Поэма "Двенадцать” была
написана А Блоком в январе 1918 года, когда
октябрьские события были уже позади,
но прошло еще недостаточно времени,
чтобы осмыслить их и дать объективную
историческую оценку. Революция 1917 года
пронеслась, как буря, как ураган, и трудно
было однозначно сказать, что хорошего
и что плохого она принесла с собой.
Именно под таким стихийным впечатлением
была написана поэма "Двенадцать”. Яркие,
многозначные образы и символы играют
важную роль в поэме А. Блока, их смысловая
нагрузка велика; это позволяет более
живо представить революционный Петербург,
революционную Россию, понять авторское
восприятие революции, его мысли и
надежды. Одним из главных символов
революции в поэме "Двенадцать” является
ветер, подобно ему, он сносит все на
своем пути.
Ветер,
ветер! На ногах не
стоит человек. Ветер,
ветер — На всем божьем
свете!
Завивает
ветер Белый
снежок. Под снежком
- ледок. Скользко,
тяжко, Всякий
ходок Скользит - ах,
бедняжка!
В этой части
поэмы А. Блок стремился донести до
читателя атмосферу времени, когда всякий
может "подскользнуться” на "ледке”
революции, захваченный врасплох ураганом
перемен. В поэме
встречается еще один яркий символ -
"мировой пожар”. В статье "Интеллигенция
и революция” Блок писал, что революция
подобна стихийному явлению, "грозовому
вихрю”, "снежному бурану”; для него
"размах русской революции, желающей
охватить весь мир, таков: она лелеет
надежду поднять мировой циклон...”. Эта
идея нашла свое отражение в поэме
"Двенадцать”, где автор говорит о
"мировом пожаре” — символе вселенской
революции. И этот "пожар” обещают
раздуть двенадцать красноармейцев:
Мы
на горе всем буржуям Мировой
пожар раздуем, Мировой
пожар в крови — Господи,
благослови!
Эти
двенадцать красноармейцев олицетворяют
собой двенадцать апостолов революционной
идеи. Им поручено великое дело - защищать
революцию, хотя их путь лежит через
кровь, насилие, жестокость. С помощью
образа двенадцати красноармейцев Блок
раскрывает тему пролитой крови, насилия
в период великих исторических перемен,
тему вседозволенности. "Апостолы
революции” оказываются способны
убивать, грабить, нарушать Христовы
заповеди, но без этого, по мнению автора,
невозможно осуществить задачи революции.
Блок считал, что путь к гармоничному
будущему лежит через хаос, кровь. В
этом смысле образ Петрухи, одного из
двенадцати красноармейцев, который из
ревности убил Катьку, немаловажен. С
одной стороны, А. Блок показывает, что
его злодейство быстро забывается и
оправдывается еще большим грядущим
злодейством. С другой стороны, через
образы Петрухи и Катьки Блок хочет
передать, что, несмотря на происходящие
важные исторические события, любовь,
ревность, страсть - вечные чувства,
которые руководят поступками
человека. Также
немаловажными в поэме "Двенадцать”
являются образы старухи, попа, буржуя
- они представители старого, отжившего
мира. Например, старуха далека от
революции, от политических дел, ей
непонятен смысл плаката "Вся власть
Учредительному собранию!”, она не
принимает и большевиков ("Ох, большевики
загонят в гроб!”), но старуха верит в
Богородицу, "матушку-заступницу”. Для
нее важны насущные проблемы, а не
революция:
На канате
— плакат: "Вся власть
Учредительному Собранию!” Старушка
убивается — плачет, Никак
не поймет, что значит, На
что такой плакат, Такой
огромный лоскут? Сколько
бы вышло портянок для ребят...
Поп
и буржуй боятся последствий революции,
боятся за свою судьбу, за сбою дальнейшую
жизнь: Ветер
хлесткий! Не отстает
и мороз! И буржуй на
перекрестке В воротник
упрятал нос.
А вон и
длиннополый - Сторонкой
- за сугроб... Что нынче
невеселый, Товарищ
поп?
Старый, отживший,
ненужный мир в поэме представлен также
как "безродный”, "холодный” пес,
который едва плетется за двенадцатью
красноармейцами:
...Скалит
зубы.— волк голодный — Хвост
поджал — не отстает — Пес
холодный - пес безродный... Впереди
- Исус Христос.
Образ
Христа в поэме олицетворяет веру Блока
в преодоление кровавого греха, в исход
из кровавого настоящего к гармоничному
будущему. Его образ символизирует не
только веру автора в святость задач
революции, не только оправдание "святой
злобы” революционного народа, но и идею
принятия Христом очередного греха
человека, идею прощения и надежду, что
люди придут к Его заветам, к идеалам
любви, к вечным ценностям. Иисус идет
впереди двенадцати красноармейцев,
которые проходят путь от свободы "без
креста” к свободе с Христом. Революционный
Петербург, в котором разыгрываются
"вселенские стихии”, олицетворяет всю
революционную Россию. А. Блок изобразил
ее как расколотый надвое мир, как
противостояние черного и белого.
Символика цвета играет важную роль в
поэме "Двенадцать”: с одной стороны,
черный ветер, черное небо, черная злоба,
черные ремни винтовок, а с другой —
белый снег, Христос в белом венчике из
роз. Чёрное, злобное настоящее
противопоставлено белому, светлому,
гармоничному будущему. Символикой
красного цвета выражается мотив кровавого
преступления. Красный флаг, с одной
стороны, - символ победного конца, с
другой стороны -символ кровавого
настоящего. Цвета ассоциируются с
образом времени: черное прошлое, кровавое
настоящее и белое будущее. Благодаря
системе образов и символике в поэме
"Двенадцать” Блоку удалось показать,
что в кровавом настоящем происходит
становление нового человека и переход
от хаоса к гармонии. В этом и заключается,
по мысли поэта, истинный смысл революции.