«Мелодией одной звучат печаль и радость...» (Тема любви в лирике А. Блока)
«Мелодией одной звучат печаль и радость...» (Тема любви в лирике А. Блока)
...Трагический тенор эпохи.
А. Ахматова
Существует
такое расхожее представление, что слова
"любовь” и "символизм” являются едва
ли не абсолютными синонимами. Основанием
для такого мнения служит как принадлежность
большинства символистов (Зинаида
Гиппиус, Андрей Белый, Константин
Бальмонт и другие) к чистым лирикам,
главным содержанием творчества которых
было отражение в поэзии чувств, и прежде
всего любви, так и самая суть символизма
как художественного метода. Не
вдаваясь в теорию, скажу, что символист
в своих творениях отражает не объективный,
а трансформированный, пропущенный через
внутреннее видение поэта мир, а это
внутреннее видение становится следствием
невидимых и таинственных связей с
Творцом, Демиургом, Создателем всего
сущего. По мнению символистов, эта связь
обеспечивает творческим личностям
знание замысла Божьего, которого лишены
все простые смертные. Знание же это
приводит к установлению для слов
естественного языка произвольных,
понятных только посвященным значений,
— по этой черте (слово становится
символом) получили свое название и
метод, и литературное течение конца XIX
— начала XX веков. В
наши дни из всех русских символистов
наиболее известен Александр Александрович
Блок. И это понятно: чтение стихов или
прозы символистов требует особого
душевного настроя и тяжкой работы души
и разума. Но если не лениться, то войдешь
в удивительный мир красок и образов,
соприкоснешься с ранимой, трепетной
душой автора, поймешь, какой напряженной
жизнью жила интеллигенция уже далекого
для нас XIX века. И навсегда, как когда-то
Анна Андреевна Ахматова, полюбишь
тонкую, изящную и одновременно тревожную
и трепетную поэзию А. Блока, в которой
"мелодией одной звучат печаль и радость”.
По-блоковски органично эти мотивы
переплетены в любовной лирике певца
Прекрасной Дамы. Андрей
Белый назвал своего гениального друга
и соперника "первым поэтом земли
русской”. С этим трудно не согласиться.
Как XIX век был озарен гением А. С. Пушкина,
так и XX век нельзя представить без
трагического голоса Александра Блока.
Этот трагизм явлен во всем: в воспевании
любви и неудачах в интимной жизни, в
приверженности символизму и в сознательном
переходе к реализму, в принятии революции
и разочаровании в ней накануне смерти,
в страстном обожествлении России и
ощущении собственной вины перед ней.
При этом поэт всегда и во всем остается
удивительно цельной личностью, наверное,
потому, что слушал жизнь "всем сердцем”.
И совершенно естественно, что первой
это сердце посетила любовь. Трудно
найти в поэзии автора, который не писал
бы о любви, не обожествлял бы предмета
своего обожания. Любовь — чувство,
возвышающее человека, делающее его чище
и благороднее — обеспечила блестящий
дебют А. Блока в литературе, сразу
поставила его на первое место в плеяде
русских лириков. В
"Стихах о Прекрасной Даме”, носящих
следы сильного влияния философии и
поэзии Владимира Соловьева, Блок придает
и своей любви, и возлюбленной черты
божественной избранности. Его лирический
герой — раб "Владычицы вселенной”.
Бели в русской поэзии Любовь всегда
символизировала победу жизни над
смертью, то у Блока любовь — победу над
пошлостью, несправедливостью, насилием,
переполняющими жизнь. Именно в
романтическом мире неземной любви
находит успокоение лирический герой
Блока:
Покорный ласковому
взгляду, Любуюсь
тайной красоты, И за
церковную ограду
Бросаю белые цветы.
Лирический
герой блаженствует, страдает, испытывая
такие сильные чувства, что готов даже
принять смерть:
За
краткий сон, что нынче снится, А
завтра нет, Готов и
смерти покориться младой поэт.
Кажется,
герой живет лишь мечтой о встрече со
своим идеалом. Но в то же время он и
страшится этой встречи, опасаясь, что
приход Прекрасной Дамы в реальный мир
изменит "любимые черты”:
Предчувствую
Тебя. Года проходят
мимо — Все в облике
одном предчувствую
Тебя... Как ясен горизонт: и лучезарность
близко. Но страшно
мне — изменишь облик ты.
Меня
поразила одна мысль Владимира Орлова,
лучшего знатока творчества А. Блока в
отечественном литературоведении. В
книге "Гамаюн” он сказал, что за всей
туманностью, недосказанностью, символикой
"Стихов о Прекрасной Даме” пытливый
читатель обнаружит все перипетии
развития любовных
отношений Александра Блока и Любови
Менделеевой, ставшей женой поэта, но
так и не сделавшей его счастливым
человеком. Видимо, поэтому и страшится
юный поэт, что реальность может быть
грубее, приземленнее идеала. Этот
страх, однако, не изменил самого отношения
Блока к великому чувству. Я узнаю в его
стихах пушкинскую удивительную
способность видеть в женщине божественное
начало. Как и певец "гения чистой
красоты”, Блок возносит любимую женщину
на пьедестал богини:
Так
пел ее голос, летящий в купол, И
луч сиял на белом плече,
И каждый из мрака смотрел и слушал, Как
белое платье пело в луче.
Мне
кажется, что стихотворение "Девушка
пела в церковном хоре” можно назвать
шедевром мировой любовной лирики, хотя
в нем нет еще самой любви, есть лишь ее
предчувствие. Но такой и должна быть
настоящая любовь, чистая и светлая,
какой предстала перед поэтом эта,
по-видимому, незнакомая ему
хористка. Однако пора
юношеских порывов и мечтаний проходит,
рядом с ними обнаруживается реальная,
далекая от идеалов жизнь. Горькая
действительность (неудачный брак,
поражение первой русской революции и
наступившая реакция) меняет настроение
поэта, его мироощущение. Серость и
пошлость обыденной жизни, где
...Среди
канав гуляют с дамами Испытанные
остряки,
преодолевается
поэтом с помощью образа прекрасной
незнакомки, героини одноименного
стихотворения поэта. Для завсегдатаев
загородных ресторанов, ищущих "истину
в вине”, женщина по-прежнему остается
тайной. Она не запачкана ни пошлостью,
ни грязью, ни пороками, своим присутствием
она поэтизирует обыденность, смиряя
сердце, давая утешение душе, сохраняя
уже готовую уничтожить себя
жизнь:
Глухие тайны
мне поручены, Мне
чье-то сердце вручено... В
моей душе лежит сокровище, И
ключ поручен только мне!
Женщина
создана для любви. И если судьба
распоряжается иначе, то никто не смеет
осудить ее:
Я не только
не имею права, Я тебя
не в силах упрекнуть За
мучительный твой, за лукавый, Многим
женщинам сужденный путь.
Я
очень люблю поэтический цикл "Кармен”,
навеянный встречей А. Блока с певицей
Андреевой-Дельмас, исполнительницей
партии испанской цыганки в опере Визе.
В этих стихах перед нами уже не
романтическая любовь, а страстное и
стихийное чувство, определяющее судьбу
лирического героя:
Ты
— как отзвук забытого гимна В
моей черной и дикой судьбе.
Меняется
возлюбленная: перед нами уже не символ
возвышенной любви, "золотокудрый”
демон, в чьем голосе слышится "рокот
бурь”. Меняется и лирический герой: из
робкого раба Прекрасной Дамы он
превращается в пылкого возлюбленного.
Интересна деталь: образ лирического
героя явлен в двух ипостасях. Это и поэт,
который
Глядит на стан
ее певучий И видит
творческие сны,
но
в то же время и возлюбленный Кармен
Хозе, чье сердце пронизано мучительной
ревностью:
Нет, никогда
моей, и ты ничьей не будешь...
Однако
любовь-страсть не может быть долговечной,
она неизбежно заканчивается трагедией
разочарования, пресыщения и душевной
опустошенности:
Вместе
ведь по краю, было время,
Нас водила пагубная страсть,
Мы хотели вместе сбросить бремя И
лететь, чтобы потом упасть.
Когда
А. Блок написал поэму "Двенадцать”,
его противники яростно язвили, что на
смену "Прекрасной Даме” пришла
"толстоморденькая” Катька. Я думаю,
что Катька олицетворяет женскую судьбу
в новых условиях, когда осквернена
любовь, осквернена сама жизнь. Для
меня Александр Блок — самый великий
поэт XX века, певец тончайших движений
человеческой души. Закончить свое
сочинение я хотела бы строками из
стихотворения А. Ахматовой, написанными
на смерть А. Блока:
Принесли
мы Смоленской заступнице, Принесли
Пресвятой Богородице На
руках во гробе серебряном Наше
солнце, в муке погасшее, — Александра,
лебедя чистого.