Центральный Дом Знаний - Доклад и презентация "Игры в логокоррекционной работе"

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Доклад и презентация "Игры в логокоррекционной работе"

Доклад и презентация "Игры в логокоррекционной работе"

Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста важное условие успешного обучения в школе. Поэтому в настоящее время одной из актуальных задач коррекционной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Необходимость её решения определяется, во-первых, тем, что речевые нарушения часто встречаются в дошкольном возрасте. Во-вторых, своевременное проведение коррекционной работы позволит устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе и снизить риск их дезадаптации в новых социальных условиях.

Кабинет учителя-логопеда детского сада выполняет особую роль помещения, в котором ребенку предстоит учиться, чего он пока не умеет, поскольку хочет только играть.

Поэтому именно через игру естественно, тонко и ненавязчиво мы можем устранять речевые недостатки. Игра дает возможность многократно повторять трудные логопедические упражнения, в ней формируется, воспитывается, развивается речевая деятельность. Использование игры в коррекционной работе - это средство физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания. Игра- это ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста, - естественная среда его развития (Ф.Фребель, А.С.Макаренко, К.Д.Ушинский, А.Н.Леонтьев). В игровой форме сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребёнка увлекательным занятием. Игра – это мощнейшая сфера «самости»: самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации.

Думаю, что многие логопеды, работающие в детских садах, уже давно стали создавать новые виды оборудования, разрабатывать речевые игры, изменять развивающую среду кабинетов.

Я предлагаю, уважаемые коллеги, познакомиться с моими идеями по его оформлению и оборудованию. Мною будут предложены игры, комплексный характер которых, позволяет в процессе коррекции развить мелкую моторику пальцев рук, навыки фонематического анализа и синтеза, произвести коррекцию нарушений языкового и речевого развития у детей старшего дошкольного возраста, укрепить психологическую базу речи (память, восприятие, внимание, мышление), воспитать интерес, уважение и любовь к живому русскому слову.

Дети с нарушениями речи, в большинстве случаев, интеллектуально здоровы. Но, при обследовании данной категории детей, отмечается, что у большинства из них нарушено или отстаёт от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики; выявляется нарушение памяти, дефицит внимания. В психическом облике этих детей отмечаются черты общей эмоционально-волевой незрелости, слабая регуляция произвольной деятельности, иногда – двигательной расторможенностью, повышенной аффективной возбудимостью. Для некоторых из них, напротив, характерны повышенная тормозимость, неуверенность, медлительность, несамостоятельность. Эти дети обычно вялы, безинициативны. Их деятельность носит непродуктивный характер.

Исправление речевых недостатков не самое весёлое и легкое занятие для дошколят. Оно требует целенаправленной деятельности в течение продолжительного времени, концентрации внимания, напряжения мыслительных процессов, высокого самоконтроля. Я считаю, что ребенок должен играть даже тогда, когда он преодолевает эти трудности, а исправление недостатков речи - это огромный труд для маленького человека, только вступающего в жизнь. И поэтому задача взрослых - так окружить его игрой, чтобы он и не заметил, что на самом деле занят тяжелой работой.

Кроме того, учитывая, что в данном возрастном периоде для дошкольников характерно наглядно-действенное и наглядно- образное мышление, многие приёмы должны строиться с опорой на демонстрационный материал: картинки, схемы-символы, фишки. И как уже отмечалось выше, дети с нарушениями речи, интеллектуально здоровы

и, следовательно, потребности в игре у них такие же, как и у их сверстников.

Так что же даёт игра нашим детям?

  • Игра дает свободу. Игра не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только добровольно.

  • Игра дает порядок. Система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре.

  • Игра создает гармонию. Формирует стремление к совершенству.

  • Игра дает увлеченность. Она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности.

  • Игра дает элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений.

  • Игра дает компенсацию, нейтрализацию недостатков. 

  • Игра дает физическое совершенствование, поскольку в активных своих формах она предполагает обучение.

  • Игра дает возможность проявить или совершенствовать свои творческие навыки.

  • Игра дает развитие воображения.

  • Игра дает возможность развить умственные способности.

  • Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, дает психологическую устойчивость, снимает уровень тревожности, вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.

  • Игра увеличивает потребность ребенка в общении, стимулирует накопление и развитие речевых умений и навыков.

  • Игра дает радость общения.

Все выше сказанное позволило мне сформулировать основные задачи, стоящие перед учителем-логопедом:

  1. Необходимо широко использовать игры в коррекционной работе, как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

  2. Игра должна увеличивать потребность ребенка в общении, стимулировать накопление и развитие у него речевых умений и навыков.

  3. При проведении игры необходимо учитывать возраст и возможные особенности поведения детей с различными  речевыми расстройствами.

  4. Каждое логопедическое занятие должно носить характер учебно-игровой деятельности для ребенка, оно должно быть эмоционально окрашено, должно привлекать ребенка, вызывать у него живой интерес и порождать радостное ожидание новых занятий.

Игры, которые использую в своей практике, я разделила на три блока:

  1. Игры на развитие мелкой пальцевой моторики.

  2. Игры на формирование фонематических процессов, автоматизацию и дифференциацию звуков.

  3. Игры, используемые при формировании лексико-грамматических категорий и обучении грамоте.

1блок. Игры на развитие мелкой пальцевой моторики (Слайды № 6-7)

«Ёжик», «Гусеница», «Бокал», «Ёлочка», «Волшебный шнурок», «Бабочка», «Божья коровка», «Ваза с цветами»

2 блок. Игры на формирование фонематических процессов, автоматизацию и дифференциацию звуков.

«Королевство звуков» (Слайды №8-9). Это сказка со следующими персонажами: король, которого зовут О. Он очень толстый, очень добрый. Королева У, умная и никогда не перестаёт удивляться. Принцесса – И, интересная, которая постоянно смеётся. Принц, который постоянно убегает из дома – Э. Доктор, следящий за здоровьем всех жителей красного замка – А. Рыцарь, который охраняет всех от врагов, грозный, смелый, сильный, его зовут Ы. Вокруг замка живут солдаты. Большие солдаты носят синие мундиры и живут в синих домиках, а маленькие живут в зелёных домиках и носят зелёные мундиры и т.д.

В пособии использую зрительные символы гласных звуков (знаки) по Ткаченко.

«Где моя квартира?» (СЛАЙД № 10)

«Буквоград» (СЛАЙД № 11).

«Каждому слогу своё место» (СЛАЙД № 12)
«Радуга - дуга»

«Шумелочка и жужжалочка»(дидактическая книга) (СЛАЙД 13) .

Данное пособие использую при автоматизации и дифференциации шипящих звуков [Ш] и [Ж].

Цель автоматизации - научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук. Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах.
Параллельно ведётся работа по развитию навыков звукового анализа, умения определять позицию звука в слове, подбирать слова с заданным звуком в этом пособии.

«Мы с тобой построим дом» (СЛАЙД № 14).

«По дорожке мы пойдём, слова со звуками найдём» (СЛАЙД № 15).

« Горят на ёлочке шары». (СЛАЙД№ 16)

«Ромашка».

«Дерево (Вышла Маша на крыльцо: вот растёт деревцо) .

«Три дорожки» (Сайды № 17).

«Улитка»

«Самолёт построим сами, понесёмся над лесами».

«Разноцветный ковёр»

«Пирамидка»

«Бусы для мамы»

«Мостик (Три дощечки взяли, мостик мы собрали)».

«Лес, сад, огород» (СЛАЙД № 18)

3 блок. Игры, используемые при формировании лексико-грамматических категорий и обучении грамоте.

«У дерева есть детки: листики да ветки» (СЛАЙДЫ № 19-20).

Усвоение букв пройдет быстро и эффективно, если ребенок будет их запоминать в процессе занимательных упражнений. С этой целью я предлагаю такое пособие, как

«Весёлая азбука» (СЛАЙД № 21).

«Собери слово» (СЛАЙД № 22)

«Волшебный круг» (слоги собираем - слова получаем) (СЛАЙД №23).

«Раз словечко, два словечко» (СЛАЙД № 24)

«Составь предложение» (СЛАЙД № 25)

«Мишка и мышка» (дидактическая книга).

В данной книге собраны все виды и формы работы (СЛАЙД №26).

Источники.

  1. Азова Е.В., Чернова О.Д. Авторская система игр и домашних логопедических тетрадей для дошкольников. //Логопед, 2008,№4

  2. Башинская Т.В. «Королевство звуков» - «Белый ветер», 2006

  3. Лебедева Л.В., Козина И.В. Игры и упражнения с родственными словами. Учебно-методическая пособие, М. – Центр педагогического образования, 2009

  4. Моторина Н. Формирование предметного словаря у детей с общим недоразвитием речи //Логопед, 2005, №2

  5. Осипова В.М. Методы и приёмы над предложением.// Логопед, 2006, №3

  6. Самойлова И.М. Пособия по развитию речи.// Логопед, 2006, №6

  7. Соломатина Г.Н. Развитие фонематического восприятия у детей с врожденными расщелинами нёба.// Логопед, 2005, №3

  8. Ткаченко Т.А. «Звуки и знаки» - М, ЮНВЕС, 2001

  9. Шичанина О.В. Игровые приемы коррекционной работы по автоматизации поставленных звуков. // Логопед, 2005, №5


Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24