"Страшный мир! Он для сердца тесен!" (По лирике А.А.Блока)
"Страшный мир! Он для сердца тесен!" (По лирике А.А.Блока)
Блок... "Имя твое — птица в
руке. Имя твое —
льдинка на языке. Одно-единственное
движение губ. Имя твое
— пять букв..."
И как
бы вторя пронзительным строкам Цветаевой,
звучит у Блока:
Страшный
мир! Он для сердца тесен! В
нем — твоих поцелуев бред, Темный
морок цыганских песен, Торопливый
полет комет!
Наверное,
эти стихи связываются с обликом
неповторимого поэта России оттого, что
он сумел с редкой художественной силой
и убедительностью выразить в своем
творчестве и себя. Личное и общественное
со временем так тесно переплелись в его
поэзии, что их невозможно отделить друг
от друга.
В легком
сердце — страсть и беспечность,
Словно с моря мне подан знак. Над
бездонным провалом в вечность, Задыхаясь,
летит рысак.
Начиная
со "Слова о полку Игореве" тема
любви слилась с темой родины и стала
ведущей в творчестве выдающихся русских
писателей. Важной она была и для Блока.
Он сумел увидеть в России и тютчевскую
тайну, и некрасовскую убогую деревенскую
Русь, и летящую вдаль гоголевскую
птицу-тройку. Но, пожалуй, ни у одного
из писателей патриотическая тема так
полно не сомкнулась с любовной, интимной
лирикой, как у Блока. Нетрадиционным
стал блоковский образ родины-невесты,
жены, Прекрасной Дамы, Вечной Женственности.
Не как мать любит Блок Россию, а как
возлюбленную. Но ее облик постоянно
меняется. Прекрасная Дама оборачивается
то Незнакомкой то проституткой, являя
собой новые и новые лики России. Сначала,
как невеста или жена, она напоминает
небесную возлюбленную. В стихах "На
поле Куликовом" она охраняет спящих
воинов.
И когда, наутро,
тучей черной Двинулась
орда, Был в щите Твой
лик нерукотворный Светел
навсегда.
У Блока даже
в щит воина, готовящегося к битве, вместо
нерукотворного Спаса вписан образ
"светлой жены". Но в лирике поэта
его возлюбленная — родина — принимает
и другие черты. Блок подсмотрел в ней
что-то буйное, хмельное, страстное, что
властно прорывается сквозь лик
богоизбранной невесты, благочестивой
девы.
Там прикинешься
ты богомольной, Там
старушкой прикинешься ты, Глас
молитвенный, звон колокольный, За
крестами — кресты да кресты...
Нет, родина Блока не смиренная кроткая
дева или богомольная старушка, а полная
сил и страсти женщина, наделенная
"разбойной красой". Значит, Россия
предстает у Блока не только поэтической,
одухотворенной и прекрасной, но и нищей
— с серыми избами, расхлябанными колеями,
острожной тоской, унылой песней ямщика.
Здесь в этой контрастности выступает
острое противоречие между идеалом и
действительностью, которое и порождает
трагические предчувствия поэта. Но в
то же время Блок верит в будущее отчизны,
в то, что она преодолеет все беды и
невзгоды. И обрести эту веру ему помогает
Гоголь, к которому не раз обращается
поэт в своей публицистике. В свое
неспокойное, жестокое и противоречивое
время сквозь десятилетия слышит Блок
взволнованный голос великого писателя
XIX века, призывающего русских людей
любить не только прекрасную Россию, но
и убогую, нищую, переполненную болезнями
и страданиями родину. Тревожный мотив
летящей птицы-тройки проходит через
всю поэзию и публицистику Блока,
приобретая новое неожиданное звучание.
В статье "Интеллигенция и революция"
поэт в "чудном" звоне колокольчика
слышит тот возрастающий гул, который
предвещает революцию. "Что, если
тройка, вокруг которой "гремит и
становится ветром разорванный воздух",
— летит прямо на нас?" — писал Блок
в 1908 году. Поразителен пророческий дар
писателя, который провидит грядущую
трагедию России, где прямо "под ногами
бешеной тройки" нашли гибель десятки
тысяч русских людей. Гоголевская
птица-тройка преображается у Блока в
"степную кобылицу" в цикле "На
поле Куликовом".
И
вечный бой! Покой нам только
снится Сквозь кровь
и пыль... Летит, летит
степная кобылица И
мнет ковыль... И нет
конца! Мелькают версты,
кручи... Остановись! Идут,
идут испуганные тучи, Закат
в крови!
Когда читаешь
эти стихи, возникает ощущение, что
бешеная, захлебывающаяся скачка, которую
невозможно остановить, должна завершиться
катастрофой. Россия неудержимо несется
к своим страшным годам. Это прозрение
Блока особенно подчеркивается последними
строками, которые означают уже не только
человеческий бунт, но и бунт неба. Как
новое пророчество о будущем, появляется
у Блока новый образ Возлюбленной —
России: "пьяная Русь", "разбойная
краса", "роковая, родная
страна".
Тебя жалеть
я не умею И крест свой
бережно несу... Какому
хочешь чародею Отдай
разбойную красу!
Пускай
заманит и обманет, — Не пропадешь, не
сгинешь ты, И лишь забота затуманит Твои
прекрасные черты... Да,
любовь несовместима с жалостью, она же
дает поэту твердую веру в Россию, в то,
что она выстоит, не погибнет, несмотря
на кровь и страдания. Пусть будет больше
одной слезой, но все равно все те же "лес
и поле, да плат узорный до бровей" —
у России. Кровавый отсвет от дней войны
и "дней свободы" не может затуманить
ее "прекрасные черты". В замечательном
стихотворении "Грешить бесстыдно,
беспробудно" с жестоким реализмом
изображается то злое, низкое, подлое и
пошлое, что есть в России. Изображено в
дальнейшем и лицо, которое олицетворяет
здесь эти качества, несколько раз
крестится, целуя "столетний бедный
и зацелованный оклад", кладет грошик,
а дома на тот же грош обсчитывает ближнего
и, икнув, отпихивает голодного пса от
двери, чтобы затем "на перины пуховые
в тяжелом завалиться сне". Много
душевных сил и истинной любви нужно
иметь поэту, чтобы и после этого
сказать:
Да, и такой,
моя Россия, Ты всех
краев дороже мне.
Верно
заметил Гумилев, что из некрасовских
заветов любить отчизну "с печалью и
гневом" Блок принял только первый.
Страшная, пьяная, преступная Россия,
предстающая в стихах Блока, не убивает
светлых, оптимистических надежд поэта
на великое будущее родной страны. Его
волнуют не политические судьбы России,
а спасение ее живой души. Может быть,
поэтому Блок находит образ, издавна
символизирующий любовь и добро, которые
все-таки должны воцариться в мире. Это
образ Христа — Сына .Человеческого,
который так же, как и художественное
воплощение Вечной Женственности,
возникает в интимно-личных переживаниях
поэта. Блок знал, что политическая
реакция преходяща; что через нее придется
выйти на путь борьбы за вселенскую идею.
И тогда сквозь "тьму исторической
ночи" проникнут в души людей лучи
нового мира. И этот свет, означающий
духовно-нравственный поиск народа,
несет в себе образ Христа. Христос!
Родной простор печален,
Изнемогаю
на кресте. И челн твой
будет ли причален К
моей распятой высоте?
В
этом риторическом вопросе звучат и
боль, и отчаяние, и надежда. Здесь
появляется и развивается мотив
"сораспинания" с родиной, которая
всегда была для Блока и смыслом, и целью
его поэзии. Образ России в душе поэта
"светел навсегда". Он давал ему
силу, рождал волю к жизни, внушал надежду.
Поэтому и сейчас по-прежнему