Это первая крупная послеоктябрьская
поэма в русской литературе. В ней нашли
свое отражение не только революционная
современность, но и мысли целого поколения
интеллигентов, к числу которых относился
и Александр Блок. В "Двенадцати” поэт
поднялся к грандиозным социальным
обобщениям. Характерную
особенность произведения составляет
органическое слияние реалистического
и романтического. В самом ее названии
намечается связь с легендой о двенадцати
апостолах, учениках Христа, шедших за
ним. Но образ двенадцати имеет в поэме
и предельно реалистический источник:
патрули красногвардейцев на улицах
Петрограда действительно состояли из
двенадцати человек. В
поэме достаточно много различных
символических образов. Символические
образы вьюги, мете- ли, пурги, ветра,
снега проходят через всю поэзию Блока:
"вот поднялся вихорь снежный”, "вдали
запевала метель”, "ветер веет снежный”.
В этих выражениях воплощены мотивы
душевного смятения, вселенского кризиса,
отраженного в сознании поэта. Постоянный
в его творчестве образ-символ снежной
бури в "Двенадцати” находит наиболее
развернутое воплощение. Действие
поэмы развивается на фоне ветра, пурги,
снега: "свищет ветер”, "порхает снег”
и т. д. Но явления природы не только
создают фон, они становятся как бы
действующими лицами произведения.
Образы ветра, снежной бури — символы
очистительной стихии. Двуплановость
образного строя "Двенадцати” ярко
проявляется уже в первой строфе
поэмы:
Черный
вечер, Белый
снег, Ветер, ветер!
В
основе произведения — революционный
конфликт, борьба старого и нового.
Столкновение не может закончиться
примирением — настолько контрастны
борющиеся силы. Их непримиримость в
поэме подчеркнута резким контрастом
"черного” и "белого”. Автор конкретизирует
содержание "черного вечера”: "буржуй
на перекрестке”, "поп нынче веселый”,
"барыня в каракуле”. Образы социально
определены, каждый из них так или иначе
выражает свое неприятие революционных
перемен: поп — "стороной за сугроб”,
барыня — "к другой подвернулась: "Уж
мы плакали, плакали...”. Особенно
непримирим к новому давний недруг Блока
— либеральный болтун. Он охарактеризован
кратко и убийственно: "Длинные волосы
и говорит вполголоса... Должно быть,
писатель-вития...”. Старый
мир исторически обречен. Его представители
изображаются автором иронически. В их
изображении он использует сравнения —
броские и емкие:
Стоит
буржуй на перекрестке И
в воротник упрятал нос.
А рядом жмется шерстью жесткой, Поджавши
хвост паршивый пес.
Но
"пес” так же, как и многие образы в
поэме, имеет два плана:
Стоит
буржуй, как пес голодный, Стоит
безмолвный, как вопрос. И
старый мир, как пес безродный, Стоит
за ним, поджавши хвост.
Сюжет
в главах поэмы развивается последовательно.
Он не столько фабульный, сколько
психологический. Двенадцать — враги
старого мира, но они сами вышли из его
недр. Поэт символически передает это
образом старого мира — "пса безродного”,
который не отстает, а ковыляет позади.
В них бушуют и темные страсти. Их
охватывает пьянящее ощущение
вседозволенности: "Свобода, свобода,
эх, эх, без креста!”. Поэт
безоговорочно приветствует происходящее.
Он благословляет очистительную силу
огня революции и активность ее свершений:
"Мы на горе всем буржуем мировой пожар
раздуем”. Но значение социалистической
революции заключалось в том, что она с
первых шагов не только разрушала старый
мир, но и строила новый. Созидательная
сила революции не получила в поэме
прямого воплощения. Однако поэт
показывает, что борьба окрыляет героев,
в них просыпается чувство классового
сознания и революционного долга.
Историческая миссия очищает образы
двенадцати от всего случайного, мелочного,
наносного. Смысл жизни они обретают
благодаря революции. Поэма
"Двенадцать” впервые в русской
литературе подчеркнула вселенский
размах революции. Важнейшее значение
произведения заключалось в том, что
Блок показал в нем, как революция
пробудила в людях все самое светлое. Он
возвысил любовь простого человека,
изобразил героя революции как личность
с живыми и сильными чувствами. В этом
поэма была новаторской. В
поэме "Двенадцать” Блоку удалось
передать накал социальной борьбы,
запечатлеть его в драматииеских и
контрастных образах. Поэма
"Двенадцать” принадлежит к вершинам
русской литературы, стоит в одном ряду
с такими великими поэмами, как "Медный
всадник” А. С. Пушкина, "Кому на Руси
жить хорошо” Н. А. Некрасова.