Известно, что А. Блок принадлежал
к такому направлению в русской поэзии,
как символизм, а точнее, младосимволизм.
Поэтому стихи поэта столь насыщены
символами, истинный смысл которых
раскрывается далеко не сразу. По
определению, символ - это один из способов
скрытого сравнения. В отличие от других,
подобных, художественных средств -
аллегорий, метафор, гипербол, - символы
многозначны. Рассмотрим своеобразие
блоковской символики на примере поэмы
"Двенадцать”. После
революции 1917 года А. Блок, находясь под
впечатлением только что произошедшего,
пишет статью "Интеллигенция и революция”,
поэму "Двенадцать” и стихотворение
"Скифы”, в которых выражает свое
представление об эпохальных событиях
(1918 год). Поэма
"Двенадцать” стала своеобразной песней
революции, хотя авторскую позицию нельзя
определить однозначно. Революция в
поэме -это могучий порыв ветра, мировой
пожар, в котором гибнет "страшный мир”.
Вьюга, ветер, пурга - все создает тревожную
обстановку:
Ветер,
ветер — На всем божьем
свете!
Революция, по
мысли поэта, сотрясает всю Европу, весь
мир. Но не каждый человек способен
выдержать радикальные изменения, хаос
этого времени:
Всякий
ходок Скользит - ах, бедняжка!
Многие
даже не понимают смысла происходящего.
Образы старого мира, введенные А. Блоком,
не случайны: поп с крестом "на брюхе”,
буржуй, упрятавший нос в воротник,
старушка, дама в каракуле не устоят на
"льду” революции. Далеко не для всех
идея революции представлялась оправданной
и светлой. А отношение к попу в толпе
показывает, как рушатся прежние устои,
традиции старой Руси. Нет прежней
набожности и уважения к церкви. Беспредел
и вседозволенность царят всюду. Бушуют
революционные бури, старый мир
сопротивляется, не отпускает людей. И
на этом фоне появляются двенадцать
красноармейцев, идущих в новый
мир. Вообще, двенадцать
- ключевое слово поэмы, и множество
ассоциаций можно связать именно с ним.
Двенадцать часов - полночь, двенадцать
месяцев - конец года. Возникает впечатление
о "пограничном” числе. .Так, конец
старого дня, а также начало нового - это
всегда преодоление некоего рубежа, шаг
в неизвестное будущее. У А. Блока таким
рубежом стало падение старого
мира. Другая числовая
ассоциация - это двенадцать апостолов.
На это косвенно указывают и имена двух
из них - Андрюхи и Петрухи. А чуть
раньше:
Эх, эх, без
креста...
Но это, скорее,
антиапостолы - с винтовками вместо
креста, уголовники, убийцы: "На спину
б надо бубновый туз”. Однако в конце
поэмы их шествие неожиданно возглавляет,
правда, невидимо для них, Иисус Христос
с "кровавым” флагом. И так идут эти
"грешные апостолы” - из прошлого, пройдя
через настоящее, через хаос и кровь, к
светлому будущему. Им ничего не жаль,
они не чужды воровства, убийства.
...И
идут без имени святого Все
двенадцать - вдаль. Ко
всему готовы, Ничего
не жаль...
А если кто-то
будет жалеть и поддаваться чувствам
(эпизод с Катькой), то:
Мы
на горе всем буржуям Мировой
пожар раздуем, Мировой
пожар в крови, Господи,
благослови!
И пес к ним
не зря пристал. Пес — символ старого
мира, который идет по пятам. Его прогоняют
красноармейцы: "Уйди, штыком пощекочу...”,
-а он не отстает. Не так-то просто
избавиться от наследия прошлого, надо
трудный путь пройти, кровавый. Среди
всей этой разрухи идут двенадцать
красно1рмейцев - олицетворение новой
жизни. Им приходится переступать через
кровь, через насилие, перебарывать себя.
Но они упорно идут вперед, отгоняя
призраки старой жизни, "страшного
мира”. А впереди поэт показывает образ
будущего, к которому придут люди, невзирая
на трудности: "И от пули невредим, и за
бурей невидим, ...в белом венчике из роз
впереди - Исус Христос”.