"Раздается мерный шаг..." (По поэме А.А.Блока "Двенадцать")
"Раздается мерный шаг..." (По поэме А.А.Блока "Двенадцать")
Понятно, что в период "правления"
коммунистов поэма Блока "Двенадцать"
была модной темой для школьных сочинений.
Как поэма Маяковского "В.И.Ленин"
или рассказы Зощенко на ту же тему. Не
совсем понятна настойчивость тех, кто
вновь и вновь возвращается к этой
тематике. Тем не менее даже в "заказном"
творчестве большого художника всегда
есть искры таланта. Трудно
поверить в эйфорию утонченного эстета
Блока перед новыми правителями России
— неграмотными оборванцами и уголовниками,
выпущенными большевиками из тюрем.
Цветаева, например, сориентировалась
быстро:
Свершается
страшная спевка, Обедня
еще впереди, Свобода
— гулящая девка На
шалой матросской груди.
Марина
еще вернется в Россию. Чтобы кончить
свою жизнь в петле. Блок же писал Зинаиде
Гиппиус, у которой хватило ума
эмигрировать:
Рожденные
в гада глухие Пути не
помнят своего. Мы —
дети страшных лет России — Забыть
не в силах ничего. Испепеляющие
годы!
Безумья ль в вас,
надежды ль весть? ;
От дней войны, от дней свободы
— Кровавый отсвет в
лицах есть. Есть немота
— то гул набата Заставил
заградить уста. В
сердцах, восторженных когда-то, Есть
роковая пустота.
"Роковая
пустота" сменялась надеждами и
сомнениями. Лучшие представители
интеллигенции перемалывались революционным
молохом. "Революцьонный держите шаг,
неугомонный не дремлет враг". Враг
не дремал. Власть перешла к Учредительному
собранию. Буржуй стоял, "как пес
голодный". Бандиты из ЧК стреляли
просто бандитов. Тельняшки и черные
бушлаты наводили ужас. "В тайник души
проникла плесень, но надо плакать, петь,
идти..." А везде "ветер, ветер... На
всем белом свете". Ветер
был черным, снег — белым. "Черный
ветер, белый снег. На ногах не стоит
человек". Матросня
изливала хмель в частушках. Поэт вставлял
их в поэму:
Ешь ананасы,
рябчиков жуй, День
твой последний приходит, буржуй.
В Чрезвычайной комиссии для расстрелов
выделили гараж. Чтоб не так громко были
слышны выстрелы и крики обреченных,
заводили двигатель старого "форда".
Трещал мотор, трещали выстрелы. В Поволжье
в период голода, спровоцированного
большевистским правительством, были
случаи людоедства. От дистрофии погибло
семьдесят процентов населения. Адмирал
Колчак, дворянин, ученый, отважный
полярный исследователь, пытался навести
порядок в Сибири. Его расстреляли у реки
Иркут. Эта река славится своими
омутами... Поэма
складывалась трудно. Чужие, примитивные
ритмы, как казалось Блоку, передавали
ритмику нового времени. Но талант поэта
был столь высок, что он действительно
передал и страх, и разруху, и разгул —
все то, без чего не обходится революция.
Он уловил рваную музыку того времени,
и уже поэтому поэма вошла в
историю. Думается,
что Блок, как многие поэты, уже
предчувствовал нечто, когда писал в
1905 году:
Я вижу: ваши
девы слепы, У юношей
безогнен взор. Назад!
Во мглу! В глухие склепы! Вам
нужен бич, а не топор!
Современные
вандалы предпочитали маузер. Разворачивайтесь
в марше, Словесной не место кляузе, Тише
ораторы, ваше Слово, товарищ
маузер. Маяковскому,
возможно, было легче. Он в пятнадцать
лет читал "Капитал". Блок в этом
возрасте читал другую литературу.
(Впрочем, Маяковский разрешил сомнения
прямолинейно, при помощи браунинга.) Блок
же очень любил жизнь.
О,
я хочу безумно жить, Все
сущее — увековечить, Безличное
— вочеловечить, Несбывшееся
— воплотить! Пусть
душит жизни сон тяжелый, Пусть
задыхаюсь в этом сне, — Быть
может, юноша веселый В
грядущем скажет обо мне...
Сказал.
И не только юноша. И хорошо, что хватило
поэту мужества поставить впереди отряда,
идущего в обреченность ошибочного
общества, Иисуса — "в белом венчике
из роз".