"Мелодией одной звучат печаль и радость..." (Тема любви в лирике А.А. Блока)
"Мелодией одной звучат печаль и радость..." (Тема любви в лирике А.А. Блока)
Александр Блок прежде всего
поэт эпохи. Тема любви в его стихах также
пронизана духом времени. Блок жил и
писал в тревожные дни накануне и во
время Октябрьской революции. Его лирика
— это душевные переживания поэта о
происходящих на Родине событиях Блок
говорит о своих личных чувствах, но в
них отражается настроение всего
поколения. Ранние стихи Блока наполнены
таинственностью. Женский образ предстает
скорее символом, чем реальным существом.
Это божественный символ Женского Начала,
Матери Мира. Цикл "Стихи о Прекрасной
Даме" обращен к "Царевне", к
"Вечной Жене":
Предчувствую
Тебя. Года проходят мимо - Все
в облике одном предчувствую Тебя.
В
другом стихотворении этого цикла Блок
описывает Ее присутствие в храме.
Возможно, занятого мыслями о Ней,
церковная обстановка впечатляет на
описание этого образа:
Вхожу
я в темные храмы, Совершаю
бедный обряд.
Там жду
я Прекрасной Дамы :
В мерцанье красных лампад...
Постоянное
ожидание чуда, надежда на встречу с
Высшим миром окутывают раннюю лирику
поэта. Но позже меняется сам автор,
меняются и его произведения. Целые циклы
посвящены его земной, настоящей любви.
Цикл "Фаина" содержит в себе два
совершенно различных стиля. Стихотворение
"Заклятие огнем и мраком" — яркое,
наполненное ликованием и стремительностью
написания. Его отличает быстрый темп,
ритмичность, восторженность. И вдруг
совсем по-другому, осторожно, тихо он
обращается к ней:
Когда
вы стоите на моем пути, Такая
живая, такая красивая, Но
такая измученная, Говорите
все о печальном, Думаете
о смерти, Никого не
любите И презираете
свою красоту — Что
же? Разве я обижу вас?
Без
торжественных вскриков он размышляет,
говорит, что хотел бы, чтобы она влюбилась
в простого человека,
Который
любит землю и небо Больше,
чем рифмованные и нерифмованные Речи
о земле и о небе.
Совсем
другой слог, другое чувство — спокойствие
и одновременно красота. И дальше такой
же "странный" стих, как
продолжение:
Она пришла
с мороза, Раскрасневшаяся, Наполнила
комнату Ароматом
воздуха и духов, Звонким
голосом И совсем
неуважительной к занятиям Болтовней.
Эти
два стихотворения как затишье, пауза в
стремительном движении. В них звучит
отдаленная, пространная музыка, которая
едва слышна вдалеке. А перед нами двое
— он и она. Причем не в заоблачных далях,
не в мистических образах, а простые,
такие, как есть. Он сердится, что целуются
не они, а голуби, а она переживает за
кота, который "с трудом лепится по
краю крыши, подстерегая целующихся
голубей". Замечательная находка:
"лепится". В цикле
"Вольные мысли" Блок наполнен
реальностью жизни, ее настоящими,
житейскими чертами. Любовь, радость,
горе и счастье людей становятся основным
предметом внимания поэта. В стихотворении
"В дюнах" Блок с новой силой передает
образ любви. Свободолюбивый и решительный,
он возглашает:
Я не
люблю пустого словаря Любовных
слов и жалких выражений: "Ты
мой", "Твоя", "Люблю", "Навеки
твой". Я рабства не
люблю...
И тут же, еще
не опустив гордую голову, он проносится
через время и признает:
Так
думал я. И вот она пришла И
стала на откосе. Были рыжи Ее
глаза от солнца и песка... ...
"Моя! Моя!" — И пусть она мне
крикнет: "Твоя!
Твоя!"
Не только
земные женщины, но и литературные образы
вдохновляли поэта предавать свои чувства
перу: Сольвейг, Кармен. В стихотворении
своей жене Блок называет ее Офелией.
Вообще герои из разных произведений
всех времен, исторические личности
постоянно присутствуют в стихах поэта.
Искренний и свободный, сам Александр
Блок стремился, чтобы потомки поняли
его "сокрытый двигатель" так:
Он
весь — дитя добра и света, Он
весь — свободы торжество!