4.1.1. Принцип детерминизма: от античного

к механистическому и вероятностному...........................................92

4.1.2. Биологический детерминизм и классическая картина мира ... 98

4.2. Зарождение представлений о психологической причинности........................................................................................101

4.2.1. Возникновение представлений о психологической причинности............................................................................................101

4.2.2. Каузальность в классической и неклассических парадигмах..... 104

4.2.3. Причинность и закон............................................................................106

4.3. Формирование новых подходов к пониманию причинности в естествознании.....................................................109

Глава 5. Психология как самостоятельная наука.......................113

5.1. Первые научные парадигмы в психологии

и признаки кризиса........................................................................... 113

5.2. Структура и специфика психологических теорий................. 118

5.2.1. Множественность подходов к выделению структуры..............118

5.2.2. Теории разной степени общности......................................... j 20

5.3. Психологические теории и пограничные области знания... 122

5.4. Практика в противопоставлении психологической

Те°рИИ.....................................................................................................125

Глава 6. Кризис в психологии и поиск общей методологии.........132

6.1. Постановка проблемы кризиса в психологии......................... 132

6.1.1. От понятия кризиса к пониманию психологии

как мультипарадигмалыюй науки.............................. 132

6.1.2. Основные признаки кризиса................................. 137

6.1.3. Кризисная или мультипарадигмальная наука? (Резюме) ...... 144

6.2. Теоретическая психология как оппозиция общей психологии........................................ ^

6.3. Классификация общепсихологических теорий

на основе закрытой типологии....................................... 149

6.4. Методологический плюрализм в психологии.......................... 151

6.5. Методология без общепсихологической теории

и в контексте логики науки..................................... 153

Глава 7. Теория деятельности как методологический подход в психологии.............

.....................................................156

7.1. Деятельностное опосредствование.........................

7.2. Соотношение понятий «взаимодействие», «отражение» «активность», «деятельность».................................... ' 157

7.2.1. Категории «взаимодействие» и «отражение».................. 157

7.2.2. Категория «активность».................................. ^

7.2.3. Деятельность как философская категория...........................j 70

7.3. Теория деятельности как общепсихологическая парадигма............................................

7.4. Возвращение категории образа в подходе А. Н. Леонтьева (как аспект преодоления постулата непосредственности) .... 181

7.5. Перспективы деятельностного подхода............................. 183

Глава 8. Психологическая причинность................................ 189

8.1. Различия в понимании психологической причинности

и сути психологического экспериментирования .... 189 

8.1.1. Множественность представлений о психологической причинности.....................................................................................................189

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24