Роль композиции в раскрытии идейного содержания поэмы А. А. Блока «Двенадцать»
Роль композиции в раскрытии идейного содержания поэмы А. А. Блока «Двенадцать»
Как мы понимаем идею
художественного произведения? Ведь ни
один автор не высказывает ее напрямую,
как, например, в публицистике. Понять
то, что хотел сказать автор, помогает
весь строй художественного произведения:
и система образов, и развитие сюжета,
и, конечно, композиция. Мы попробуем
доказать это на примере поэмы А. Блока
"Двенадцать” . Одним
из композиционных приемов, которые
использует А. Блок, является совмещение
реального и символического планов. Так,
например, образ ветра. С одной стороны,
ветер как примета зимы 1918 года, а с другой
стороны, "ветер веселый” олицетворяет
собой революцию, которую А. Блок
воспринимал как стихию. Приведем еще
один пример. Известно, что отряды,
патрулировавшие Петроград 1918 года,
состояли из двенадцати человек. В то же
время число "двенадцать” отсылает нас
к библейскому сюжету о двенадцати
апостолах. Поэтому можно говорить о
том, что двенадцать красногвардейцев
в поэме — это не только историческая
примета времени, но и образ глубоко
символичный. Еще один
художественный прием — кольцевая
композиция поэмы. Поэма состоит из
двенадцати глав, что также не
случайно. I и XII главы
соотнесены между собой. В I главе
происходит I сужение реального
пространства. Сначала это весь
мир: Ветер, ветер
— На всем божьем
свете! Но постепенно
появляются здания, социальные приметы
времени (лозунг "Вся власть Учредительному
Собранию”), наконец, отдельные прохожие:
старушка, "буржуй на перекрестке”,
"товарищ поп” и другие. Канат между
зданиями как бы стягивает реальное
пространство. В
последней же главе происходит обратный
процесс: пространство начинает
расширяться. Причем расширяется не
только реальное пространство (из-за
вьюги пропадают очертания домов,
конкретные детали, характеризующие
город), но и символическое. На наших
глазах паршивый пес превращается в
символ старого мира:
Отвяжись
ты, шелудивый, Я штыком
пощекочу! Старый мир,
как пес паршивый, Провались
— поколочу! Действие
остальных глав заключено в строгие
рамки городских улиц: патруль из
двенадцати человек идет по
Петрограду.
А.
Блок прибегает к сужению пространства,
чтобы как можно более полно и объемно
показать ту жизнь, которой живет страна
после революции. Расширение
же символического пространства автор
использует, чтобы событиям, происходящим
во внутренних главах, придать вселенский
масштаб, а также ввести образ Христа, с
которым связана главная идея поэмы:
революция воспринимается А. Блоком как
дверь в светлое будущее. В
мировой литературе образ Христа является
воплощением чистоты, добра, гуманности.
Поэтому мы можем рассматривать
заключительную сцену как раскрывающую
антитезу, данную в I главе ("Черный
ветер. Белый снег”): ...Так
идут державным шагом — Позади
— голодный пес, Впереди
— с кровавым флагом, И
за вьюгой невидим, И
от пули невредим... В
белом венчике из роз — Впереди
— Иисус Христос. Образ
Христа является выражением того белого
цвета, который мы заметили в самом начале
произведения, воплощением светлого
будущего, к которому, по мысли А. Блока,
ведет революция. Но это будущее пока не
видно за вьюгой, за беспорядком, хаосом
революционных дней. Отряд — это двенадцать
апостолов революции. А голодный пес —
символ всего темного, что остается в
старом мире, за дверью, за спинами этих
солдат. Однако может
озадачить кровавый флаг в руках Христа,
не просто красный, а именно кровавый.
Чтобы понять мысль А. Блока, нам опять-таки
следует обратиться к композиции
произведения. Композиционным
центром поэмы являются VI и VII главы. В
VI главе происходит убийство Катьки.
Глава стилистически сумбурна: много
возгласов, многоточий, но все перекрывает
один призыв: Революционный
держите шаг! Неугомонный
не дремлет враг! А в
VII главе мы видим раскаяние убийцы,
появляется лирический мотив воспоминания,
но в конце уже звучат залихватские
крики: Эх,
эх! Позабавиться не
грех!.. Отмыкайте
погреба — Гуляет
нынче голытьба! А.
Блок показывает, что пролитие крови —
событие повседневное для того времени.
Нельзя, конечно же, говорить, что автор
одобряет пролитие крови. Христос, по
мысли А. Блока, принимает на себя всю
кровь, пролитую в эти дни, дни революции,
поэтому у него в руках кровавый
флаг. Еще один
композиционный прием — постоянно
меняющийся размер стиха. Этот прием
служит для того, чтобы точно передать
хаос, царивший в это время в Петрограде.
В поэме звучит и мотив марша ("Вперед,
вперед, рабочий народ!”), и частушки
("Эх, эх, попляши! Больно ножки хороши!”),
и романса ("Не слышно шуму городского...”),
и панихиды ("Упокой, Господи, душу рабы
твоея...”). В своей
работе мы остановились лишь на тех
композиционных приемах, которые, на наш
взгляд, наиболее ярко выражают замысел
автора. Но даже они убедительно доказывают,
что композиция несет важную смысловую
нагрузку и играет одну из главных ролей
в раскрытии идейного содержания
художественного произведения.