«Двенадцать» - вещь
пронзительная,
кажется, единственно значительная из
того, что появилось в области поэзии
за революцию. С.Н.
Булгаков
Поэма
«Двенадцать» написана Александром
Блоком в январе 1918 года. Блок, неоднократно
подчеркивающий, что его стихи рождаются
из «духа музыки», что писать он может
тогда и только тогда , когда слышит
«музыку», услышал «звуки» времени,
привел их в «гармонию», дал им форму, и
на свет появилась поэма. Поэма написана
в исключительный циклон производит
бурю во всех морях – природы, жизни и
искусства. «Двенадцать» стала произведением
поистине новаторским, единственным в
своем роде, построенным по принципу
монтажа. Помимо голоса автора-повествователя,
звучат голоса героев и голоса города,
господствует стихия фольклора. Близость
поэмы к стихии народной поэзии
подчеркивается не только ее интонационной
структурой, но и непосредственным
включением в текст фольклорных жанров
или стилизованных под них фрагментов.
Композиционная особенность: она построена
по принципу кольца.. В первых и последних
главах – городской пейзаж: ночь, зима,
вьюга, людские фигуры на улицах. В первой
главе можно услышать многоголосие: «-
Ох, Матушка-Заступница! -
Ох, большевики загонят в гроб!.. -
Предатели! - Погибла
Россия… -Уж мы плакали,
плакали…» В последней
главе тоже раздаются реплики, но они
принадлежат только «двенадцати»: «-
Кто еще там? Выходи!.. -
Кто в сугробе – выходи!.. -
Отвяжись ты, шелудивый, Я штыком
пощекочу!..» Последняя
реплика обращена к «псу голодному»,
который появился еще в первой главе.
Интересно, что из всех героев первой
главы – старушка, барыни в каракуле,
поэт, поп, буржуй, проститутки, бродяга,-
только он появляется в заключительной
главе. Попробуем разобраться почему.
После первой главы пес появится в
девятой: «Стоит буржуй
на перекрестке И в
воротник упрятал нос. А
рядом жмется шерстью жесткой Поджавший
хвост паршивый пес.»
Известно, что к «буржуа» Блок относился
почти с физической ненавистью. «Я живу
в квартире, а за тонкой перегородкой
находится другая квартира, где живет
буржуа с семейством… Он обстрижен
ежиком, расторопен, пробыв всю жизнь
важным чиновником; под глазами – мешки,
под брюшком тоже, от него пахнет чистым
мужским бельем, его дочь играет на рояле,
его голос – теноришка – раздается за
стеной и на лестнице, во дворе, у отхожего
места, где он распоряжается, и пр. Везде
он.. Господи Боже! Дай мне силу освободиться
от ненависти к нему, которая мешает мне
жить в квартире, душит злобой перебили
мысли...» - это дневниковая запись февраля
1918 года. Спутником буржуа Блок делает
пса, таким образом, можно сказать, что
пес и буржуй – это своеобразные символы
старого, немузыкального мира. Однако
было бы неверным ограничиться только
таким истолкованием. Дело в том, что в
финальная главе поэмы возникает
диссонансная рифма: пес – Христос.
Художественное пространство поэмы
размыкается, разыгравшаяся вьюга
заставляет вьюга заставляет пса потерять
свои реальные очертания, и он на глазах
становится фигурой воистину
символической.
Сходство первой и последней глав еще и
в том, что обе они построены на контрастах.
Поэма начинается антитезой- «Черный
вечер. Белый снег…» и антитезой
завершается: «Позади- голодный пес…
Впереди – Иисус Христос.» Поэма, таким
образом, движется от одного полюса к
другому. Как и все в
поэме, этот образ приобретает символический
смысл, который воплощен и в названии, и
в композиционном делении произведения
на двенадцать глав.