"Без конца и без краю мечта!" (По лирике А.А.Блока)
"Без конца и без краю мечта!" (По лирике А.А.Блока)
"Блока я считаю не
только величайшим поэтом первой четверти
двадцатого века, но и человеком-эпохой,
т.е. самым характерным представителем
своего времени..." — писала Анна
Ахматова. Александр
Блок был мечтательным человеком. Но
мечта его всегда воплощалась в звонкие,
немеркнущие строки. Как и жизнь,
разнообразно изображенная всем
поэтическим творчеством поэта:
О,
весна! без конца и без краю — Без
конца и без краю мечта! ; Узнаю
тебя, жизнь! Принимаю! И
приветствую звоном щита!
Он
сумел увидеть в России и тютчевскую
тайну, и некрасовскую убогую деревенскую
Русь, и летящую вдаль гоголевскую
птицу-тройку. Но, пожалуй, ни у одного
из писателей патриотическая тема так
полно не сомкнулась с любовной, интимной
лирикой, как у Блока. Нетрадиционным
стал блоковский образ родины-невесты,
жены, Прекрасной Дамы, Вечной Женственности.
Не как мать любит Блок Россию, а как
возлюбленную. Но ее облик постоянно
меняется. Прекрасная Дама оборачивается
то Незнакомкой, то проституткой, являя
собой новые и новые лики России. Часто
она олицетворяется музой:
Зла,
добра ли? — Ты вся — не отсюда. Мудрено
про тебя говорят: Для
иных ты — и Муза, и чудо. Для
меня ты — мученье и ад.
Блок
мысленно сопровождает своих героев,
вместе с ними проделывая их нелегкий
путь. Его рассказчик "влит" в
повествование, его голос — такое же
выражение эпохи, как и остальные
равноправные голоса поэмы. Так,
многоголосие "Двенадцати" — это
воспроизведение многоголосия
"переворотившейся" эпохи.
Контрастность и пестрота поэмы отражают
социальную контрастность эпохи. Позиция
автора проявляется не в отдельных
репликах или призывах, а в построении
общей "судьбы" двенадцати, в
характере того пути, который проделывают
они на страницах поэмы. Из
хаоса рождается гармония. Этот образ
Христа — антитеза псу-волку, как символу
зла и старого мира, образ, воплотивший
в себе идеал добра и справедливости.
Христос как бы приподнят над бытом и
над событиями. Он — воплощение гармонии
и простоты, о которой подсознательно
тоскуют герои Блока. В финале поэмы все
укрупнено, имеет откровенно условный
характер. Это и слитный образ "двенадцати",
и возникающие вновь образы буржуа и
голодного пса, и венчающий поэму образ
Христа. Здесь нет имен, все реплики
состоят из самых общих слов или
риторических вопросов. Призрачность
идущего во главе двенадцати апостолов
Христа диссоциирует с державным шагом
революции. В разные годы литературоведы
трактовали смысл поэмы с диаметрально
противоположных точек зрения — от
приветствия новой революционной России,
"идущей державным шагом", до полного
отрицания революции как бунта кучки
головорезов. Трудно
сказать, принял ли Блок революцию, что
бы ни писали об этом многочисленные
критики с партбилетом у сердца. Важно
другое — он принимал жизнь, приветствовал
ее звоном щита.
Принимаю
пустынные веси! И
колодцы земных городов! Осветленный
простор поднебесий И
томления рабьих трудов! И
встречаю тебя у порога — С
буйным ветром в змеиных кудрях, С
неразгаданным именем бога На
холодных и сжатых губах...
Кстати,
у Блока даже в щит воина, готовящегося
к битве, вместо нерукотворного Спаса
вписан образ "светлой жены":
И
когда, наутро, тучей черной Двинулась
орда, Был в щите Твой
лик нерукотворный Светел
навсегда.
Но в лирике
поэта его возлюбленная — жизнь —
принимает и другие черты:
Перед
этой враждующей встречей Никогда
я не брошу щита... Никогда
не откроешь ты плечи... Но
над нами — хмельная мечта!
И
смотрю, и вражду измеряю, Ненавидя,
кляня и любя: За
мученья, за гибель — я знаю —
Все равно: принимаю тебя!