Каков смысл названия поэмы А. А. Блока «Двенадцать»?
Каков смысл названия поэмы А. А. Блока «Двенадцать»?
Александр Александрович
Блок, своей поэзией воспевавший
патриотические чувства и настроения,
создавший восхитительнейший образ
Прекрасной Дамы, получивший грандиозное
признание при жизни и имевший громкий
успех у представительниц слабого пола,
которые подолгу бродили под окнами
дома, где жил поэт, в мечтах заполучить
хотя бы один его автограф, принадлежал
к школе отечественного символизма. Все
его стихи были пропитаны метафизическим
восприятием объективной реальности,
благодаря чему приобретали неизменный
"блоковский” оттенок "жизни в
безжизненном”. Блок наделял способностью
ощущать, воспринимать окружающий мир
вещи, неспособные к этому по определению.
Кроме того, поэт вводил в повествование
некие знаки — числа, цвета, которые, не
будучи связанными с действием
непосредственно, придают ему свойство
сюрреалистичности и вносят некий
личностный подтекст. Наиболее полно и
многогранно все эти черты поэзии
Александра Блока отразились в его
посвященной Октябрьской социалистической
революции поэме "Двенадцать”. С
первых же слов Блок обращает внимание
читателя на цветовую гамму
событий:
Черный
вечер. Белый
снег... Черное, черное
небо...
Символами добра
и зла, правды и лжи, духовности и нечисти
всегда считались эти два противоположных
цвета. Здесь они также символизируют
противоборствующие стороны, но кого в
какой цвет окрасить, решает сам читатель.
Красный цвет появляется вместе с
двенадцатью красногвардейцами:
Гуляет ветер, порхает снег.
Идут двенадцать человек... В
зубах — цыгарка, примят картуз, На
спину б надо бубновый туз!
Такая
карточная масть красного цвета
символизирует неволю; это знак заключенных.
Эти двенадцать человек добровольно
заковали себя в оковы идеи революции,
и теперь они свято принадлежат их общему
делу, их заветной цели, которая оправдывает
любые средства. При
этом белый и красный являются
антагонистическими цветами, ибо красный
есть символ революции, а белый - монархии.
И именно их соединяет Блок в образе
предводителя двенадцати идущих Иисуса
Христа:
Впереди — с
кровавым флагом, В
белом венчике из роз — Впереди
— Исус Христос.
Символичным
является и звучание революции. Вой
вьюги, сопровождающий двенадцать
красногвардейцев, лай "пса голодного”
как символа старого мира в глазах
революционеров, постоянные выстрелы:
"трах-тарарах-тах-тах-тах-тах!” — все
это музыка революции, атональная и
неритмичная. Подобной неритмичностью
и атональностью отличается и построение
поэмы. Также Блок вводит сугубо народные
мотивы, частушки, символизируя стихию
революции как праведный народный гнев,
вышедший из берегов и бушующий,
неподвластный, варварский, но все равно
истинно народный:
Мы
на горе всем буржуям Мировой
пожар раздуем, Мировой
пожар в крови —
Господи, благослови!..
Но,
пожалуй, самым символичным в поэме
"Двенадцать” является ее название.
Это число, подобно различным агрегатным
состояниям одного и того же вещества,
предстает перед читателем в самых
разнообразных ипостасях. Первое, что
бросается в глаза в связи с числом
"двенадцать”, это двенадцать частей
поэмы, каждая из которых отличается по
ритму, стилистике и содержанию от всех
предыдущих и последующих, и, хотя поэма
есть последовательное изложение событий,
каждая из частей несет вполне
самостоятельную смысловую и эмоциональную
нагрузку. Также число "двенадцать” —
это полночь, некая граница, рубеж
завершенности и начала, смерти старого
и рождения нового. Символ цикличности
всех процессов и неизбежности перемен
содержится и в количестве месяцев в
году, которых тоже двенадцать. Однако
самым главным символом в поэме,
непосредственно связанным с ее названием,
являются двенадцать красногвардейцев.
Первое же упоминание об их количестве
заставляет читателя задуматься над
смыслом этого числа. Нечто миссионерское
царит во всех их действиях, словах, в
самом их существовании:
..И
идут без имени святого
Все двенадцать — вдаль. Ко
всему готовы, Ничего
не жаль...
Эти двенадцать
идущих подчинены единой цели. Они свято
верят в праведность идеи, которой они
служат. Они, словно крестоносцы, насаждают
веру в светлое коммунистическое будущее
"огнем и мечом”. Далее читатель узнает
имена двух из двенадцати:
Имена
эти тоже весьма символичны и еще ближе
подводят читателя к главному смыслу
названия поэмы. Кульминация и одновременно
развязка наступают в последней строке:
"Впереди - Иисус Христос”. Двенадцать
красногвардейцев — это двенадцать
апостолов, проповедников нового учения.
Коммунизм для них — новая религия. Они
верят в нее, не требуя логического
доказательства ее истинности. "Верую,
ибо абсурдно”, — говорил Тертуллиан.
Двенадцать апостолов-красногвардейцев,
несущих революцию в массы, — вот
символический образ, ставший стержнем
великой поэмы Александра Александровича
Блока "Двенадцать”. В
"Повести о Великом Инквизиторе” —
одной из глав романа Ф. М. Достоевского
"Братья Карамазовы” — описано, как
Христос возвратился на Землю, дабы
посмотреть, что стало с людьми после
того, как он даровал им свое учение. И
узрел Иисус костры инквизиции, на которых
безжалостно сжигали еретиков. Во имя
Христа отнимались человеческие жизни,
да и сам Сын Господний едва избежал
языков пламени. Вывод напрашивается
сам собой: даже столь уникальное
гуманистическое учение, как христианство,
может быть искажено до неузнаваемости.
И тем более подобная участь постигает
все остальные идеи. Поэтому если во
главе какого-то нового начинания стоит
сам Иисус Христос, это совсем не означает,
что идущие за ним двенадцать апостолов
смогут объективно и праведно следовать
этому начинанию.