«Земное» и «неземное» в «Стихах о Прекрасной Даме» А.Блока
«Земное» и «неземное» в «Стихах о Прекрасной Даме» А.Блока
Одинокий, к тебе
прихожу, Околдован
огнями любви. Ты
гадаешь - Меня не зови,
- Я и сам уж давно
ворожу. А.А.
Блок
Александр
Александрович Блок один из изысканнейших
поэтов русской классической литературы.
Увлекшись в юности философией Владимира
Соловьева о "двоемирии”, поэт на время
становится мистиком, чувствует в
окружающем мире предвестников конца
света. А наступающую революцию Блок
ощущает как развертывающийся хаос.
Спасение же видит в божественном начале
"Мировой души” или "Вечной
женственности”. В
этот период появляется таинственный и
волшебный цикл "Стихов о Прекрасной
Даме”. В лирической героине цикла
слились черты загадочной незнакомки и
конкретной женщины, Любови Дмитриевны
Менделеевой, в которую Блок был страстно
влюблен, ставшей впоследствии его
женой.
Предчувствую
Тебя. Года проходят
мимо — Все в облике
одном — предчувствую Тебя. Весь
горизонт в огне — и ясен нестерпимо,
И молча жду, — тоскуя и любя.
Но
Блок не был бы великим поэтом, если бы
отразил в лирике лишь свои личные
переживания. Он сумел услышать грядущие
большие перемены, прочувствовать всем
сердцем испытания, выпавшие на его долю
и судьбу страны, и вылить их в прекрасные
стихи. Это было
необычное, судьбоносное время. И поэзия
получилась под стать времени.
Разгораются
тайные знаки На глухой,
непробудной стене.
Золотые и красные маки Надо
мной тяготеют во сне. Укрываюсь
в ночные пещеры И не
помню суровых чудес. На
заре — голубые химеры Смотрят
в зеркале ярких небес.
"Неземные”
черты "Прекрасной Дамы” органично и
легко сливаются в запоминающийся и
узнаваемый образ музы Блока. Он
преклоняется перед "вечной женственностью”
и красотой своей избранницы. Она принимает
облик то горячо любимой матери, то
возлюбленной, то Родины.
Я
искал голубую дорогу И
кричал, оглушенный людьми. Подходя
к золотому порогу, Затихал
пред Твоими дверьми. Проходила
Ты в дальние залы, Величава,
тиха и строга. Я носил
за Тобой покрывало И
смотрел на Твои жемчуга.
Поэт стремится слить воедино три этих
образа, чтобы получился идеальный,
достойный поклонения, и одновременно
боится приземлить, упростить черты
своего кумира. Блок одновременно ожидает
и боится любви, уходит в мистицизм и
символику.
Вхожу я в
темные храмы, Совершаю
бедный обряд. Там жду
я Прекрасной Дамы В
мерцаньи красных лампад. В
тени у высокой колонны Дрожу
от скрипа дверей. А в
лицо мне глядит, озаренный. Только
образ, лишь сон о Ней.
Это
время становления поэта, Блок в поиске
формы, ритма, мелодики стиха. Реальный
мир часто представляется ему как бы
сквозь призму волшебного зеркала. Вполне
реальные события и места действия
заволакиваются волшебной дымкой фантазии
поэта. Он искусственно уходит от
реальности, в красивость фантазии.
Мы
встречались с тобой на закате, Ты
веслом рассекала залив. Я
любил твое белое платье, Утонченность
мечты разлюбив. Были
странны безмолвные встречи. Впереди
— на песчаной косе Загорались
вечерние свечи. Кто-то
думал о бледной красе.
Таким
образом, вполне земной образ преображается
в романтико-символический миф. Поэт
стремится к некой гармонии, какой нет
на земле, но существует в его мечтах и
фантазиях. На протяжении времени заметно
меняется настроение поэта от восторженного
поклонения к сомнениям и крушению
надежд. Напряженный драматизм присущ
ряду стихотворений Блока. Временами он
сменяется заполняющим душу лиризмом.
Поэт находится в поиске своего стиля.
Но что присуще было Блоку изначально,
так это изысканность слога, красота
речи и полет фантазии.
Я
к людям не выйду навстречу, Испугаюсь
хулы, и похвал. Перед
Тобой Одною отвечу, За
то, что всю жизнь молчал. Молчаливые
мне понятны, И люблю
обращенных в слух: За
словами — сквозь гул невнятный Просыпается
светлый Дух. Я пойду
на праздник молчанья, Моего
не заметят лица. Но
во мне — потаенное знанье О
любви к Тебе без конца.