Одинокий, к тебе
прихожу,
Околдован
огнями любви.
Ты
гадаешь -
Меня не зови,
-
Я и сам уж давно
ворожу.
А.А.
Блок
Александр
Александрович Блок один из изысканнейших
поэтов русской классической литературы.
Увлекшись в юности философией Владимира
Соловьева о "двоемирии”, поэт на время
становится мистиком, чувствует в
окружающем мире предвестников конца
света. А наступающую революцию Блок
ощущает как развертывающийся хаос.
Спасение же видит в божественном начале
"Мировой души” или "Вечной
женственности”.
В
этот период появляется таинственный и
волшебный цикл "Стихов о Прекрасной
Даме”. В лирической героине цикла
слились черты загадочной незнакомки и
конкретной женщины, Любови Дмитриевны
Менделеевой, в которую Блок был страстно
влюблен, ставшей впоследствии его
женой.
Предчувствую
Тебя.
Года проходят
мимо —
Все в облике
одном — предчувствую Тебя.
Весь
горизонт в огне — и ясен нестерпимо,
И молча жду, — тоскуя и любя.
Но
Блок не был бы великим поэтом, если бы
отразил в лирике лишь свои личные
переживания. Он сумел услышать грядущие
большие перемены, прочувствовать всем
сердцем испытания, выпавшие на его долю
и судьбу страны, и вылить их в прекрасные
стихи.
Это было
необычное, судьбоносное время. И поэзия
получилась под стать времени.
Разгораются
тайные знаки
На глухой,
непробудной стене.
Золотые и красные маки
Надо
мной тяготеют во сне.
Укрываюсь
в ночные пещеры
И не
помню суровых чудес.
На
заре — голубые химеры
Смотрят
в зеркале ярких небес.
"Неземные”
черты "Прекрасной Дамы” органично и
легко сливаются в запоминающийся и
узнаваемый образ музы Блока. Он
преклоняется перед "вечной женственностью”
и красотой своей избранницы. Она принимает
облик то горячо любимой матери, то
возлюбленной, то Родины.
Я
искал голубую дорогу
И
кричал, оглушенный людьми.
Подходя
к золотому порогу,
Затихал
пред Твоими дверьми.
Проходила
Ты в дальние залы,
Величава,
тиха и строга.
Я носил
за Тобой покрывало
И
смотрел на Твои жемчуга.
Поэт стремится слить воедино три этих
образа, чтобы получился идеальный,
достойный поклонения, и одновременно
боится приземлить, упростить черты
своего кумира. Блок одновременно ожидает
и боится любви, уходит в мистицизм и
символику.
Вхожу я в
темные храмы,
Совершаю
бедный обряд.
Там жду
я Прекрасной Дамы
В
мерцаньи красных лампад.
В
тени у высокой колонны
Дрожу
от скрипа дверей.
А в
лицо мне глядит, озаренный.
Только
образ, лишь сон о Ней.
Это
время становления поэта, Блок в поиске
формы, ритма, мелодики стиха. Реальный
мир часто представляется ему как бы
сквозь призму волшебного зеркала. Вполне
реальные события и места действия
заволакиваются волшебной дымкой фантазии
поэта. Он искусственно уходит от
реальности, в красивость фантазии.
Мы
встречались с тобой на закате,
Ты
веслом рассекала залив.
Я
любил твое белое платье,
Утонченность
мечты разлюбив.
Были
странны безмолвные встречи.
Впереди
— на песчаной косе
Загорались
вечерние свечи.
Кто-то
думал о бледной красе.
Таким
образом, вполне земной образ преображается
в романтико-символический миф. Поэт
стремится к некой гармонии, какой нет
на земле, но существует в его мечтах и
фантазиях. На протяжении времени заметно
меняется настроение поэта от восторженного
поклонения к сомнениям и крушению
надежд. Напряженный драматизм присущ
ряду стихотворений Блока. Временами он
сменяется заполняющим душу лиризмом.
Поэт находится в поиске своего стиля.
Но что присуще было Блоку изначально,
так это изысканность слога, красота
речи и полет фантазии.
Я
к людям не выйду навстречу,
Испугаюсь
хулы, и похвал.
Перед
Тобой Одною отвечу,
За
то, что всю жизнь молчал.
Молчаливые
мне понятны,
И люблю
обращенных в слух:
За
словами — сквозь гул невнятный
Просыпается
светлый Дух.
Я пойду
на праздник молчанья,
Моего
не заметят лица.
Но
во мне — потаенное знанье
О
любви к Тебе без конца.
«Земное» и «неземное» в «Стихах о Прекрасной Даме» А.Блока