"Борьба есть условие жизни..." В.Г.Белинский. (По творчеству А.Блока)
"Борьба есть условие жизни..." В.Г.Белинский. (По творчеству А.Блока)
Александр Блок жил и творил
на рубеже двух миров: в эпоху подготовки
и осуществления тяжелейшего в истории
России социального перелома — Октябрьской
революции. Он оказался последним великим
поэтом старой, дооктябрьской России,
завершившим своим творчеством поэтические
искания всего XIX века, и вместе с тем его
именем открывается первая, заглавная
страница истории русской советской
поэзии. За двадцать
лет, что отделяют первые серьезные стихи
Блока от "Двенадцати" и "Скифов",
содержание его поэзии и сама его
творческая манера претерпели глубокие
изменения. Отрешенный от реальной жизни
лирик, казалось бы, целиком погруженный
в свои душевные переживания, каким Блок
начал свой литературный путь, вырос в
истинно национального поэта, творчество
которого овеяно историческими,
социальными, житейскими бурями его
грозного, переломного, революционного
времени. Если сравнить
юношескую лирику Блока с его зрелыми
стихами, на первый взгляд может показаться
даже, что перед нами два разных поэта.
Вот, к примеру, характерные для юного
Блока стихи, говорящие об интимных
переживаниях уединенной души и похожие
на торжественные молитвы с затемненным
смыслом:
Я их хранил в
приделе Иоанна, Недвижный
страж — хранил огонь
лампад. И вот — Она,
и к Ней — моя Осанна
— Венец трудов —
превыше всех наград...
А
вот как глубоко и вместе просто и
отчетливо писал он тринадцать лет
спустя, размышляя о судьбах
матери-родины:
Идут
века, шумит война, Встает
мятеж, горят деревни, А
ты все та ж, моя страна, В
красе заплаканной и древней — Доколе
матери тужить? Доколе
коршуну кружить?
Разительные
перемены, происшедшие в творчестве
Блока, были продиктованы самой жизнью,
всем ходом исторической действительности,
определившей направление жизненного
и литературного пути поэта. Путь этот
был сложным и трудным, исполненным
многих резких противоречий, но в конечном
счете — прямым и неуклонным. Сам Блок
очень верно и точно сказал, что это был
"путь среди революции". Лично
далекий от жизни и борьбы рабочего
класса, Александр Блок, подобно особо
чувствительному сейсмографу, чутко
улавливал приближение "невиданных
мятежей" и "неслыханных перемен".
На богатом и гибком, музыкальном и
многосмысленном языке своей поэзии он
гениально передал неотступно владевшее
им чувство душевной тревоги. В этом
чувстве воедино слились и острое ощущение
непрочности и обреченности старого
мира, и трепетное ожидание какого-то
всеобщего и окончательного
всемирно-исторического переворота —
"мирового пожара", в огне которого
должна родиться совершенно новая,
справедливая и свободная
жизнь. Непроглядный
мрак и могильный холод "страшного
мира" (так называется один из основных
и важнейших разделов лирики Блока) и
"огненные дали" будущего, горькое
отчаяние и светлая надежда, смертная
тоска и бурные страсти, грубая
действительность и крылатая мечта,
душевные страдания измученного человека
и ослепительное счастье, которое обретает
он в "вихре музыки и света"; трагедия
России, закабаленной и униженной царями,
барами и чиновниками, и неизбывная
жизне-творческая сила народа — таковы
резкие контрасты и противоречия,
запечатленные в поэзии Блока. Достигнув
творческой зрелости и полностью овладев
своим тончайшим мастерством, поэт видел
истинную ценность искусства в его
жизненной достоверности и правдивости,
в отзывчивости его на все действительно
важное и решающее, что происходит в
жизни в данное время. Век, говорил Блок,
может простить художнику "все грехи",
кроме единственного — "измены духу
времени". Стараться постичь дух
времени, быть безотказно верным ему —
в этом видел Блок силу художника, поэта.
Больше того, он был убежден, что у
настоящего поэта даже его любая "личная
страсть" всегда непременно "насыщена
духом эпохи", и потому "в эпохи бурь
и тревог нежнейшие и интимнейшие
стремления души поэта также преисполняются
бурей и тревогой". Это
замечательные, глубоко верные слова,
раскрывающие природу настоящего,
большого искусства, и лучшим подтверждением
их служит зрелое творчество самого
Блока. Все его стихи, даже самые "интимные",
говорящие, казалось бы, только о личном,
овеяны духом времени, освещены молниями
русской революции. "Неситесь! Буря и
тревога вам дали легкие крыла..." —
сказал Блок о своих стихах. Буря века —
и пробужденная ею душевная тревога
поэта. "Не может сердце жить покоем,
недаром тучи собрались..", "Покоя
— нет...", "И вечный бой! Покой нам
только снится..." — вот самая постоянная
и самая громкая нота, которая звучит в
стихах Блока. Такие тревожные стихи
могли родиться лишь в эпоху крушения
одного миропорядка и в предчувствии
другого, нового. С необыкновенной
поэтической силой и остротой ощущал
Блок историческую бездну, разверзшуюся
перед обреченным старым миром:
Он
занесен — сей жезл железный — Над
нашей головой. И мы Летим,
летим над грозной бездной Среди
сгущающейся тьмы...