"Предчувствую Тебя..." (Любовная лирика А. А. Блока)
"Предчувствую Тебя..." (Любовная лирика А. А. Блока)
Александр Блок — известная
личность, гениальный поэт. Каким он был?
Любил ли он свой народ? Природу? Кого
любил? О чем мечтал? На все эти вопросы
можно найти ответы в строках его
произведений. Я хотела бы рассказать о
юношеской лирике Блока, его раннем
творчестве. Может быть, потому, что мне
наиболее близок именно этот период
жизни поэта, ведь к нему относятся самые
прекрасные, светлые и нежные его
произведения. И я хочу сравнить свои
представления о мире с представлениями
молодого поэта. В
юношеской лирике Блока ("Стихи о
Прекрасной Даме") все овеяно атмосферой
мистической тайны и совершающегося
чуда. Все в этой лирике "робко и темно",
зыбко и туманно, подчас неуловимо: только
"намек" весенней песни, только
клочок светлого неба, какие-то отблески,
какие-то "клики"... И все это — знаки
"нездешних надежд" на вселенское
"непостижимое чудо", на явление
Вечной Девы, Прекрасной Дамы, "величавой
Вечной Жены", "Девы — Зари — Купины",
в образе которой для Блока воплощалось
некое всеединое божественное начало,
долженствующее "спасти мир" и
возродить человечество к новой,
совершенной жизни.
Предчувствую
Тебя. Года проходят мимо — Все
в облике одном предчувствую Тебя. Весь
горизонт в огне — и ясен нестерпимо. И
молча меду, — тоскуя и любя...
Кажется,
что поэт смотрит на мир через пелену,
которая делает реальную действительность
прекрасной сказкой. Да, она зыбка и
туманна, но она красива, она отрывает
от настоящего и уносит куда-то на другую
планету, планету Любви и Света.
Вхожу
я в темные храмы, Совершаю
бедный обряд. Там жду
я Прекрасной Дамы В
мерцаньи красных лампад...
Эта
тема ожидания и предчувствия каких-то
чудесных перемен — господствующая в
юношеской лирике Блока. Поэт уже и тогда
чувствует неясную тревогу, ловит ее
"знаки", уже и тогда замечает, что
вокруг него ширится и растет "буря
жизни" (знаменательно в этом смысле
стихотворение "Гамаюн, птица вещая"),
но еще страшится этой бури и пытается
укрыться от нее в идеальном мире своей
мечты и фантазии, где нет ни человеческих
слез, ни мук, ни крови, а только музыка,
розы, лазурь, "улыбки, сказки и
сны". Даже свои
земные, вполне реальные переживания и
впечатления юный Блок пытался истолковать
в духе мистической веры, как нечто
"сверхреальное". Впрочем, живое
чувство истинного поэта подчас
сопротивлялось этому и упрямо прорастало
сквозь зыбкую оболочку условного,
мифологизированного мира, в котором он
пребывал. Поэзия
сплошь и рядом побеждала в ранних стихах
Блока метафизику. И тогда пейзажи и
любовные сюжеты обретали художественную
плоть, как, например, в рассказе о
безмолвных встречах с любимой девушкой
("Мы встречались с тобой на закате..."),
где вечерний туман, рябь воды, камыш и
весло, которым вооружена героиня, создают
эстетическое, эмоциональное впечатление
вне каких-либо мистических истолкований,
и даже "вечерние свечи", загорающиеся
на песчаной косе, теряют свой
^иносказательный смысл, оказываясь на
поверку тонкоствольными соснами,
освещенными заходящим солнцем.
Были
странны безмолвные встречи. Впереди
— на песчаной косе — Загорались
вечерние свечи. Кто-то
думал о бледной красе.
Александр
Блок мечтал о том, что будущий читатель
увидит в его поэзии торжество добра,
света и свободы, что он сумеет прочесть
в его стихах о будущем, сумеет почерпнуть
в них силы для жизни:
...есть
ответ в моих стихах тревожных: Их
тайный жар тебе поможет жить.
Так
и случилось. Как все истинно великое и
прекрасное в искусстве, поэзия Блока с
ее правдой, искренностью, тайным жаром
и магической музыкой помогает и всегда
будет помогать людям жить, любить,
творить и бороться.