
Год выпуска: 2006
Издательство:
Питер
Серия: Учебное пособие
ISBN:
5-94807-015-8
Формат: PDF
Качество:
Отсканированные страницы
Количество
страниц: 256
Курс
«Методологические основы психологии»
изучается в качестве обязательного
предмета студентами, обучающимися по
направлению и специальностям психологии.
Есть старое мудрое высказывание: «Теория
без практики мертва, а практика без
теории слепа». В этом смысле методология
выполняет важную мировоззренческую,
ориентирующую и направляющую функцию
в психологическом исследовании и в
психологической практике. Знание
принципов психологии, основных
методологических проблем составляет
основу психологического образования.
Одна из задач, которая ставится в данном
пособии: изложить сложные методологические
проблемы в доступном для студентов
стиле и в краткой лаконичной форме.
Книга состоит из двух частей:
«Методологические проблемы психологических
знаний», «Методология конкретного
психологического исследования». В
первой части рассматриваются особенности
различных типов психологических знаний
(житейская психология, научная психология,
искусство, практическая психология,
иррациональная психология), показывается
специфика научной и практической
психологии, описываются основные
методологические принципы и методы
науки и показывается их использование
в психологии. Кратко рассматривается
понимание предмета психологии различными
психологическими школами в истории
науки, дается обзор психофизической и
психофизиологической проблем, а также
основных психологических принципов
(детерминизма, системности, развития).
Далее анализируются основные тенденции
развития современной мировой психологии.
Вторая часть книги посвящена рассмотрению
методологических проблем, непосредственно
касающихся организации и проведения
конкретного психологического исследования:
1. анализ принципов, концепций, теорий,
подходов; 2. понятийный аппарат научного
познания, терминология и язык исследований;
3. анализ и описание исследовательского
процесса, его этапов; 4. изучение сфер
применимости различных методов, процедур,
технологий; 5. разработка отдельных
методов. В данном разделе представлены
такие темы, как: · объект и предмет
исследования, · постановка целей и задач
исследования, · формулировка гипотез,
· подбор адекватных методов и методик
исследования, · адекватных способов
обработки и анализа эмпирических данных.
Учебное пособие полностью отражает
образовательный стандарт подготовки
специалистов высшего образования по
психологии.
Оглавление
Предисловие..................................................................... g
Глава 1. Общие представления о методологии науки...................Ю
1.1. Понятие метода в узком и широком смысле................................Ю
1.2. Соотношение понятий «наука»,
«философия» и «мировоззрение».................................................. \2
1.3. Виды и формы рефлексии научного знания................................16
1.4. Структура методологического знания
(уровни и подходы)..............................................................................19
1.5. Дескриптивная и нормативная функции методологического знания........................................................... 22
1.6. Понятия объекта и предмета научного исследования (познавательная ситуация).................................................... 26
1.7. Соотношение методологии и психологии. Значение психологического знания для методологии науки....................28
Глава 2. История развития и современные представления
о научном познании..............................................................32
2.1. Историческая относительность форм, средств, идеалов
и норм научного познания.............................................................. 32
2.2. Субъективное и объективное знание в теориях познания.....35
2.3. Научная революция XX в.: возникновение неклассического естествознания.....................................................40
2.4. Позитивизм и его роль как методологического базиса наук
на определенной ступени развития научного познания..........42
2.5. Понятия парадигмы и научной революции по Т. Куну...........46
2.6. Принцип фальсифицируемости гипотез
в теории критического реализма К. Поппера..............................50
2.7. И. Лакатос и концепция внутреннего единства логики доказательства и опровержения.......................................................55
2.8. Старые дихотомии в современных методологических
подходах...................................................................................................5з
2.8.1. Новые критерии научного знания.....................................................58
2.8.2. Фаллибилизм............................................................................................59 2.8.3. Релятивизм и операционализм...........................................................60 2.8.4. Номинализм, реализм, рационализм................................................61 2.8.5. Интуитивизм.............................................................................................63 2.8.6. Теоретическое — эмпирическое..........................................................64 2.9. Постнеклассическая стадия развития науки...............................66 2.10. Постпозитивистская трактовка развития науки........................67 Глава 3. Специфика методологии психологии.............................70 3.1. Особенности психологического знания........................................70 3.2. Ненаучное психологическое знание и возможность психологического знания как научного........................................74 3.3. Рациональная и эмпирическая психология (в истории становления психологии как науки)........................77 3.4. Ассоцианизм как первое направление психологии...................82 3.5. Современное представление о теоретических и эмпирических методах в психологии.........................................86 3.6. Моделирующий подход в теории познания и психологические гипотезы.............................................................90 Глава 4. Причинность и детерминизм в методологии науки.............................................................92 4.1. Причинность как принцип научного объяснения.....................92 4.1.1. Принцип детерминизма: от античного к механистическому и вероятностному...........................................92 4.1.2. Биологический детерминизм и классическая картина мира ... 98 4.2. Зарождение представлений о психологической причинности........................................................................................101 4.2.1. Возникновение представлений о психологической причинности............................................................................................101 4.2.2. Каузальность в классической и неклассических парадигмах..... 104 4.2.3. Причинность и закон............................................................................106 4.3. Формирование новых подходов к пониманию причинности в естествознании.....................................................109 Глава 5. Психология как самостоятельная наука.......................113 5.1. Первые научные парадигмы в психологии и признаки кризиса........................................................................... 113 5.2. Структура и специфика психологических теорий................. 118 5.2.1. Множественность подходов к выделению структуры..............118 5.2.2. Теории разной степени общности......................................... j 20 5.3. Психологические теории и пограничные области знания... 122 5.4. Практика в противопоставлении психологической Те°рИИ.....................................................................................................125 Глава 6. Кризис в психологии и поиск общей методологии.........132 6.1. Постановка проблемы кризиса в психологии......................... 132 6.1.1. От понятия кризиса к пониманию психологии как мультипарадигмалыюй науки.............................. 132 6.1.2. Основные признаки кризиса................................. 137 6.1.3. Кризисная или мультипарадигмальная наука? (Резюме) ...... 144 6.2. Теоретическая психология как оппозиция общей психологии........................................ ^ 6.3. Классификация общепсихологических теорий на основе закрытой типологии....................................... 149 6.4. Методологический плюрализм в психологии.......................... 151 6.5. Методология без общепсихологической теории и в контексте логики науки..................................... 153 Глава 7. Теория деятельности как методологический подход в психологии............. .....................................................156 7.1. Деятельностное опосредствование......................... 7.2. Соотношение понятий «взаимодействие», «отражение» «активность», «деятельность».................................... ' 157 7.2.1. Категории «взаимодействие» и «отражение».................. 157 7.2.2. Категория «активность».................................. ^ 7.2.3. Деятельность как философская категория...........................j 70 7.3. Теория деятельности как общепсихологическая парадигма............................................ 7.4. Возвращение категории образа в подходе А. Н. Леонтьева (как аспект преодоления постулата непосредственности) .... 181 7.5. Перспективы деятельностного подхода............................. 183 Глава 8. Психологическая причинность................................ 189 8.1. Различия в понимании психологической причинности и сути психологического экспериментирования .... 189 8.1.1. Множественность представлений о психологической причинности.....................................................................................................189